Корпорация монстров
РИМ сегодня - Путешествуя по Риму
Изучение мифов Древней Греции и прочих античных культур прочно вошло в обязательную школьную программу. И горе тем, кто не мог назвать у доски все 12 подвигов Геракла и запомнить, что нет никого прекрасней, чем богиня любви Афродита. Разобраться в хитросплетениях судеб древних героев непросто – наглядности не хватает. И ежели вам и вашим детям всё ещё не дают покоя загадки древности, смело отправляйтесь в уникальный парк, где что ни скульптура, то иллюстрация к книгам по древнегреческим мифам и легендам. Поверьте: это чудовищное сооружение заслуживает самого что ни на есть чудовищного интереса.
Самый экстравагантный и необычный памятник итальянского Возрождения находится в маленьком городке Бомарцо, что всего в часе езды от Рима. Долгие годы это место называли «Парком диковин», или «Священным лесом» – «Сакро Боско». Нынешнее наименование, «Сад чудовищ», возникло лишь в XX столетии и серьёзно всколыхнуло интерес к достопримечательности Бомарцо – стараниями его новых владельцев и легендарных посетителей. Отныне в саду монстров постоянно слышатся восторженные голоса детей, приобщающихся к великому наследию нации, и бесконечные споры учёных, нежелающих прийти к единому мнению относительно истории возникновения этого фантастического памятника Ренессанса.
И всё же принято считать, что инициатором создания парка является герцог Пьер Франческо Орсини (иначе - Вичино Орсини), принадлежавший к древнему знатному роду. Достаточно сказать, что в числе его предков, как минимум, пять римских понтификов – весьма впечатляющий показатель. Впрочем, Орсини не проявлял ни малейшего желания идти по стопам своих предков: будучи кондотьером, предводителем наёмных военных отрядов, он участвовал в многочисленных военных походах в Италии, Франции, Германии. Пока не случилось непоправимое. В 1556 году он был пленён испанцами и провёл в заключении невыносимо длинный год.
Сидя в заточении, Орсини поклялся, что больше никогда не возьмёт в руки оружие, – свобода казалась важнее и военных подвигов, и славы, и орденов. Едва выйдя из темницы, кондотьер покончил с бурной военной молодостью, женился на Джулии Фарнезе и отправился в своё родовое имение Бомарцо.
Забыв о тяготах военного времени, Орсини открыто предавался всем мыслимым и немыслимым земным наслаждениям, придерживаясь эпикурейской философии, несовместимой, как известно, с христианской верой. Естественно, подобный образ жизни вызывал праведный гнев со стороны слуг католической церкви. И, прежде всего, им не давало покоя роскошное имение, доставшееся Орсини после смерти отца. Лишь благодаря красавице Джулии Фарнезе были сняты все имущественные претензии со стороны ненасытной церкви. Дело в том, что жена Орсини имела неплохие связи в Ватикане: её тетя состояла в любовной связи с римским понтификом Александром VI. Наместник Бога на земле, особо не отличавшийся праведным поведением, предпочёл закрыть глаза на грехи Вичино Орсини и не претендовать на лакомый кусок земли в Бомарцо.
Военное прошлое не помешало Орсини быть романтиком, сочинителем и учёным-дилетантом, поддерживать близкие отношения с ведущими интеллектуалами своего времени, окружать себя художниками, литераторами и архитекторами. А ещё входить в аристократический кружок любителей Петрарки и тоннами поглощать рыцарские романы. Именно они вдохновили герцога на создание паркового ансамбля. Речь идёт, в первую очередь, о поэме Ариосто «Неистовый Роланд», с героем которой ассоциировал себя романтичный Орсини.
Именно в лесу безумный Роланд теряет рассудок от ревности и любви к своей даме сердца Анжелике: в неистовстве он сбрасывает с себя одежду и доспехи, а повстречавшегося лесоруба разрывает на части. Эта литературная сцена борьбы рыцаря с хозяином леса встречает посетителей Бомарцо при входе в парк, изначально задуманный, как свадебный подарок для Джулии Фарнезе. Но строительство затянулось на 30 с лишним лет, и жизнь вносила свои коррективы в его внешний облик.
Чтобы воплотить все свои идеи на практике, Орсини обращается к одному из лучших архитекторов XVI века Пирро Лигорио, прославившемуся благодаря знаменитому ансамблю виллы д’Эсте в Тиволи – кстати, именно её стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа. Искусственное озеро, водоём для рыбы, несколько фонтанов, здание театра и ведущие к нему вогнуто-выпуклые ступени – результат кропотливой работы Лигорио.
На первом этапе ни о каких чудовищах речь не велась - герцог строил обычный парк: деревья, аллеи, фонтаны. Однако в 1560 году в жизни Орсини происходит трагическое событие, навсегда перевернувшее его жизнь: от несчастного случая в недостроенном замке погибает горячо любимая Джулия. С этого момента кондотьер решает увековечить память о своей жене в аллеях, усеянных странными фигурами мифологических существ, и назвать своё детище «Парком диковин». Из храма жизни сад превращается в царство мёртвых, которое населили образы, связанные со смертью и потусторонним миром.
