Воспитание
Древний РИМ - Жизнь в Древнем Риме
После рождения ребенка отец принимал его на руки в знак того, что желает его воспитывать (закон позволял отцу отказаться от уродливого ребенка и даже умертвить его). На девятый день мальчику и на восьмой девочке давали имя, при этом в храме или дома приносилась очистительная жертва. Для предохранения от дурного глаза и вообще от вредных влияний ребенку свободнорожденного надевали на шею кожаный (а у знатных - золотой) медальон с амулетом, не снимавшийся до совершеннолетия у мальчиков и до замужества у девочек.
Воспитание ребенок получал в древнейшее время обычно дома, под надзором и руководством родителей, особенно матери. О благотворном влиянии материнского воспитания свидетельствует известное выражение Тацита: «in gremio ас sinu matris educari» - «быть воспитанным на груди матери», т.е. получить самое тщательное воспитание. При воспитании особенно высоко ценились твердость характера и «добрая направленность»: религиозность, почтительность к старшим, повиновение законам и властям, правдивость и честность и т. п. Когда мальчик подрастал, заботу о нем принимал отец: брал сына с собой на полевые работы, на форум, учил ездить верхом, плавать, владеть оружием, а также чтению, письму и счету, основам законоведения. Телесные упражнения направлены были к тому, чтобы развить мужество, выносливость и твердость.
Воспитание в родительском доме обычно продолжалось до совершеннолетия мальчика, то есть до 17 лет (впоследствии до 16 и даже до 15 лет). Совершеннолетие мальчика справлялось торжественно в праздник Либералий (Liberalia) 17 марта. С этого момента юноша признавался политически самостоятельным, имел право вступить в брак и, как взрослый, начать гражданскую жизнь.
В день совершеннолетия мальчики снимали с себя перед изображением домашних богов - ларов детскую тогу и медальон и надевали белую мужскую тогу без украшений. После жертвоприношения домашним богам отец или опекун вел их в сопровождении родственников, друзей и клиентов на Форум - в знак того, что они вступают в общественную жизнь, а оттуда на Капитолий, где их заносили в список граждан. Торжество заканчивалось пиром.
Читайте: |
---|