Микеланджело

Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения

микеланджело

Александр VI сравнительно мало уделял внимания благоустройству Вечного города. Озабоченный более собственным благополучием, он приказал заново отделать для себя в Ватикане 6 жилых комнат, которые сохранили название «апартаменты Борджа»; их стены украшают изящные росписи работы Пинтуриккьо (на фресках изображены Александр VI и его дочь Лукреция).
В самом конце XV века в Риме работал молодой флорентийский мастер Микеланджело Буонарроти. В 1498—1499 годах по заказу одного кардинала он создал поистине удивительную беломраморную скульптурную группу «оплакивание Христа Богоматерью».
Д. Вазари в «Жизнеописании Микеланджело» рассказывает: «В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где стояла его скульптурная группа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и, когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: «Наш миланец Гоббо». Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписывают другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя».
Эта замечательная Pieta, одна из прекраснейших скульптур в мире, сначала находилась в церкви Санта Петронилла, а в 1749 году ее установили в первой правой капелле собора св. Петра.

Хотя охраной древних зданий никто в Риме не занимался, так что в Колизее можно было вызывать духов, однако у архитекторов интерес к античному зодчеству возрос настолько, что в 1530-х годах в Риме возникла Витрувианская академия: несколько архитекторов, в их числе Бальдассаре Перуцци, Джакомо Бароцци (по прозвищу Виньола) и др., объединились, чтобы написать подробный комментарий к сочинениям древнего римского архитектора Витрувия; для этого они приступили к обмеру и описанию уцелевших античных сооружений.
В 1534 году папой стал кардинал Алессандро Фарнезе, который принял имя Павла III. В том же году возобновилось строительство собора св. Петра; с 1536 году после смерти Бальдассаре Перуцци главным архитектором собора стал Антонио да Сангалло Младший, который решил строить здание в виде базилики.
При нем закончили строительство южной и восточной ветвей креста и перекрыли их сводами. Тогда же начали сооружать так называемые Ватиканские гроты — крипту (подземелье); пол древней базилики св. Петра сделался полом крипты, а уровень пола нового храма повысили на три метра.
В 1534 году Микеланджело навсегда покинул Флоренцию и переселился в Рим, где собирался закончить сооружение гробницы Юлия II, договор о чем давно был заключен с его родственником герцогом Урбинским. «Однако, — рассказывает Д. Вазари, — когда был избран Павел III, не прошло много времени, как он вызвал его к себе и не только обласкал его и сделал ему всякого рода предложения, но и заявил, что хочет, чтобы он ему служил и находился при нем. Это предложение Микеланджело отверг, ответив, что он не может его принять до завершения гробницы Юлия II, так как связан договором с герцогом Урбинским. Папа вспылил, говоря: «Я ждал этого тридцать лет, и теперь, когда я стал папою, я от этого не откажусь, договор я разорву, так как хочу, чтобы ты мне служил во что бы то ни стало».
Папа сам договорился с посланцами герцога, и договор переделали. Впоследствии под руководством Микеланджело была сооружена многофигурная гробница в церкви Сан Пьетро ин Винколи, кардиналом-настоятелем которой много лет был Юлий II (Джулиано делла Ровере), до того как стал папой. Резцу самого Микеланджело принадлежат Моисей (в центре) и статуи Лии и Рахили, олицетворяющие жизнь — созерцательную и деятельную.
Павел III пожелал, чтобы в первую очередь была расписана алтарная стена Сикстинской капеллы. Тема — «Страшный суд» — была определена еще Климентом VII, который поручил Микеланджело составить эскиз. Работа над созданием этой гигантской фрески продолжалась с 1534 до 1541 году Огромное пространство стены занимает сложнейшая многофигурная композиция из грешников и праведников, центром которой является расположенная вверху крупная фигура Христа, гневным жестом правой руки проклинающего мир. Во всем христианском искусстве нельзя найти столь своеобразный и мощный образ Христа.
На современников новая работа Микеланджело произвела ошеломляющее впечатление, как будто он явил их взорам то, о чем повествовали плавные стихи Данте. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланный богом земнородным, дабы. видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость», — так оценил Д. Вазари это удивительное творение.
Микеланджело, создавая это чудо искусства, проявил большую смелость, изобразив все фигуры обнаженными, в том числе Христа и Богоматерь. Когда однажды Павел III зашел взглянуть, как идет работа, сопровождавший его церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразил свое возмущение по поводу такого неприличия и заявил, что подобная живопись подходит скорее для бани или таверны, чем для церкви.
Микеланджело, однако, не внял этому «призыву к добродетели», а тут же, как только они удалились, изобразил в нижнем правом углу «критика» в аду в виде голого царя Миноса, «одеждою» для которого служит обвившаяся вокруг него гигантская зеленая змея. Как потом ни умолял Бьяджо папу и художника стереть его «портрет», так и не удалось ему добиться своего, и сохранилось его изображение — «для истории». Однако один из последующих пап, Павел IV, склонился к мнению Бьяджо и повелел передать Микеланджело, что надо «Страшный суд» привести в порядок, на что получил такой ответ: «Скажите папе, что это дело небольшое и порядок навести там нетрудно. А он пусть наведет порядок во всем мире, навести порядок в живописи можно быстро». По папскому повелению Даниеле да Вольтерра, ученик Микеланджело, «навел порядок» в «Страшном суде».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Город Рим

