Микеланджело

Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения

микеланджело

Александр VI сравнительно мало уделял внимания благоустройству Вечного города. Озабоченный более собственным благополучием, он приказал заново отделать для себя в Ватикане 6 жилых комнат, которые сохранили название «апартаменты Борджа»; их стены украшают изящные росписи работы Пинтуриккьо (на фресках изображены Александр VI и его дочь Лукреция).
В самом конце XV века в Риме работал молодой флорентийский мастер Микеланджело Буонарроти. В 1498—1499 годах по заказу одного кардинала он создал поистине удивительную беломраморную скульптурную группу «оплакивание Христа Богоматерью».
Д. Вазари в «Жизнеописании Микеланджело» рассказывает: «В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где стояла его скульптурная группа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и, когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: «Наш миланец Гоббо». Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписывают другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя».
Эта замечательная Pieta, одна из прекраснейших скульптур в мире, сначала находилась в церкви Санта Петронилла, а в 1749 году ее установили в первой правой капелле собора св. Петра.

Хотя охраной древних зданий никто в Риме не занимался, так что в Колизее можно было вызывать духов, однако у архитекторов интерес к античному зодчеству возрос настолько, что в 1530-х годах в Риме возникла Витрувианская академия: несколько архитекторов, в их числе Бальдассаре Перуцци, Джакомо Бароцци (по прозвищу Виньола) и др., объединились, чтобы написать подробный комментарий к сочинениям древнего римского архитектора Витрувия; для этого они приступили к обмеру и описанию уцелевших античных сооружений.
В 1534 году папой стал кардинал Алессандро Фарнезе, который принял имя Павла III. В том же году возобновилось строительство собора св. Петра; с 1536 году после смерти Бальдассаре Перуцци главным архитектором собора стал Антонио да Сангалло Младший, который решил строить здание в виде базилики.
При нем закончили строительство южной и восточной ветвей креста и перекрыли их сводами. Тогда же начали сооружать так называемые Ватиканские гроты — крипту (подземелье); пол древней базилики св. Петра сделался полом крипты, а уровень пола нового храма повысили на три метра.
В 1534 году Микеланджело навсегда покинул Флоренцию и переселился в Рим, где собирался закончить сооружение гробницы Юлия II, договор о чем давно был заключен с его родственником герцогом Урбинским. «Однако, — рассказывает Д. Вазари, — когда был избран Павел III, не прошло много времени, как он вызвал его к себе и не только обласкал его и сделал ему всякого рода предложения, но и заявил, что хочет, чтобы он ему служил и находился при нем. Это предложение Микеланджело отверг, ответив, что он не может его принять до завершения гробницы Юлия II, так как связан договором с герцогом Урбинским. Папа вспылил, говоря: «Я ждал этого тридцать лет, и теперь, когда я стал папою, я от этого не откажусь, договор я разорву, так как хочу, чтобы ты мне служил во что бы то ни стало».
Папа сам договорился с посланцами герцога, и договор переделали. Впоследствии под руководством Микеланджело была сооружена многофигурная гробница в церкви Сан Пьетро ин Винколи, кардиналом-настоятелем которой много лет был Юлий II (Джулиано делла Ровере), до того как стал папой. Резцу самого Микеланджело принадлежат Моисей (в центре) и статуи Лии и Рахили, олицетворяющие жизнь — созерцательную и деятельную.
Павел III пожелал, чтобы в первую очередь была расписана алтарная стена Сикстинской капеллы. Тема — «Страшный суд» — была определена еще Климентом VII, который поручил Микеланджело составить эскиз. Работа над созданием этой гигантской фрески продолжалась с 1534 до 1541 году Огромное пространство стены занимает сложнейшая многофигурная композиция из грешников и праведников, центром которой является расположенная вверху крупная фигура Христа, гневным жестом правой руки проклинающего мир. Во всем христианском искусстве нельзя найти столь своеобразный и мощный образ Христа.
На современников новая работа Микеланджело произвела ошеломляющее впечатление, как будто он явил их взорам то, о чем повествовали плавные стихи Данте. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланный богом земнородным, дабы. видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость», — так оценил Д. Вазари это удивительное творение.
Микеланджело, создавая это чудо искусства, проявил большую смелость, изобразив все фигуры обнаженными, в том числе Христа и Богоматерь. Когда однажды Павел III зашел взглянуть, как идет работа, сопровождавший его церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразил свое возмущение по поводу такого неприличия и заявил, что подобная живопись подходит скорее для бани или таверны, чем для церкви.
Микеланджело, однако, не внял этому «призыву к добродетели», а тут же, как только они удалились, изобразил в нижнем правом углу «критика» в аду в виде голого царя Миноса, «одеждою» для которого служит обвившаяся вокруг него гигантская зеленая змея. Как потом ни умолял Бьяджо папу и художника стереть его «портрет», так и не удалось ему добиться своего, и сохранилось его изображение — «для истории». Однако один из последующих пап, Павел IV, склонился к мнению Бьяджо и повелел передать Микеланджело, что надо «Страшный суд» привести в порядок, на что получил такой ответ: «Скажите папе, что это дело небольшое и порядок навести там нетрудно. А он пусть наведет порядок во всем мире, навести порядок в живописи можно быстро». По папскому повелению Даниеле да Вольтерра, ученик Микеланджело, «навел порядок» в «Страшном суде».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Калигула - палач или жертва?

