Парковое безумие
РИМ сегодня - Путешествуя по Риму
Сад, уютно расположившийся возле городка Бомарцо по пути в Рим, действительно не похож на обычные парки. У него не было аналогов и во времена появления, и в сегодняшние дни. Каких только названий не имело это место: Священный лес, Замок Атланта (волшебника из поэмы «Неистовый Роланд»), Парк Чудовищ, Парк Монстров, Сад диковин. Услышав одно из этих названий, вы наверняка захотите заглянуть в этот парк и утолить свое любопытство. Что же скрывает в себе итальянский Парк Монстров?
С чего все начиналось
Парк Бомарцо появился на свет еще в XVI веке, благодаря принцу Пьеру Франческо Орсини. Род его был весьма знатным — из него произошли пять римских пап, сам же Франческо хоть и не стал священнослужителем, был человеком известным. Свою жизнь он посвятил военной карьере и участвовал во многих знаменательных битвах. В одном из таких походов он попал в плен к испанцам, где провел два мучительных года. Вернувшись на Родину, Франческо отошел от военной службы и занялся обустройством собственного парка.
Идея о создании Чудесного Сада возникла у принца после смерти жены во время несчастного случая. Сам Франческо не присутствовал даже не похоронах, т.к. был занят в очередном военном сражении. Узнав о случившемся, Орсини решил посвятить памяти супруги красивейшее место в своих владениях. Идея строительства парка настолько захватила его, что принц отложил все свои дела и сосредоточился на ее воплощении. Помогали ему два известных архитектора — Дж. Бароци и Пирро Лигорио, которые спроектировали ансамбли парка.
Нужно сказать, что принц, помимо военных подвигов, увлекался литературой и искусством. Он считал себя сочинителем и состоял в кружке почитателей Петрарки, к тому же обожал рыцарские романы. Один из них, «Неистовый Роланд» и лег в основу концепции этого сада. Принц сравнивал себя с главным героем поэмы, Роландом, который лишился разума от любви и ревности к прекрасной Анжелике. Поэтому Парк Чудовищ пронизан духом безумия от начала и до конца. Он не поддается какой бы то ни было логике. Именно здесь, посреди глухого леса, Роланд в порыве сбросил с себя одежду и доспехи и разорвал на части повстречавшегося ему лесоруба. Кстати, эта сцена открывает экспозицию в парке, она находится у самого входа в Чудесный сад.
«...А другой
Закарабкался на скалу и на отрог,
Чтобы выше утаиться от бешеного,
Но вотще -- Тот, нещадный,
Хвать подпрыгнувшего за обе ноги
И, насколько стало развода рук,
Разорвал его на две половины.»
Уже от этой первой скульптуры впечатлительному посетителю станет немного страшновато, но интересно. И чем дальше вы будете углубляться в парк, тем еще большее удивление испытаете.
Там, на неведомых дорожках...
Парковые сады во времена XVI-XVII веков были модным явлением в Европе. Каждый, у кого имелся свой парк, старался создать свой оригинальный стиль пейзажа. Землевладельцы в ажиотаже пытались перещеголять друг друга, сооружая беседки, домики, скульптуры, рассаживая редкие деревья и создавая причудливый лабиринт на своем участке. Однако парк Бомарцо отличился, его невозможно сравнить ни с одним шедевром ландшафтного дизайна. Осмотреть Чудесный сад будет интересно и взрослым, и детям среднего школьного возраста. Особенно, если в программе по литературе или истории недавно проходили Средневековье.
На первый взгляд кажется, что Сад диковин вообще не имеет никакой структуры. Деревья, скульптуры насажены здесь как попало, без всякой упорядоченности. Парк похож на старинный лес, где из-за каждого дерева на вас могут выскочить невиданные звери или чудовища. Мифические персонажи из камня, которыми наполнен парк, очень разнообразны. Кто-то из них будто просит о помощи, кто-то готовится к нападению. Это целый мир, который живет в полной тишине и по своим правилам. Кажется, что в глухом старом лесу вот-вот оживут сказочные существа, а пока они словно наблюдают за вами и разведывают обстановку.
Безумие — вот основная особенность всей архитектуры, наполнения и расположения парка Бомарцо. Каменные лица по большей части выражают беспокойство, страх, тоску или тревогу. Вряд ли вы увидите хоть одного довольного и счастливого персонажа в этом Священном лесу. С каждым годом тишина, природа и мрачноватые скульптуры становятся единым целым, камни зарастают мхом, тропинки — зарослями. Тем не менее сад не выглядит заброшенным, как и полагается памятнику архитектуры, в нем поддерживается порядок.
Орки, падающие дома и черепахи
В парке Бомарцо представлены не просто средневековые диковинки с оттенком безумия. Каждый памятник задумывался Орсини как своеобразная головоломка, разгадать которую можно при хорошем знании мифологии и литературы того времени. Предполагалось, что посетители сада будут обладать хорошей эрудицией, знать средневековых и современных авторов и смогут разгадать ребусы, составленные архитекторами. Поэтому, если вы интересуетесь искусством такого направления, вам будет очень интересно бродить по дорожкам Чудесного сада. Возьмите с собой детей школьного возраста, которые уже знакомы с временами Средневековья и смогут поразмышлять над загадочными экспонатами.
