Собор святого Петра
Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения
С 1546 года руководство строительством собора св. Петра перешло к Микеланджело, который раскритиковал самым серьезным образом творение своих предшественников, за 15 дней вылепил новую глиняную модель собора и получил от папы разрешение строить здание так, как он считает нужным.
Великому мастеру было уже за семьдесят. Весь остаток своей жизни он посвятил этой работе, за которую не получал никакой платы (он умер в Риме в 1564 году в возрасте 89 лет и похоронен во Флоренции).
Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, но внес в него существенные изменения, в результате которых в интерьере господствующим сделалось подкупольное пространство, а во внешнем обликё здания главная роль тоже стала принадлежать куполу.
Спроектированные Браманте четыре колокольни по углам собора Микеланджело заменил малыми куполами. Он создал также модель большого купола в форме полусферы, однако руководивший впоследствии его строительством Джакомо делла Порта несколько изменил его, придав ему более вытянутую форму.
При Павле III соорудили второй этаж папских апартаментов на верхней площадке замка Святого Ангела. Самым роскошным из всех помещений является Павлов зал — Зала Паолина, стены и сводчатый потоло! которого богато расписаны фресками и щедро отделаны позолотой.
Сохранились два превосходных портрета Павла III, написанных Тицианом Особенно интересен второй, групповой, портрет, созданный в 1545—1546 годах где престарелый, но энергичный папа изображен со своими внуками — бесстрастным Алессандро и льстивым Оттавиано, угодливо склонившимся в изящном поклоне перед своим могущественным дедом, который поглядываеп на него с явной опаской. Тициан, создавая этот портрет, оказался истинным провидцем. Впоследствии молодой щеголеватый Оттавиано принял деятельное участие в заговоре против своего отца, Пьер-Луиджи Фарнезе, герцога Пармского, который был старшим и любимым сыном Павла III. Заговор удался, герцога убили, а папа, получив скорбное известие, скончался от горя.
Павел III похоронен в соборе св. Петра. Гульельмо делла Порта соорудил пышное надгробие, где увековечил не только папу, но и его сестру Джулию Фарнезе, чья замечательная красота способствовала его жизненному успеху. Скульптор изобразил возлежащую обнаженную красавицу в виде аллегорической статуи Справедливости. В конце XVI в., когда папский Рим стал очень заботиться о благопристойности, Теодоро делла Порта создал для статуи мраморное одеяние.
Читайте: |
---|