Микеланджело

Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения

микеланджело

Александр VI сравнительно мало уделял внимания благоустройству Вечного города. Озабоченный более собственным благополучием, он приказал заново отделать для себя в Ватикане 6 жилых комнат, которые сохранили название «апартаменты Борджа»; их стены украшают изящные росписи работы Пинтуриккьо (на фресках изображены Александр VI и его дочь Лукреция).
В самом конце XV века в Риме работал молодой флорентийский мастер Микеланджело Буонарроти. В 1498—1499 годах по заказу одного кардинала он создал поистине удивительную беломраморную скульптурную группу «оплакивание Христа Богоматерью».
Д. Вазари в «Жизнеописании Микеланджело» рассказывает: «В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где стояла его скульптурная группа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и, когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: «Наш миланец Гоббо». Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписывают другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя».
Эта замечательная Pieta, одна из прекраснейших скульптур в мире, сначала находилась в церкви Санта Петронилла, а в 1749 году ее установили в первой правой капелле собора св. Петра.

Хотя охраной древних зданий никто в Риме не занимался, так что в Колизее можно было вызывать духов, однако у архитекторов интерес к античному зодчеству возрос настолько, что в 1530-х годах в Риме возникла Витрувианская академия: несколько архитекторов, в их числе Бальдассаре Перуцци, Джакомо Бароцци (по прозвищу Виньола) и др., объединились, чтобы написать подробный комментарий к сочинениям древнего римского архитектора Витрувия; для этого они приступили к обмеру и описанию уцелевших античных сооружений.
В 1534 году папой стал кардинал Алессандро Фарнезе, который принял имя Павла III. В том же году возобновилось строительство собора св. Петра; с 1536 году после смерти Бальдассаре Перуцци главным архитектором собора стал Антонио да Сангалло Младший, который решил строить здание в виде базилики.
При нем закончили строительство южной и восточной ветвей креста и перекрыли их сводами. Тогда же начали сооружать так называемые Ватиканские гроты — крипту (подземелье); пол древней базилики св. Петра сделался полом крипты, а уровень пола нового храма повысили на три метра.
В 1534 году Микеланджело навсегда покинул Флоренцию и переселился в Рим, где собирался закончить сооружение гробницы Юлия II, договор о чем давно был заключен с его родственником герцогом Урбинским. «Однако, — рассказывает Д. Вазари, — когда был избран Павел III, не прошло много времени, как он вызвал его к себе и не только обласкал его и сделал ему всякого рода предложения, но и заявил, что хочет, чтобы он ему служил и находился при нем. Это предложение Микеланджело отверг, ответив, что он не может его принять до завершения гробницы Юлия II, так как связан договором с герцогом Урбинским. Папа вспылил, говоря: «Я ждал этого тридцать лет, и теперь, когда я стал папою, я от этого не откажусь, договор я разорву, так как хочу, чтобы ты мне служил во что бы то ни стало».
Папа сам договорился с посланцами герцога, и договор переделали. Впоследствии под руководством Микеланджело была сооружена многофигурная гробница в церкви Сан Пьетро ин Винколи, кардиналом-настоятелем которой много лет был Юлий II (Джулиано делла Ровере), до того как стал папой. Резцу самого Микеланджело принадлежат Моисей (в центре) и статуи Лии и Рахили, олицетворяющие жизнь — созерцательную и деятельную.
Павел III пожелал, чтобы в первую очередь была расписана алтарная стена Сикстинской капеллы. Тема — «Страшный суд» — была определена еще Климентом VII, который поручил Микеланджело составить эскиз. Работа над созданием этой гигантской фрески продолжалась с 1534 до 1541 году Огромное пространство стены занимает сложнейшая многофигурная композиция из грешников и праведников, центром которой является расположенная вверху крупная фигура Христа, гневным жестом правой руки проклинающего мир. Во всем христианском искусстве нельзя найти столь своеобразный и мощный образ Христа.
На современников новая работа Микеланджело произвела ошеломляющее впечатление, как будто он явил их взорам то, о чем повествовали плавные стихи Данте. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланный богом земнородным, дабы. видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость», — так оценил Д. Вазари это удивительное творение.
Микеланджело, создавая это чудо искусства, проявил большую смелость, изобразив все фигуры обнаженными, в том числе Христа и Богоматерь. Когда однажды Павел III зашел взглянуть, как идет работа, сопровождавший его церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразил свое возмущение по поводу такого неприличия и заявил, что подобная живопись подходит скорее для бани или таверны, чем для церкви.
Микеланджело, однако, не внял этому «призыву к добродетели», а тут же, как только они удалились, изобразил в нижнем правом углу «критика» в аду в виде голого царя Миноса, «одеждою» для которого служит обвившаяся вокруг него гигантская зеленая змея. Как потом ни умолял Бьяджо папу и художника стереть его «портрет», так и не удалось ему добиться своего, и сохранилось его изображение — «для истории». Однако один из последующих пап, Павел IV, склонился к мнению Бьяджо и повелел передать Микеланджело, что надо «Страшный суд» привести в порядок, на что получил такой ответ: «Скажите папе, что это дело небольшое и порядок навести там нетрудно. А он пусть наведет порядок во всем мире, навести порядок в живописи можно быстро». По папскому повелению Даниеле да Вольтерра, ученик Микеланджело, «навел порядок» в «Страшном суде».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Древние римляне в своем календаре назвали январь по имени бога Януса – творца всех начал. Любопытн...

