Главная - Римская республика - Тит Макций Плавт



Тит Макций Плавт

Древний РИМ - Римская республика

тит макций плавт

Превзошел всех своих предшественников в драматическом жанре Плавт (250-184). Прибыв в Рим юношей он приобщился к сцене (то ли в качестве рабочего, то ли актера' скорее всего, второе, потому что не встречающееся больше ни у кого имя Макций — не что иное, как Макк ателланы). Плавт полностью отказался от написания трагедий и занялся комедиями. А чтобы избавить их от всего, что могло показаться неинтересным римскому зрителю, он стал практиковать соединение двух пли лаже трех греческих комедий в одну, перенося из одной в другую и сюжетные линии, и отдельные сцены, и просто удачные реплики героев, если они усиливали комизм.
Непрекращающийся по ходу представления смех вызывали из ситуации, в которых оказывались герои, и преувеличенно высокопарные речи по ничтожному поводу, особенно когда они звучали из уст персонажа, явно к таким речам непривычного, и сама внешность действующих лиц в масках, и, конечно же, целые каскады острот, порой грубых, из лексикона римской улицы.
Действие комедий Плавта разворачивалось в городах с греческими названиями, персонажи носили греческие имена и греческую одежду, и можно было взахлеб хохотать над пороками и смешными положениями, не оскорбляя этим достоинства римского народа. Но пороки эти были присущи самим римлянам, и это способствовало живости восприятия действа, разворачивавшегося на временно сколоченных подмостках.
Обычными персонажами Плавта были алчные сводники и безжалостные ростовщики, ненавистные римскому плебсу, честные бедняки, в которых большинство зрителей готово было узнать себя, прихлебатели-параситы, рвущиеся к даровому обеду, ворчливые и скупые отцы, редко понимающие своих легкомысленных сыновей, порой влюбленных в бесприданницу или даже гетеру (оказывающуюся чаще всего похищенной или подброшенной в детстве дочерью достойных родителей), ловкий изворотливый раб, помогающий слабохарактерному господину соединиться с возлюбленной. Чтобы эти рабы, своевольные и даже дерзкие в азах римской публики, не шокировали зрителя, Плавт заставля-ГЛ их намного чаще, чем того требует сюжет, задумываться над угрозой наказания.
Гетеры новоаттической комедии превращались Плавтом в весьма вульгарных обитательниц типично римских лупанаров (публич-ых домов). Парасит, соответствующий в римском восприятии (Ьигуре клиента, был начисто лишен того, за что прикармливали парасита на греческом пиру, — утонченного, блестящего остроумия, превращавшегося в острую приправу к даровой трапезе.
Понятными и «своими» делало комедии Плавта и то, что обитатели греческих городов действовали на улицах и в кварталах с римскими названиями, проходили мимо знакомых римских построек, посещали форум, торопились в курию, чтобы не опоздать к распределению провинций (которых у греков, как известно, не было). Их должностные лица назывались «консулы», «цензоры», «трибуны». Они ели чисто римскую пищу, могли порой вспомнить о «побежденных пунийцах» и пересыпали речь римскими поговорками («волк в овчарне», «горе побежденным», «собирать дождь в решете», «человек человеку волк», «пустить козла в огород», «поздно копать колодец, когда глотка пересохла», «обух мудрее рукояти», «слезы лить — что воду решетом носить»).
И сами сюжеты перелагавшихся Плавтом пьес вполне устраивали римлян. В них были похищения возлюбленных с их последующим поиском и желанной встречей, недоразумения и веселая путаница, связанная со сходством близнецов, любовная интрига («Там, где приправой любовь, пьеса любая по вкусу»).
Не имеющая себе равных популярность Плавта стала причиной того, что под его именем появилось множество ему не принадлежавших комедий. Через век после кончины поэта римскому ученому Теренцию Варрону пришлось немало потрудиться, чтобы из ста тридцати приписывавшихся Плавту пьес выделить двадцать одну, авторство которых исследователь признал бесспорным.
После того как в 1429 г. была открыта рукопись с комедиями Плавта, римский драматург, покоривший весь мир, завоевывает и Европу. Подобно тому, как сам Плавт перерабатывал комедии Менандра, его произведения перерабатываются гениями нового времени. Пьеса Плавта «Менехмы» легла в основу остроумной и веселой «Комедии ошибок» Шекспира. Прославленная комедия Мольера «Скупой» — переделка комедии Плавта «Горшок», полностью сохранившая две особенно смешные сцены: обращение героя к публике с мольбой отыскать украденные драгоценности и взаимное Непонимание при встрече с обольстителем дочери.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Рим. Я тебя боюсь

