Главная - Путешествуя по Риму - Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека



Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека

РИМ сегодня - Путешествуя по Риму

музей пиноккио, или как из полена превратиться в человека

Луизы, Долли…

В Риме мне непременно захотелось посмотреть музей Пиноккио (the Pinoccio Museum). Дело в том, что я коллекционирую куклы, а в моей коллекции нет ни одной деревянной куколки.

Началось мое увлечение куклами случайно. Ещё из детства мне запомнился момент, как я, будучи у бабушки в гостях, забралась на чердак. Он был похож на сундук, простреленный солнечными лучами. Копаясь в старых вещах, я наткнулась на старинную тряпичную куколку. Личико её было размалёвано выцветшими красками, на туловище – самотканый сарафан, на ногах – войлочные валенки. Это была одна из самых первых и необыкновенных кукол в моей жизни.

Потом были крохотные, необыкновенно прелестные куколки из Венгрии, которые мне привезла из поездки мама. Луизы, Маргариты, Долли - сколько их было? Все они отдали свою дань в коллаж моих приятных детских воспоминаний и стали частью моей скромной (пока!) коллекции.

Везде, где бы я ни была, меня интересовали музеи кукол. Для меня стало настоящей новостью то, что в Риме есть настоящий дом Пиноккио.

Кто же додумался открыть музей?

А открыл его взрослый ребёнок, пятидесятивосьмилетний итальянский миллионер, владелец строительной фирмы с годовым оборотом в 120 миллионов евро - Федерико Бертола. Однажды он посетил виллу в небольшом городке Коллоди (Collodi), на которой, по легенде, состругали озорника Пиноккио. Эта вилла XVII века являлась национальным памятником архитектуры и принадлежала графине Гарди (Gardi), которая занимала под жильё всего несколько комнат, а остальными не пользовалась.

Между тем, время, дождь и ветер корёжили и разрушали красивый фасад здания – крыша протекала, безжалостно разрушая стены. Федерико Бертола загорелся идеей купить эту виллу и открыть в ней музей кукол, а именно музей литературного персонажа Пиноккио. Это была его идея-фикс! Ещё ребёнком он любил читать эту книгу и мечтал из простого мальчика, а впоследствии сельскохозяйственного рабочего, превратиться в богатого человека. Его мечты были спрятаны в книгах - они помогали ему верить в чудо.

Федерико Бертола верил, что именно эта деревянная кукла дала ему возможность поверить в свою силу, в свою мечту. В 16 лет он покидает своё родное село Печорара (Pecorara) и отправляется искать счастье. Вы не поверите, но у него всё получилось. Не сразу, но так, как хотел, и даже лучше!

На восстановление одного только фасада и крыши виллы ему пришлось потратить около пяти миллионов евро. И вот вилла на территории городского парка “Вилла Ада” (Villa Ada) готова встретить всех девчонок и мальчишек, желающих познакомится с Пиноккио и его друзьями.

Музей деревянного мальчишки

Я была в их числе. В музее много детишек, слышен смех и восторг, пахнет праздником и несомненным деревом! Вокруг - куклы, куклы: арлекины с шутовскими колпаками, маркизы в роскошных платьях, буратины, задевающие проходящих носами, – настойчиво требуют внимания. Антураж стилизован под каморку папы Карло. Там даже холст на стене есть - ну, тот, под которым была спрятана таинственная дверь. Мне кажется, что я попала в кукольный театр. Сейчас откроется занавес, и начнётся волшебная сказка!

Так кто же такой Пиноккио?

В 1883 году итальянский писатель Карло Коллоди написал книгу об этом деревянном озорнике. И только через 110 лет после рождения Карло Коллоди - в 1936 году - на свет появился русский Буратино. Так что Пиноккио на 60 лет старше него. О Буратино написал А.Н. Толстой. В предисловии он говорит читателям, что опирался на события, описанные Карло Коллоди, но вносил в сказку и своё.

Имя Пиноккио происходит от слова “сосна”. Этот мальчик был выструган из соснового чурбака. Кукла является прообразом человека, поэтому ещё для древних людей было важно сделать подобие человека (куклу) и оживить его.

Главная цель Пиноккио - стать мальчиком, но он думает только о себе, и поэтому у него ничего не получается. Автор не балует Пиноккио любовью, наоборот, его постоянно ругают, считая негодником и бессовестным негодяем. Cосновый мальчик, таким образом, представляется то злобным, врущим пакостником, то плаксой. В конце концов он раскаивается, исправляется и становится человеком.

Пиноккио – раскаявшийся грешник, вставший на путь добродетели. В этом нам видится влияние христианских идей Карло Коллоди, проживавшего в католической Италии. Дух поучения и искупления грехов витает в “Истории одной марионетки”. Пиноккио проходит все круги ада: он горит, попадает в желудок к рыбе, его грызёт крыса, его пытаются задушить – всё для того, чтобы стать человеком! Выходит, это и не детская сказка вовсе.

Бисквитный фарфор для куклы

Кроме Пиноккио, в музее много других очень старинных, диковинных куколок. Из чего только их ни изготавливали! Из композита (смесь из деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы и ещё кое-каких компонентов, которые держали в строжайшем секрете). Композит получил широкое применение ещё в 1800 году, так как оказался намного дешевле и легче древесины.