Первое, что вы увидите в Парке Чудовищ, это голова Протея, сына Нептуна. На ней находится земной шар, увенчанный замком Орсини. Несложно догадаться, что это — символ власти принца над своими подданными. Чуть далее находится огромная статуя «Битва Титанов», на которой Роланд разрывает надвое своего противника. Интересно, что некоторые исследователи утверждают, что здесь изображен Геракл в битве с Какосом или Геракл в поединке с царицей амазонок Ипполитой. Эти версии вполне допустимы, ведь в то время, когда сооружался парк, у Орсини росла дочка по имени Оронтия (так звали предводительницу амазонок в поэме «Неистовый Роланд»). Этот факт тоже мог лежать в основе композиции «Битва Титанов».
Быть может, принц предполагал, что каждый посетитель увидит в его скульптурах что-то свое, истолкует его диковинки по собственному разумению. Не забывайте, что во времена Орсини было очень модно придумывать эмблемы, гербы, загадки, чтобы публика развлекалась их расшифровкой. Вот и принц оставил для посетителей сада массу загадочных экспонатов, своеобразную зарядку для ума.
Одна из самых примечательных скульптур парка — это огромная пещера в виде пасти Орка, повелителя царства мертвых. Из-за того, что сама идея сада посвящена погибшей жене Орсини, тема жизни и смерти — ключевая в его произведениях. На губах у чудовищного Орка выбита надпись: «Оставь раздумья всяк сюда входящий», практически, как у Данте при входе в ад. Только в «Божественной комедии» предлагалось оставить у входа надежды. Принц вкладывал более простую идею — в пещере периодически устраивались пышные застолья и празднования. Язык чудовища служил столом в пещере, а его зубы — скамьями. Со стороны голоса пирующих слышались настолько гулко и протяжно, как стоны настоящих грешников в аду.
Этот каменный Орк никак не давал покоя современникам принца, они старались создать у себя во владении нечто подобное. Но только спустя два века у пещеры появился достойный конкурент. Скандальная личность, сэр Френсис Дешвуд, соорудил в своем поместье похожую пещеру в основании холма, а на самом холме построил церковь. В пещере он устраивал пьяные дебоши и оргии, которые вошли в историю.
Принц Орсини и его гости тоже не считали себя трезвенниками. Тех, кто уже не мог самостоятельно стоять на ногах и пребывал в бессознательном состоянии, слуги относили прямиком в Падающий дом. Это еще одна очень колоритная часть парка. Вот где в полной мере проявились метаморфозы архитекторов. Каменный дом выглядит весьма ненадежно, он сильно наклонен к земле и кажется, что вот-вот рухнет. Однако он крепко стоит на поверхности уже четыре века и, вероятно, простоит и дальше.
Из окон этого шедевра строительства все видится искаженным. Земной шар будто пошатнулся, скульптуры наклонились, а из некоторых окон и вовсе видно только небо. Все, что на улице выглядит привычным и стабильным, внутри этого дома обретает совершенно иной смысл. По одной версии принц в самом начале строительства создал такой дом с наклоном. По другому преданию, двухэтажное здание было совершенно нормальным и обычным, пока однажды не случился страшный оползень. Мы не сможем узнать, что было на самом деле, но этот падающий экспонат — очень интересная находка для путешественника. Все, кто заходил внутрь, говорят, что у них начинает кружиться голова и охватывает странное ощущение.
Еще одно идейное изобретение принца Орсини — это большая каменная черепаха, на которой возвышается женская фигура с крыльями. Статую украшает надпись «Спеши медленно». Некоторые толкователи придают композиции такой смысл: образ славы и фортуны соединяет в себе медлительность черепахи и стремительность полета. Сегодня вы можете быть на пике популярности, а завтра снова ползти как черепаха к своей цели. Скульптура служила еще и предупреждением для путешественников — парк Бомарцо очень обманчив, в нем много опасных мест и соблазнов.
Рядом с черепахой находится Маска безумия. Она представляет собой большой грот со входом в виде ужасной головы. Эта скульптура передает весь ужас душевных страданий несчастного Роланда, который мучился от безответной любви к китайской принцессе. Орсини и сам как будто присутствует в парке и наблюдает за своими посетителями из этого грота.
Помимо этих персонажей, в парке Бомарцо можно увидеть распростертую женскую фигуру, слона, который поднимает воина хоботом, трехглавого Цербера, храм классической формы, дракона с крыльями бабочки и другие интересные экспонаты.
После смерти Орсини, его наследники не имели ни средств, ни желания заниматься этим парком. Постепенно он пришел в полное запустение, оказался заросшим и заброшенным. Его стали окружать мрачные слухи, говорили, что Орсини сам довел до смерти свою супругу ревностью, а по ночам их призраки появляются в саду и мучают случайных посетителей. Говорили даже, что каменные фигуры оживают и полностью завладели парком, где устраивают кровавые битвы. Так к саду Бомарцо приклеилось название Парк Монстров или Чудовищ.
Потом сад вместе с владением был продан семье Ланте, еще позже — Боргезе, а полной реставрацией занялся последний владелец — Джованни Беттини. Он привел сад в порядок, разбил в нем тропинки, внес новые элементы ландшафтного дизайна и вновь открыл для публики. Сегодня самые частые посетители сада - это группы студентов с художественных факультетов, которые оживленно спорят между собой и обсуждают разные толкования фигур. Одним нравится этот каменный зверинец Орсини, другие испытывают от него разочарование и даже усталость, а кто-то наоборот забавляется над каждым экспонатом.
Можно по-разному относиться к этому уголку архитектуры посреди леса, но очевидно одно — принц Орсини был человеком неординарным, начитанным и с богатой фантазией. Многие его каменные загадки и секреты до сих пор остаются нерасшифрованными. Может, вам или вашим детям удастся решить эти головоломки.
Читайте: |
---|