Рим. Я тебя боюсь

Мне все труднее давать отчет о своем пребывании в Риме; это как с морем: чем дальше ты входишь, те...

Правда в обмен на руку

Правда в обмен на руку

Нет, ну врать мы, конечно, все горазды, только кто-то признаётся в этом с большей, а кто-то с мень...

Как римский император создал культ великого государственника?

Как римский император создал культ великого государственника?

В маленьком далматском городке огромной римской империи, раздираемой войнами, бунтами и разными пр...

Величие Древнего Рима:

Римское барокко

Римское барокко

С 1568 году в Риме началось строительство церкви для духовного ордена иезуитов. Новые блюстители ц...

Рим утратил право избрания пап

Рим утратил право избрания пап

У Оттона оставался один серьезный противник — Беренгарий II, который ушел из Равенны и заперся в з...

КУЛЬТУРА ВИЛЛАНОВЫ, ЭТРУСКИ И ДРЕВНЕЙШИЙ РИМ

КУЛЬТУРА ВИЛЛАНОВЫ, ЭТРУСКИ И ДРЕВНЕЙШИЙ РИМ

Крайне острой для сегодняшнего времени проблемой остается скудость источников по древнейшей истори...

Ахейская война

Ахейская война

После того как Македония вместе с присоединенными к ней Иллирией и Эпиром была превращена в римску...

Золотой век римской литературы: Гораций

Золотой век римской литературы: Гораций

Гораций. Несравненно, более самобытный характер имеют произведения другого поэта века Августа — Го...

История. Сохранение памяти О прошлом

История. Сохранение памяти О прошлом

С давних пор считалось в Риме занятием, достойным патри-рС „угодным богам. Оно считалось привилеги...

Древние Римляне:

Катон Утический

Катон Утический

Карьера правнука Катона Старшего, которого часто именуют Катоном Утическим – вызов историкам, ибо в эпоху уловок и ком...

Невий Гней

Невий Гней

Невий Гней (Gnacus Naevius) (около 270 - 201 до н. э.), римский поэт. Участник 1-й Пунической войны

ПОНТИЙ ПИЛАТ

ПОНТИЙ ПИЛАТ

пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно то...

Прогулки по Риму:

Мой Рим. Из чего состоит Вечность?

Мой Рим. Из чего состоит Вечность?

Впервые оказаться в городе, известном по рассказам, книгам и путеводителям, страшно. Страшно разочароваться, страшно н...

Форум Траяна (Forum Traiani)

Форум Траяна (Forum Traiani)

Последним, в 112–113 годах, был построен величественный Форум Траяна (Forum Traiani). Строительство форума, начатое пр...

Город вечности

Город вечности

Город вечности Рим - это место, про которое сложно рассказать, потому что о нём хочется говорить бесконечно. Рим, в...

Монахи, к черту все сутаны, ныряйте в римские фонтаны!

Монахи, к черту все сутаны, ныряйте в римские фонтаны!

Писатель Илья Эренбург, автор знаменитой фразы: «Увидеть Париж и умереть», по всей видимости, никогда не сталкивался с...

Несколько способов сэкономить в Риме

Несколько способов сэкономить в Риме

Раньше в Италии была замечательная национальная валюта, которая называлась лирой. Туристы обожали итальянские деньги з...

Достопримечательности:

РимаЭсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus) Италия - Лацио – Рим Базилика Сан Джованни ин Латерано
Рим Пантеон Прогулки по Вечному городу
УСТА ИСТИНЫ Рим. Фонтан Треви Вилла Медичи