Главная - Римская республика - Тит Макций Плавт



Тит Макций Плавт

Древний РИМ - Римская республика

тит макций плавт

Превзошел всех своих предшественников в драматическом жанре Плавт (250-184). Прибыв в Рим юношей он приобщился к сцене (то ли в качестве рабочего, то ли актера' скорее всего, второе, потому что не встречающееся больше ни у кого имя Макций — не что иное, как Макк ателланы). Плавт полностью отказался от написания трагедий и занялся комедиями. А чтобы избавить их от всего, что могло показаться неинтересным римскому зрителю, он стал практиковать соединение двух пли лаже трех греческих комедий в одну, перенося из одной в другую и сюжетные линии, и отдельные сцены, и просто удачные реплики героев, если они усиливали комизм.
Непрекращающийся по ходу представления смех вызывали из ситуации, в которых оказывались герои, и преувеличенно высокопарные речи по ничтожному поводу, особенно когда они звучали из уст персонажа, явно к таким речам непривычного, и сама внешность действующих лиц в масках, и, конечно же, целые каскады острот, порой грубых, из лексикона римской улицы.
Действие комедий Плавта разворачивалось в городах с греческими названиями, персонажи носили греческие имена и греческую одежду, и можно было взахлеб хохотать над пороками и смешными положениями, не оскорбляя этим достоинства римского народа. Но пороки эти были присущи самим римлянам, и это способствовало живости восприятия действа, разворачивавшегося на временно сколоченных подмостках.
Обычными персонажами Плавта были алчные сводники и безжалостные ростовщики, ненавистные римскому плебсу, честные бедняки, в которых большинство зрителей готово было узнать себя, прихлебатели-параситы, рвущиеся к даровому обеду, ворчливые и скупые отцы, редко понимающие своих легкомысленных сыновей, порой влюбленных в бесприданницу или даже гетеру (оказывающуюся чаще всего похищенной или подброшенной в детстве дочерью достойных родителей), ловкий изворотливый раб, помогающий слабохарактерному господину соединиться с возлюбленной. Чтобы эти рабы, своевольные и даже дерзкие в азах римской публики, не шокировали зрителя, Плавт заставля-ГЛ их намного чаще, чем того требует сюжет, задумываться над угрозой наказания.
Гетеры новоаттической комедии превращались Плавтом в весьма вульгарных обитательниц типично римских лупанаров (публич-ых домов). Парасит, соответствующий в римском восприятии (Ьигуре клиента, был начисто лишен того, за что прикармливали парасита на греческом пиру, — утонченного, блестящего остроумия, превращавшегося в острую приправу к даровой трапезе.
Понятными и «своими» делало комедии Плавта и то, что обитатели греческих городов действовали на улицах и в кварталах с римскими названиями, проходили мимо знакомых римских построек, посещали форум, торопились в курию, чтобы не опоздать к распределению провинций (которых у греков, как известно, не было). Их должностные лица назывались «консулы», «цензоры», «трибуны». Они ели чисто римскую пищу, могли порой вспомнить о «побежденных пунийцах» и пересыпали речь римскими поговорками («волк в овчарне», «горе побежденным», «собирать дождь в решете», «человек человеку волк», «пустить козла в огород», «поздно копать колодец, когда глотка пересохла», «обух мудрее рукояти», «слезы лить — что воду решетом носить»).
И сами сюжеты перелагавшихся Плавтом пьес вполне устраивали римлян. В них были похищения возлюбленных с их последующим поиском и желанной встречей, недоразумения и веселая путаница, связанная со сходством близнецов, любовная интрига («Там, где приправой любовь, пьеса любая по вкусу»).
Не имеющая себе равных популярность Плавта стала причиной того, что под его именем появилось множество ему не принадлежавших комедий. Через век после кончины поэта римскому ученому Теренцию Варрону пришлось немало потрудиться, чтобы из ста тридцати приписывавшихся Плавту пьес выделить двадцать одну, авторство которых исследователь признал бесспорным.
После того как в 1429 г. была открыта рукопись с комедиями Плавта, римский драматург, покоривший весь мир, завоевывает и Европу. Подобно тому, как сам Плавт перерабатывал комедии Менандра, его произведения перерабатываются гениями нового времени. Пьеса Плавта «Менехмы» легла в основу остроумной и веселой «Комедии ошибок» Шекспира. Прославленная комедия Мольера «Скупой» — переделка комедии Плавта «Горшок», полностью сохранившая две особенно смешные сцены: обращение героя к публике с мольбой отыскать украденные драгоценности и взаимное Непонимание при встрече с обольстителем дочери.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Калигула - палач или жертва?