Фарфор для изготовления кукол стали использовать в начале XIX столетия. Существовал ещё один вид фарфора, который после обработки и тонирования лишался искусственного блеска и приобретал матовость и изысканную шероховатость. Его называли бисквитным фарфором. В отличие от тонкого китайского, он был похож на человеческую кожу.

И ещё один шедевр, про который грех не упомянуть, - это механические куклы. Первым создателем их был французский часовщик Жак Вокансон. Сам король Людовик XVI верил в его талант и покровительствовал ему. В 1773 году тот производит фурор при дворе Его Высочества cо своим изобретением - “пишущий мальчик”. За столом сидел кудрявый мальчик в красном камзоле с белоснежном жабо и, макая в чернильницу гусиное перо, старательно выводил на бумаге слова. Потом задумчиво смотрел на написанное, выбрасывал листок и опять писал. Кукла была сделана из дерева, голова - из фарфора, а работал над ней мастер ровно год и восемь месяцев.

Грустный Пиноккио

Я подошла к Пиноккио. Деревянная куколка c круглыми стеклянными глазами и острым носиком-морковкой, как будто специально созданным для того, чтобы совать его в чужие дела. А ещё у него на лице застыла грустная улыбка.

Cейчас он неподвижно сидит, тупо уставившись в одну точку, но стоит его взять в руки, обогреть и приласкать, как он оживёт и начнёт в тысячный раз рассказывать историю своей жизни. Такова судьба игрушки. Пока мы её любим, бережём, она жива, стоит нам её забыть, порвать, выбросить - она умирает!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Древний современный Рим

Древний современный Рим

По Риму гулять зимой не менее интересно, чем летом, к тому же зимой нет липкой, изнуряющей жары, к...

Калигула - палач или жертва?

Калигула - палач или жертва?

Об экстравагантности, эксцентричности, жестоком деспотизме третьего римского императора ходят леге...

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

до н. э.Годы ИСТОРИЯ после 1000 Начало колонизации Италии этрусками 753 Традиционная дата...

Путешествие в Рим:

Поездка в Рим

Поездка в Рим

Всем привет, хочу рассказать вам о моей поездке в Рим. Это моя вторая поездка в Италию, в Риме ...

Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека

Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека

Луизы, Долли… В Риме мне непременно захотелось посмотреть музей Пиноккио (the Pinoccio Museum)....

Университет как способ наладить межкультурные контакты

Университет как способ наладить межкультурные контакты

Учиться в Риме или нет? Это тоже один из вечных вопросов, которые будут волновать умы подрастающег...

Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города?

Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города?

История Рима насчитывает три тысячелетия. И сегодня его облик несет на себе отпечаток прошлого - н...

Достопримечательности Рима

Достопримечательности Рима

Рим это, наверное, самый большой город Европы по количеству достопримечательностей и исторических ...

Вечный город Рим

Вечный город Рим

Ни от одного из ранее виденных городов у меня не было таких противоречивых впечатлений, как от Рим...

Древние Римляне:

Октавия

Октавия

ОКТАВИЯ (Octavia) (64–11 до н.э.) сестра Октавиана (будущего императора Августа), вторая жена Марка Антония. После тог...

Невий Гней

Невий Гней

Невий Гней (Gnacus Naevius) (около 270 - 201 до н. э.), римский поэт. Участник 1-й Пунической войны

ТИБЕРИЙ

ТИБЕРИЙ

(Tiberius Caesar Augustus, при рождении был назван Тиберием Клавдием Нероном, Tiberius Claudius Nero) (42 до н.э. – 37...

Прогулки по Риму:

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

В древнем Риме, как и у других народов, имущественное и социальное расслоение населения идет вместе с распадом родопле...

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

Когда холодно, тоскливо и одиноко, спасение от грусти – под куполом Собора Святого Петра. Величественный, роскошный, п...

Ночной Рим

Ночной Рим

Римские ночи придают этому городу еще больше очарования. Ночная жизнь наиболее активна в кварталах Trastevere и Tes...

Остийская дорога (лат. Via Ostiensis, итал. via Ostiense) — важная дорога Древнего Рима, которая связывала Рим с Остией

Остийская дорога (лат. Via Ostiensis, итал. via Ostiense) — важная дорога Древнего Рима, которая связывала Рим с Остией

Остийская дорога (лат. Via Ostiensis, итал. via Ostiense) — важная дорога Древнего Рима, которая связывала Рим с Остие...

Рим, первый и вечный

Рим, первый и вечный

Чем больше люди ездят и чем больше выходит разумных путеводителей, тем меньше интереса вызывают рассказы знакомых о то...

Достопримечательности:

Капитолий Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis) — река на Апеннинском полуострове Все эти образы и виды Рима
Достопримечательности Рима Базилика Санта Мария Маджоре Город на семи холмах | на чем стоит
Рим. Замок Святого Ангела Театр Помпея (лат. Teatrum Pompei) — руины древнеримского театра в Риме Вилла Медичи