Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека
РИМ сегодня - Путешествуя по Риму
Луизы, Долли…
В Риме мне непременно захотелось посмотреть музей Пиноккио (the Pinoccio Museum). Дело в том, что я коллекционирую куклы, а в моей коллекции нет ни одной деревянной куколки.
Началось мое увлечение куклами случайно. Ещё из детства мне запомнился момент, как я, будучи у бабушки в гостях, забралась на чердак. Он был похож на сундук, простреленный солнечными лучами. Копаясь в старых вещах, я наткнулась на старинную тряпичную куколку. Личико её было размалёвано выцветшими красками, на туловище – самотканый сарафан, на ногах – войлочные валенки. Это была одна из самых первых и необыкновенных кукол в моей жизни.
Потом были крохотные, необыкновенно прелестные куколки из Венгрии, которые мне привезла из поездки мама. Луизы, Маргариты, Долли - сколько их было? Все они отдали свою дань в коллаж моих приятных детских воспоминаний и стали частью моей скромной (пока!) коллекции.
Везде, где бы я ни была, меня интересовали музеи кукол. Для меня стало настоящей новостью то, что в Риме есть настоящий дом Пиноккио.
Кто же додумался открыть музей?
А открыл его взрослый ребёнок, пятидесятивосьмилетний итальянский миллионер, владелец строительной фирмы с годовым оборотом в 120 миллионов евро - Федерико Бертола. Однажды он посетил виллу в небольшом городке Коллоди (Collodi), на которой, по легенде, состругали озорника Пиноккио. Эта вилла XVII века являлась национальным памятником архитектуры и принадлежала графине Гарди (Gardi), которая занимала под жильё всего несколько комнат, а остальными не пользовалась.
Между тем, время, дождь и ветер корёжили и разрушали красивый фасад здания – крыша протекала, безжалостно разрушая стены. Федерико Бертола загорелся идеей купить эту виллу и открыть в ней музей кукол, а именно музей литературного персонажа Пиноккио. Это была его идея-фикс! Ещё ребёнком он любил читать эту книгу и мечтал из простого мальчика, а впоследствии сельскохозяйственного рабочего, превратиться в богатого человека. Его мечты были спрятаны в книгах - они помогали ему верить в чудо.
Федерико Бертола верил, что именно эта деревянная кукла дала ему возможность поверить в свою силу, в свою мечту. В 16 лет он покидает своё родное село Печорара (Pecorara) и отправляется искать счастье. Вы не поверите, но у него всё получилось. Не сразу, но так, как хотел, и даже лучше!
На восстановление одного только фасада и крыши виллы ему пришлось потратить около пяти миллионов евро. И вот вилла на территории городского парка “Вилла Ада” (Villa Ada) готова встретить всех девчонок и мальчишек, желающих познакомится с Пиноккио и его друзьями.
Музей деревянного мальчишки
Я была в их числе. В музее много детишек, слышен смех и восторг, пахнет праздником и несомненным деревом! Вокруг - куклы, куклы: арлекины с шутовскими колпаками, маркизы в роскошных платьях, буратины, задевающие проходящих носами, – настойчиво требуют внимания. Антураж стилизован под каморку папы Карло. Там даже холст на стене есть - ну, тот, под которым была спрятана таинственная дверь. Мне кажется, что я попала в кукольный театр. Сейчас откроется занавес, и начнётся волшебная сказка!
Так кто же такой Пиноккио?
В 1883 году итальянский писатель Карло Коллоди написал книгу об этом деревянном озорнике. И только через 110 лет после рождения Карло Коллоди - в 1936 году - на свет появился русский Буратино. Так что Пиноккио на 60 лет старше него. О Буратино написал А.Н. Толстой. В предисловии он говорит читателям, что опирался на события, описанные Карло Коллоди, но вносил в сказку и своё.
Имя Пиноккио происходит от слова “сосна”. Этот мальчик был выструган из соснового чурбака. Кукла является прообразом человека, поэтому ещё для древних людей было важно сделать подобие человека (куклу) и оживить его.
Главная цель Пиноккио - стать мальчиком, но он думает только о себе, и поэтому у него ничего не получается. Автор не балует Пиноккио любовью, наоборот, его постоянно ругают, считая негодником и бессовестным негодяем. Cосновый мальчик, таким образом, представляется то злобным, врущим пакостником, то плаксой. В конце концов он раскаивается, исправляется и становится человеком.
Пиноккио – раскаявшийся грешник, вставший на путь добродетели. В этом нам видится влияние христианских идей Карло Коллоди, проживавшего в католической Италии. Дух поучения и искупления грехов витает в “Истории одной марионетки”. Пиноккио проходит все круги ада: он горит, попадает в желудок к рыбе, его грызёт крыса, его пытаются задушить – всё для того, чтобы стать человеком! Выходит, это и не детская сказка вовсе.
Бисквитный фарфор для куклы
Кроме Пиноккио, в музее много других очень старинных, диковинных куколок. Из чего только их ни изготавливали! Из композита (смесь из деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы и ещё кое-каких компонентов, которые держали в строжайшем секрете). Композит получил широкое применение ещё в 1800 году, так как оказался намного дешевле и легче древесины.
Фарфор для изготовления кукол стали использовать в начале XIX столетия. Существовал ещё один вид фарфора, который после обработки и тонирования лишался искусственного блеска и приобретал матовость и изысканную шероховатость. Его называли бисквитным фарфором. В отличие от тонкого китайского, он был похож на человеческую кожу.
И ещё один шедевр, про который грех не упомянуть, - это механические куклы. Первым создателем их был французский часовщик Жак Вокансон. Сам король Людовик XVI верил в его талант и покровительствовал ему. В 1773 году тот производит фурор при дворе Его Высочества cо своим изобретением - “пишущий мальчик”. За столом сидел кудрявый мальчик в красном камзоле с белоснежном жабо и, макая в чернильницу гусиное перо, старательно выводил на бумаге слова. Потом задумчиво смотрел на написанное, выбрасывал листок и опять писал. Кукла была сделана из дерева, голова - из фарфора, а работал над ней мастер ровно год и восемь месяцев.
Грустный Пиноккио
Я подошла к Пиноккио. Деревянная куколка c круглыми стеклянными глазами и острым носиком-морковкой, как будто специально созданным для того, чтобы совать его в чужие дела. А ещё у него на лице застыла грустная улыбка.
Cейчас он неподвижно сидит, тупо уставившись в одну точку, но стоит его взять в руки, обогреть и приласкать, как он оживёт и начнёт в тысячный раз рассказывать историю своей жизни. Такова судьба игрушки. Пока мы её любим, бережём, она жива, стоит нам её забыть, порвать, выбросить - она умирает!
Читайте: |
---|