Калигула - палач или жертва?

Об экстравагантности, эксцентричности, жестоком деспотизме третьего римского императора ходят леге...

Императрица Мессалина - разврат или болезнь?

Императрица Мессалина - разврат или болезнь?

В Римской империи две тысячи лет назад нравы были совсем не строгие. Но жизнь, которую вела жена р...

Правда в обмен на руку

Правда в обмен на руку

Нет, ну врать мы, конечно, все горазды, только кто-то признаётся в этом с большей, а кто-то с мень...

Величие Древнего Рима:

Безбрачие духовенства – не все «за»

Безбрачие духовенства – не все «за»

В 1074 году Матильда присутствовала на первом соборе, который созвал Григорий VII; он объявил низл...

Собрания

Собрания

Цицерон говорит, что в момент составления первого триумвирата площадь народного собрания безмолвст...

Папа низлагает короля

Папа низлагает короля

А в Германии тем временем юный Генрих IV продолжал вести независимый образ жизни и по-прежнему тор...

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

Безупречным мерилом состояния общества всегда была и ос ется образованность. О глубочайшем упадке ...

Союзническая война

Союзническая война

Устранение влиятельного народного трибуна и угроза расправы над его сторонниками вызвали вооруженн...

Как римский император создал культ великого государственника?

Как римский император создал культ великого государственника?

В маленьком далматском городке огромной римской империи, раздираемой войнами, бунтами и разными пр...

Древние Римляне:

Красс, Марк Лициний

Красс, Марк Лициний

КРАСС, МАРК ЛИЦИНИЙ (Marcus Licinius Crassus) (ок.113 – 53 до н.э.), прозванный Dives (Богатый), римский политический ...

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА

(Gaius Iulius Caesar Germanicus) (12–41 н.э.), третий после Августа и Тиберия римский император (с 37 по 41). Полное е...

Цельс, Авл Корнелий

Цельс, Авл Корнелий

ЦЕЛЬС, АВЛ КОРНЕЛИЙ (Aulus Cornelius Celsus) (первая половина 1 в. н.э.), римский ученый-энциклопедист, автор сочинени...

Прогулки по Риму:

Факты о Римском Колизее

Факты о Римском Колизее

Образ великого Колизея ассоциируется с городом Рим. Хотя сегодня от Колизея остались лишь руины, они представляют собо...

В поисках Рима

В поисках Рима

Ему нравились эти беспрерывные внезапности, неожиданности, поражающие в Риме. Н. В. Гоголь

Музыка в Древнем Риме

Музыка в Древнем Риме

Сведения о музыке Древнего Рима довольно скудны. Изучая этрусскую мозаику и фрески, можно проследить, какие греческие ...

Пешком по вечному городу. Экскурсия по историческому центру Рима

Пешком по вечному городу. Экскурсия по историческому центру Рима

Рим – это величественный город, который всегда был, есть и будет вечным. Взору путешественников здесь открывается вся ...

Университет как способ наладить межкультурные контакты

Университет как способ наладить межкультурные контакты

Учиться в Риме или нет? Это тоже один из вечных вопросов, которые будут волновать умы подрастающего поколения и их род...

Достопримечательности:

Загадка Святого Петра Древний город Рим – его никогда не удаётся исследовать до конца Колизей
Пирамида Цестия Театр Помпея (лат. Teatrum Pompei) — руины древнеримского театра в Риме Римские рестораны
Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города? Римский форум Прогулки по Вечному городу