Собор Св. Петра
РИМ сегодня - Достопримечательности
Широкая главная лестница поднимается к входу в собор. У ее начала на площади стоят огромные фигуры апостолов Петра с ключами от Рая и Павла с мечом. Направляясь в храм по правой стороне площади, подойдите к входу во внутренние помещения Ватикана, расположенному у начала колоннады Бернини. Через открытые двери видна в глубине лестница. В этом творении гениальный Бернини также прибег к эффекту оптической иллюзии - одному из популярнейших приемов эпохи барокко. Снизу лестница кажется гораздо длиннее - на самом деле это «ложная перспектива»: к верху лестница постепенно сужается, свод становится ниже, колонны - меньше по размеру и поставлены теснее. Когда на верхней площадке лестницы появляется папа, его фигура кажется неожиданно большой и величественной.
Вход в собор с правой стороны через пункт контроля (большую очередь к нему вы увидите сразу).
В просторном портике стоят конные статуи Константина Великого (ск. Бернини, справа) и Карла Великого (ск. Корнаккини, слева). Вероятно, они олицетворяют единство духовной и светской власти, сосредоточенной в руках папы. В собор ведут пять дверей. Крайняя справа - Святая дверь. Она замурована и открывается только в юбилейные (Святые) годы. Изнутри собора к ней прикреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ от двери. В начале юбилейного года в соответствии с установленным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова запирается и замуровывается.
Центральные бронзовые двери (XV в.) работы флорентийского мастера А. Филарете были перенесены сюда из старой базилики и замечательны не только с художественной, но и с исторической точки зрения. В верхней части двери - фигуры Спасителя и Богоматери на троне. В середине - святые Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: отсечение головы апостола Павла и распятие апостола Петра. В нижней части последнего клейма можно увидеть пирамиду Гая Цестия, замок Святого Ангела в его первоначальном виде, а также древнеримскую пирамидальную гробницу под названием Мета-Ромули, которая была разрушена и бесследно исчезла. Основные изображения обрамлены многочисленными сценами на темы языческих мифов («Ромул и Рем», «Леда и Лебедь», «Похищение сабинянок») и басен Эзопа «Волк и ягненок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица» (нам они знакомы в изложении Крылова), а также портретами императоров, других выдающихся людей и затейливыми орнаментами из растений и фруктов. Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вручает Петру ключи от Рая».
Если повернуться спиной к двери Филарете, то над аркой портала можно разглядеть сохранившуюся от старой базилики мозаику с картины Джотто (XIII), несколько подпорченную реставрацией. На ней представлен известный библейский сюжет: Петр кидается навстречу Христу, идущему по воде, «яко посуху», но вдруг, вспомнив, что он на воде начинает тонуть, молит Иисуса спасти его. Иисус протягивает Петру руку со словами: «Маловерный! Зачем ты усомнился?», С внутренней стороны древность центральных дверей проявляется еще заметней - на правой створке, у самого пола можно увидеть клеймо мастера, изобразившего себя верхом на осле во главе процессии помощников, следующих за ним каждый со своим орудием труда (молотком, зубилом, циркулем и пр.).
Читайте: |
---|