Первое упоминание о новом парке содержится в письме поэта Аннибале Каро, долгое время работавшего секретарём могущественного кардинала Алессандро Фарнезе, – дальнего родственника погибшей супруги Орсини. В переписке Каро парк именуется «Священным лесом» - им он и останется на долгие четыре столетия. Впрочем, для широкой публики его священность была не более, чем названием. Наследники Орсини не имели ни средств, ни возможностей поддерживать «Сакро Боско» в должном состоянии, и парк стал быстро зарастать, приобретая поистине зловещий вид. Возникли легенды о том, что безжизненные каменные изваяния по ночам оживают, и весь парк наполняется жуткими, таинственными звуками – «Священный лес» вполне заслуженно превращается в «Сад чудовищ».
После нескольких столетий забвения парк переходит во владение любителя древности Джованни Беттини. Он занялся ландшафтным дизайном, провёл полную реставрацию всех скульптур и сооружений и открыл обновленное детище Орсини для всеобщего обозрения. Для всех, кто ступает на территорию «Сакро Боско», путешествие в мир фантазий итальянского герцога начинается с колоссальной пятиметровой скульптуры, изображающей героя поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», который разрывает надвое опрокинутого вниз головой противника.
Размеры статуи подавляют посетителя, вселяя чувство тревоги и страха. В XVI столетии в этой скульптуре видели поединок Геракла с царицей амазонок Ипполитой. Полностью отрицать эту версию нельзя, ведь каждое изваяние в парке задумывалось, как головоломка, требующая не только эрудиции, но и знания античной мифологии и литературы. Не исключено, что на использование образа амазонки герцога натолкнули сведения его современников, открывших в Новом Свете таинственное царство женщин-воительниц.
Идея Орсини заключалась в том, что каждый ребус имеет несколько решений, равно, как сам парк имеет несколько входов и выходов. Структура и замысел парка полностью меняются в зависимости от найденного ключа. Образованные люди из круга Орсини, для которых и создавался парк, воспринимали свою жизнь сквозь призму классической мифологии и литературы: придумывание гербов и эмблем считалось главным интеллектуальным увлечением эпохи. Продолжая прогулку по «Сакро Боско», есть возможность немного поупражняться в расшифровке загадок итальянского Ренессанса.
В гигантской каменной черепахе с возвышающейся крылатой женской фигурой человек просвещённый тут же узнает эмблему фортуны. Образ быстротечной славы и изменчивой фортуны соединяет несоединимое – стремительность полёта с черепашьей медлительностью. В качестве девиза служит знаменитое латинское изречение: «Festina lente», в котором все любители древней словесности узнают призыв: «Спеши медленно». Прислушайтесь к мудрой черепахе: «Сад чудовищ» таит в себе множество обманчивых троп и опасностей для неосведомленного путника.
Рядом с гигантской скульптурой вас ждёт развилка, предлагающая сложный выбор. С одной стороны, короткий подъём, таящий опасность сбиться с пути, с другой – длинная, но надёжная тропа сквозь череду каменных чудовищ к верхней точке парка. Там стоит мавзолей Джулии Фарнезе, построенный по проекту знаменитого архитектора Джакопо Бароцци да Виньола, – именно он заканчивал Собор Святого Петра после смерти Микеланджело. Но добраться до вершины непросто – и в жизни, и в «Сакро Боско».
Путь к верхним террасам «Сакро Боско» лежит сквозь небольшой накренившийся дом, вот-вот грозящий обрушиться: здесь кажется, что сама земля уходит из-под ног. В одном из окон видно лишь голубое небо, в другом – участок парка, символизирующий царство Венеры и земной любви. Впрочем, специфическая конструкция дома делает все скульптуры искажёнными. То, что представлялось изящным и стабильным, показано неустойчивым и зыбким: безумие любви ничто в сравнении с божественно совершенной природой.
По дороге вам предстоит познакомиться с десятком величественных фигур, высеченных из скальных выступов: с пожирающим человека слоном, с напавшими на дракона собаками, с Пегасом, Протеем, сиренами и Афродитой. И не забудьте заглянуть во Врата Преисподней – в царстве мёртвых они, как водится, в наличии. Это идеальное место, чтобы укрыться от летней жары: в голове Орко, королевы преисподней, даже при сорока градусах выше нуля посетители чувствуют себя комфортно. Ничего общего с адским пеклом, которым церковь обычно запугивает грешников.
Попадая в адскую пасть, гости Орсини оказываются участниками крайне легкомысленного застолья: язык чудовища здесь служит столом, а зубы – скамьями. При этом пространство грота организовано таким образом, что голоса пирующих звучат гулким эхом, напоминая жуткие стоны грешников. «Оставь раздумья всяк сюда входящий», - гласит надпись вокруг входа-рта, отсылая к описанию ада в «Божественной комедии» Данте. Блуждание по неровной почве среди чудовищ – ещё и неплохой способ подтянуть свои знания по мировой литературе. А также по мировой живописи, музыке и кинематографу – «Сакро Боско» вдохновил на создание романа, оперы, фильма, живописных полотен.
Парк всегда привлекал романтически настроенных любителей искусства, мечтавших лично увидеть, где черпали своё вдохновение великий Сальвадор Дали, загадочный Жан Кокто и непревзойдённый Микеланджело Антониони. Джованни Беттини, владелец парка, утверждает, что каждую весну «Сакро Боско» празднует триумфальное возрождение к жизни, демонстрируя союз обновлённых сил природы со спящим царством мёртвых.
Читайте: |
---|