Калигула - палач или жертва?

Об экстравагантности, эксцентричности, жестоком деспотизме третьего римского императора ходят леге...

Древний современный Рим

Древний современный Рим

По Риму гулять зимой не менее интересно, чем летом, к тому же зимой нет липкой, изнуряющей жары, к...

Как пали боги Древнего Рима

Как пали боги Древнего Рима

Началось крушение, казалось бы, с противоположного: с того, что благодаря развитию культа фамилий ...

Величие Древнего Рима:

Микеланжело против Рафаэля

Микеланжело против Рафаэля

Тщеславный папа Юлий II хотел быть погребенным в новом соборе. В 1505 году он пригласил в Рим Мике...

Публиканы

Публиканы

Римские всадники были по преимуществу финансовыми дельцами. Являясь средним сословием между плебсо...

«Великодушные» бандиты

«Великодушные» бандиты

В XVII веке Рим жил относительно спокойно, и папам не приходилось спасаться в замке Святого Ангела...

Царственная узница

Царственная узница

Юный Лотарь не унаследовал жизненной цепкости своего отца и осенью 950 года ушел в мир иной, остав...

Светская жизнь в Риме

Светская жизнь в Риме

Каждый день с самого раннего утра к домам римских аристократов стекалась толпа людей, представлявш...

Жадность римской церкви безгранична

Жадность римской церкви безгранична

Гильдебранд, сделавшись Григорием VII, стал открыто заявлять о том, что все земли Запада являются ...

Древние Римляне:

СЦИПИОНЫ

СЦИПИОНЫ

СЦИПИОНЫ, выдающееся римское семейство из рода Корнелиев. Два его представителя, братья Публий Корнелий Сципион и Гней...

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА

(Gaius Iulius Caesar Germanicus) (12–41 н.э.), третий после Августа и Тиберия римский император (с 37 по 41). Полное е...

Плавт, Тит Макций

Плавт, Тит Макций

ПЛАВТ, ТИТ МАКЦИЙ (Titus Maccius Plautus) (ок. 254–184 до н.э.), римский комедиограф, родом из Сарсины в Умбрии

Прогулки по Риму:

Там, где начало дорог и водопроводов

Там, где начало дорог и водопроводов

Современный Рим похож на отпрыска знатного рода. Гордясь древностью своего происхождения, он живет в стремительном рит...

НА СКЛОНАХ ЦЕЛИЯ

НА СКЛОНАХ ЦЕЛИЯ

Самый старый монастырь на территории Рима, Сан Грегорио Маньо, был основан в шестом веке папой Григорием Двоесловом (В...

Италия / Рим

Италия / Рим

Одна из прекрасных столиц мира, «Вечный Город», «Город на Семи Холмах» - все эти эпитеты принадлежат Риму. Сейчас Ри...

Парковое безумие

Парковое безумие

Сад, уютно расположившийся возле городка Бомарцо по пути в Рим, действительно не похож на обычные парки. У него не был...

Что нельзя не посмотреть в Риме?

Что нельзя не посмотреть в Риме?

Древнейший исторический центр Рима: Площадь Капитолия, Римские форумы, Колизей, Императорские форумы. Ватикан: Пл...

Достопримечательности:

ПАНТЕОН Рим Вилла Боргезе (итал. Villa Borghese)
«Золотой дом» Нерона (лат. Domus Aurea) — дворцово-парковый комплекс в Риме Достопримечательности Рима Все достопримечательности Рима
Палатин (лат. Mons Palatinus, Palatium) Базилика Сан Джованни ин Латерано Катакомбы св. Каллиста