Собрания

Древний РИМ - Жизнь в Древнем Риме

собрания

Цицерон говорит, что в момент составления первого триумвирата площадь народного собрания безмолвствовала и честные люди осмеливались говорить только «в кружках и за столом». Тот же смысл имеют слова, вложенные Тацитом в уста Тиберия: «Я знаю, что жалобы раздаются за пирами и в кружках». Что подразумевалось под этим?

Нет надобности останавливаться долго на пирах. Известно, какое значение в жизни римлян всех званий и состояний имели эти сборища друзей, которые с течением времени стали очень частыми. Семейные торжества, религиозные праздники, необходимость поговорить об общих делах, наконец, просто желание весело провести время — все это служило поводом для устройства пиров, число которых в эпоху Империи чрезвычайно умножилось. Выдающиеся люди хотели на пиру побеседовать на свободе с друзьями. Среди этих беспорядочных и бесконечных разговоров не забывали и о политике. Политические беседы после обеда, когда жар пира возбуждал присутствующих и развязывал им языки, не всегда были благоприятны для императорского правительства. На одном из таких пиров претор Антистий прочел оскорбительные для Нерона стихи, за которые был изгнан.

Гораздо труднее представить себе, что такое были «кружки». Чтобы составить ясное представление о них, нужно вспомнить о привычках древних. В этом прекрасном климате люди не привыкли сидеть у себя взаперти; наоборот, они очень охотно оставляли дома и проводили день под открытым небом. Жители Рима, если не были в театре или в цирке, прогуливались среди постоянных разнообразных зрелищ, которые открывались взору любопытных всех стран в вечном городе. Они слонялись по улицам, останавливались на перекрестках, садились, когда почувствуют усталость, на скамьях и экседрах, которые стояли на площадях. Это были толпы праздных зевак, так называемых circuit, которые собирались, чтобы поглазеть на что-нибудь или поболтать вместе. Особенно толпился народ на Марсовом поле, на форуме вокруг шарлатанов, продающих свои лекарства, вожаков ученых или редких зверей, а также фокусников. Иногда какой-нибудь несчастный поэт, доведенный до отчаяния отсутствием читателей, пользовался такими случайными сборищами, чтобы продекламировать публике свои стихи. Часто толпа собиралась специально для того, чтобы послушать разглагольствования одного из тех господ, которые считают себя весьма влиятельными людьми и думают, что знают все важные новости. Таких было много в Риме, и при наступлении важных событий, в дни тревог и ожидания, когда каждый с нетерпением расспрашивал о том, что он боялся узнать, доверие к этим уличным ораторам очень сильно росло. С серьезной важностью выносилось одобрение или порицание полководцам, составлялись планы военных действий, обсуждались подробности мирных договоров. Уличные политиканы в конце Республики и в первые времена Империи собирались у подножия трибуны для произнесения речей, отчего и получили название «сидящие под Рострами». Здесь был источник мрачных слухов, которые волновали Рим. Рассказывали, что парфяне наводнили Армению, что германцы переходят Рейн, и толпа, слушавшая эти зловещие новости, не всегда щадила императора и его приближенных, которые не приняли достаточно энергичных мер для защиты границ. В свою очередь и император установил надзор за этими беспокойными говорунами. В толпу посылались переодетые воины, которые доносили начальству обо всем услышанном. Подобные разговоры под открытым небом, где шпионы могли нарочно заводить их, представляли собою, таким образом, некоторую опасность. Благоразумные люди предпочитали хранить молчание. Они давали волю языку лишь в кружке людей, среди которых они считали себя в безопасности. В Риме существовало тогда нечто подобное тому, что мы называем теперь «светом», т. е. собрание людей чаще всего чужих друг другу, различного происхождения и состояния; у них не было каких-нибудь общих дел или интересов, требующих совместного обсуждения, и если они сходились, то только из-за удовольствия быть вместе. Характерной чертой наших светских собраний служит присутствие на них женщин: то же самое часто бывало и в Риме. Им не запрещалось бывать на пирах, и Корнелий Непот говорит, что никого не удивляло, когда римлянин, отправляясь в гости обедать, брал с собой и жену, что греки сочли бы неприличным. Итак, уже сами пиры представляли собой светские собрания; но есть основание утверждать, что кроме этого были еще собрания и другого рода. Очень может быть, что начиная с I в. привычка жить вместе развила между людьми разных полов фамильярное отношение, чуждое древнему обществу. Вот изображение современного светского человека, описанное Марциалом: «Светский щеголь — это человек, волосы которого разделены изящным пробором, который всегда пахнет духами, напевает сквозь зубы египетские или испанские песенки, умеет в такт двигать своими руками, на которых выщипаны все волосы; целыми днями увивается за дамами, всегда имеет что рассказать им на ушко; знает все римские сплетни и может вам наизусть рассказать родословную лошади Гирпины».

Когда соберутся одни мужчины, они рассуждают и спорят; в присутствии же дам им приходится болтать. Сенека дает превосходное изображение этой светской болтовни, затрагивающей всё и не исчерпывающей ничего, легко перескакивающей с предмета на предмет. В несколько часов разговоры этих умных людей должны были совершать длинные путешествия. При этом много говорили о самих себе и о других. Привычка жить в постоянном соприкосновении друг с другом развивает вкус к самонаблюдению, желание изучить страсти и характер. В этом огромном городе, где каждый день происходила ожесточенная борьба из-за власти и богатства, у светских моралистов не могло быть недостатка в предметах изучения. Они рассказывали пикантные анекдоты об известных личностях и являлись вечером сообщить их своим друзьям. Разговаривали также и о литературе. Римский большой свет любил литературу и усердно предавался ей: каждый был, как правило, оратором по обязанности и поэтом для развлечения. Тогда стала процветать особая салонная поэтическая литература, произведения которой до нас не дошли: они и не заслуживали продолжительного существования, но в свое время сделали свое дело, развлекая изящное римское общество. В них воспевались игра в кости и в шахматы, рыбная ловля и плавание, танцы и музыка, искусство заказать хороший обед и хорошо принять гостей. Как ни приятно было слушать такие поэмы, удовольствие это в конце концов проходило, и надо было найти новые способы развлечения и новые темы для оживления разговоров; таким образом, когда исчерпывался интерес к литературе и к злословию, принимались болтать о политике.

Само собой разумеется, что эти политические разговоры имели фрондирующий характер. В свете развивается склонность к ироническому отношению: умение приятно высмеять своего ближнего считалось весьма ценным качеством, и, надо думать, это достоинство ценилось еще больше, когда таким ближним оказывался сам император. Это была, без сомнения, опасная игра, и насмешки над таким высоким предметом могли обойтись очень дорого; но опасность не всегда заставляет отказаться от шутки, в особенности когда находишь ее остроумной и уверен, что она заслужит всеобщее одобрение. «Я не могу жалеть, — говорил Сенека - отец, — этих людей, которые скорее готовы потерять голову, чем потерять удачную остроту». Особенно любили передавать друг другу слухи, которые нельзя без риска ни повторять, ни слушать. Рим был полон охотников до новостей Они знали все: и то, что говорили в войсках, и то, что думали в провинциях; обо всем они имели самые точные сведения. Когда умирало какое-нибудь значительное лицо, они рассказывали мельчайшие подробности его жизни и, не задумываясь, называли того, кто держал кинжал или подсыпал яд. И никогда злые языки не работали так усердно, как с тех пор, когда людям запретили говорить. Правительство, стараясь схватить распространителей слухов, только увеличивало доверие к ним.

(Буасье. Оппозиция в период Империи.)




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Римские богатства

Римские богатства

«Для римлянина он вовсе не богат», — говорил один грек про Сципиона Эмилиана. Какое же состояние н...

Историческая роль Рима и проблемы современности

Историческая роль Рима и проблемы современности

Хорхе Анхель Ливрага, основатель философской школы Новый Акрополь Когда говорится о Риме как ...

Рим. Я тебя боюсь

Рим. Я тебя боюсь

Мне все труднее давать отчет о своем пребывании в Риме; это как с морем: чем дальше ты входишь, те...

Величие Древнего Рима:

Реформация бьет по папам

Реформация бьет по папам

В некоторых странах Европы еще в начале XVI века возникло мощное антифеодальное движение, вылившее...

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

Безупречным мерилом состояния общества всегда была и ос ется образованность. О глубочайшем упадке ...

Римские богатства

Римские богатства

«Для римлянина он вовсе не богат», — говорил один грек про Сципиона Эмилиана. Какое же состояние н...

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Древние римляне в своем календаре назвали январь по имени бога Януса – творца всех начал. Любопытн...

Папы забирают власть

Папы забирают власть

Итальянские владения империи резко сократились. Центром византийского экзархата стала Равенна, а д...

Собор святого Петра

Собор святого Петра

С 1546 года руководство строительством собора св. Петра перешло к Микеланджело, который раскритико...

Древние Римляне:

ПОНТИЙ ПИЛАТ

ПОНТИЙ ПИЛАТ

пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно то...

Цецилий Стаций

Цецилий Стаций

ЦЕЦИЛИЙ СТАЦИЙ (Caecilius Statius) (ум. 168 до н.э.), римский комедиограф, по происхождению инсубр (галл с севера Итал...

ПОЛИБИЙ

ПОЛИБИЙ

Полибий один из самых величайших историков, не только своего времени, но и мировой истории вообще, прожил долгую и нас...

Прогулки по Риму:

Как я потерялась в Ватикане

Как я потерялась в Ватикане

Однажды ночью на площади Святого Петра мне почудилось, что я погружаюсь в сновиденье, что я воочию вижу далёк...

Капитолийские музеи (Musei Capitolini)

Капитолийские музеи (Musei Capitolini)

Капитолийские музеи — самый старый комплекс городсих музеев Рима, открытый широкой публике. История его началась, когд...

Русские в Риме

Русские в Риме

Это было 4 июня 1944 года. Англо-американские войска вступали в столицу Италии Рим. Улицы, запруженные народом, ...

КУРЬЕЗЫ И ПРИЧУДЫ КАТОЛИКОВ

КУРЬЕЗЫ И ПРИЧУДЫ КАТОЛИКОВ

В римских церквях нередко можно встретить нечто такое, о возможности существования чего в контексте религии, в католич...

Точки притяжения Рима

Точки притяжения Рима

Рим – вечный город - древний, полный мифов и легенд, соединяющий в себе жизнь бурную жизнь мегаполиса и очарование м...

Достопримечательности:

Достопримечательности Рима Базилика Сан Джованни ин Латерано ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ
Рим. Фонтан Треви Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города? Апостолический дворец
Театр Помпея (лат. Teatrum Pompei) — руины древнеримского театра в Риме УСТА ИСТИНЫ Рим – это город звуков