Город Рим

История Рима охватывает более двенадцати веков жизни Европы - с середины VIII в. до н. э. (по пред...

Почему Гней Помпей Великий не успел «топнуть ногой»?

Почему Гней Помпей Великий не успел «топнуть ногой»?

Выдающийся полководец Древнего Рима Гней Помпей Великий (106-48 гг. до н. э.) прославился блестящи...

Национальный парк под названием Рим

Национальный парк под названием Рим

Семь холмов, руины Колизея, храмы эпохи Возрождения, романтические фонтаны, уличные кафе, сто видо...

Величие Древнего Рима:

Прогулка

Прогулка

В известные часы дня в садах и в особенности под портиками собиралось множество гуляющей публики; ...

Гай Марий

Гай Марий

В этой достаточно сложной внутренней и внешней ситуации приверженцы политической линии Гракхов обр...

В папских покоях

В папских покоях

Даже как-то странно - приехать в Рим и не быть здесь особенно счастливым . Французский писатель Ж...

Реформация бьет по папам

Реформация бьет по папам

В некоторых странах Европы еще в начале XVI века возникло мощное антифеодальное движение, вылившее...

Жадность римской церкви безгранична

Жадность римской церкви безгранична

Гильдебранд, сделавшись Григорием VII, стал открыто заявлять о том, что все земли Запада являются ...

РИМ — ВЛАСТЕЛИН МИРА

РИМ — ВЛАСТЕЛИН МИРА

Возрастание роли армии.С каждой из многочисленных захватнических войн, которые вел Рим, возрастал ...

Древние Римляне:

Лукулл, Луций Лициний

Лукулл, Луций Лициний

ЛУКУЛЛ, ЛУЦИЙ ЛИЦИНИЙ (Lucius Licinius Lucullus) (ок. 117–56 до н.э.), римский полководец и государственный деятель

Брут, Марк Юний

Брут, Марк Юний

БРУТ, МАРК ЮНИЙ (Marcus Iunius Brutus) (85?–42 до н.э.), римский сенатор. Брут происходил из семьи, сознательно культи...

Ливий, Тит

Ливий, Тит

ЛИВИЙ, ТИТ (Titus Livius) (59 до н.э. – 17 н.э

Прогулки по Риму:

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

Ничто не ушло, не оставив глубокого следа, морщинки на челе мудрого Рима. Античные колонны проглядывают то тут, то там...

Рим - неистребима красота твоя

Рим - неистребима красота твоя

О город на семи холмах! Вовеки неистребима красота твоя! Иоганнес Роберт Бехер «Пока стоит Колизей - стоит Рим, ...

Что интересного посмотреть в Риме?

Что интересного посмотреть в Риме?

Вы оглянулись вокруг, вас окружает древний город с большим количеством церквей, монументов, фонтанов, куда пойти? и на...

Музыка в Древнем Риме

Музыка в Древнем Риме

Сведения о музыке Древнего Рима довольно скудны. Изучая этрусскую мозаику и фрески, можно проследить, какие греческие ...

Вечный город Рим

Вечный город Рим

На заре своей истории Рим отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность - пороком, роскошь пресл...

Достопримечательности:

Италия - Лацио – Рим Колизей РимаЭсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus)
Катакомбы св. Каллиста Рим Рим (Roma)
Рим – это город звуков Все достопримечательности Рима ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА