10 век – время варварства
Древний РИМ - Средневековый Рим
X век — время процветания варварства в Вечном городе, где духовенство не только не скрывало своего невежества, но даже гордилось им.
Когда клерикалы Франции стали однажды упрекать своих римских коллег в необразованности, один из них откровенно сказал: «Наместники и ученики Петра не желают иметь своими наставниками ни Платона, ни Вергилия, ни Теренция и никого другого из всей скотской породы философов, которые то, как птицы в воздухе, подымаются в горном полете мысли, то, как рыбы в море, погружаются в глубь вещей, то движутся шаг за шагом, как овцы, опустошающие пастбища. И потому, говорите вы, тот, кто не напичкан подобными фантазиями, не может занять место привратника? А я вам говорю, что ваше утверждение ложь. Петр ничего этого не знал и все-таки был поставлен при вратах, ведущих в небо, так как сам господь сказал ему: я дам тебе ключи от царства небесного... И от начала мира бог делает своими провозвестниками не философов и ораторов, а людей неученых и простых».
По сравнению с Римом духовенство в Германии, Франции и даже в других местах Италии отличалось гораздо большей образованностью.
Сколь низко пал культурный уровень в Риме, видно по тем кратким описаниям достопримечательностей Вечного города, которые составлялись для паломников. Например, один анонимный автор написал, что на Капитолии древние римляне воздвигли 70 бронзовых статуй, олицетворяющих различные народы; на каждую повесили табличку с названием ,и колокольчик. Около этих изваяний денно и нощно жрецы несли бдительную вахту.
Как только где-либо происходило восстание, соответствующая статуя начинала двигаться, а колокольчик звенел. Жрецы тотчас же узнавали, какой народ затеял смуту, и сообщали об этом императору .
Другой автор, повествуя о начале Рима, рассказывал, что поблизости от будущего знаменитого города Ной основал свой город, а его сыновья Янус, Иафет и Камез построили на Палатинском холме город Яникул, и т. д. . В сумбурных головах средневековых римлян воспоминания о реальной истории перемешались с библейскими преданиями и откровенной фантастикой.
На площади около Латеранской базилики стояла позолоченная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, императора-философа II века. Невежественные средневековые римляне считали ее изображением императора Константина, к которому питали глубокое уважение.
Только благодаря этому заблуждению статуя уцелела. А если бы обитатели одичавшего Рима узнали истину, они без малейшего колебания перелили бы античного философа на оружие, ибо металл представлял для них большую ценность, а древнее искусство в их глазах не стоило ничего.
Читайте: |
---|