Как пали боги Древнего Рима

Как пали боги Древнего Рима

Началось крушение, казалось бы, с противоположного: с того, что благодаря развитию культа фамилий ...

Римская армия эпохи войны с Ганнибалом

Римская армия эпохи войны с Ганнибалом

В отличие от наемной армии, используемой Ганнибалом, основной компонент римской армии призывали, е...

Величие Древнего Рима:

Первые шаги новой эпохи

Первые шаги новой эпохи

Жители Вечного города не заметили, что летом 476 года они расстались с античностью и вступили в ср...

Новое правило избрания пап

Новое правило избрания пап

В апреле 1059 г. созвали собор, на котором низложили Бенедикта X, а также приняли новый закон об и...

Публиканы

Публиканы

Римские всадники были по преимуществу финансовыми дельцами. Являясь средним сословием между плебсо...

В папских покоях

В папских покоях

Даже как-то странно - приехать в Рим и не быть здесь особенно счастливым . Французский писатель Ж...

Рим

Рим

Ему нравились эти беспрерывные внезапности, неожиданности, поражающие в Риме. Н. В Гоголь. Рим ...

Собор святого Петра

Собор святого Петра

С 1546 года руководство строительством собора св. Петра перешло к Микеланджело, который раскритико...

Древние Римляне:

КАССИЙ ДИОН

КАССИЙ ДИОН

(Cassius Dio Cocceianus) (ок. 155 – ок. 235), полностью Кассий Дион Коккеян, римский историк. Как и его дед, ученый и ...

Октавия

Октавия

ОКТАВИЯ (Octavia) (64–11 до н.э.) сестра Октавиана (будущего императора Августа), вторая жена Марка Антония. После тог...

ПОМПЕИ

ПОМПЕИ

Помпей Великий (29.06.106—28.09

Прогулки по Риму:

Италия. Возлюби меня, Рим!

Италия. Возлюби меня, Рим!

Рим. Рим..

Римейки в 19 веке

Римейки в 19 веке

Есть в Риме на площади Торре Арджентина одноименный театр – Театр Арджентина. Это один из известнейших и старейших теа...

Не садитесь в серые такси!

Не садитесь в  серые  такси!

Рим - крупнейший и один из самых посещаемых городов в мире. Туристы из разных стран стремятся побывать в нём, чтобы в...

Несколько мгновений праздников и будней

Несколько мгновений праздников и будней

Сегодняшний Рим - каков он? Прекрасен - каким, впрочем, был всегда. Благопристоен и буржуазен. Немного лицемерен и кра...

РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ

РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ

Италия — потрясающая страна! Давно мечтала побывать там, да вот все как не получалось. К тому же эти утомительные пере...

Достопримечательности:

Рим. Фонтан Треви Термы Каракаллы Римские рестораны
Вилла Медичи ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА Площадь св. Петра
Базилика Санта Мария Маджоре Рим (Roma) Все достопримечательности Рима