Главная - Римская республика - Тит Макций Плавт



Тит Макций Плавт

Древний РИМ - Римская республика

тит макций плавт

Превзошел всех своих предшественников в драматическом жанре Плавт (250-184). Прибыв в Рим юношей он приобщился к сцене (то ли в качестве рабочего, то ли актера' скорее всего, второе, потому что не встречающееся больше ни у кого имя Макций — не что иное, как Макк ателланы). Плавт полностью отказался от написания трагедий и занялся комедиями. А чтобы избавить их от всего, что могло показаться неинтересным римскому зрителю, он стал практиковать соединение двух пли лаже трех греческих комедий в одну, перенося из одной в другую и сюжетные линии, и отдельные сцены, и просто удачные реплики героев, если они усиливали комизм.
Непрекращающийся по ходу представления смех вызывали из ситуации, в которых оказывались герои, и преувеличенно высокопарные речи по ничтожному поводу, особенно когда они звучали из уст персонажа, явно к таким речам непривычного, и сама внешность действующих лиц в масках, и, конечно же, целые каскады острот, порой грубых, из лексикона римской улицы.
Действие комедий Плавта разворачивалось в городах с греческими названиями, персонажи носили греческие имена и греческую одежду, и можно было взахлеб хохотать над пороками и смешными положениями, не оскорбляя этим достоинства римского народа. Но пороки эти были присущи самим римлянам, и это способствовало живости восприятия действа, разворачивавшегося на временно сколоченных подмостках.
Обычными персонажами Плавта были алчные сводники и безжалостные ростовщики, ненавистные римскому плебсу, честные бедняки, в которых большинство зрителей готово было узнать себя, прихлебатели-параситы, рвущиеся к даровому обеду, ворчливые и скупые отцы, редко понимающие своих легкомысленных сыновей, порой влюбленных в бесприданницу или даже гетеру (оказывающуюся чаще всего похищенной или подброшенной в детстве дочерью достойных родителей), ловкий изворотливый раб, помогающий слабохарактерному господину соединиться с возлюбленной. Чтобы эти рабы, своевольные и даже дерзкие в азах римской публики, не шокировали зрителя, Плавт заставля-ГЛ их намного чаще, чем того требует сюжет, задумываться над угрозой наказания.
Гетеры новоаттической комедии превращались Плавтом в весьма вульгарных обитательниц типично римских лупанаров (публич-ых домов). Парасит, соответствующий в римском восприятии (Ьигуре клиента, был начисто лишен того, за что прикармливали парасита на греческом пиру, — утонченного, блестящего остроумия, превращавшегося в острую приправу к даровой трапезе.
Понятными и «своими» делало комедии Плавта и то, что обитатели греческих городов действовали на улицах и в кварталах с римскими названиями, проходили мимо знакомых римских построек, посещали форум, торопились в курию, чтобы не опоздать к распределению провинций (которых у греков, как известно, не было). Их должностные лица назывались «консулы», «цензоры», «трибуны». Они ели чисто римскую пищу, могли порой вспомнить о «побежденных пунийцах» и пересыпали речь римскими поговорками («волк в овчарне», «горе побежденным», «собирать дождь в решете», «человек человеку волк», «пустить козла в огород», «поздно копать колодец, когда глотка пересохла», «обух мудрее рукояти», «слезы лить — что воду решетом носить»).
И сами сюжеты перелагавшихся Плавтом пьес вполне устраивали римлян. В них были похищения возлюбленных с их последующим поиском и желанной встречей, недоразумения и веселая путаница, связанная со сходством близнецов, любовная интрига («Там, где приправой любовь, пьеса любая по вкусу»).
Не имеющая себе равных популярность Плавта стала причиной того, что под его именем появилось множество ему не принадлежавших комедий. Через век после кончины поэта римскому ученому Теренцию Варрону пришлось немало потрудиться, чтобы из ста тридцати приписывавшихся Плавту пьес выделить двадцать одну, авторство которых исследователь признал бесспорным.
После того как в 1429 г. была открыта рукопись с комедиями Плавта, римский драматург, покоривший весь мир, завоевывает и Европу. Подобно тому, как сам Плавт перерабатывал комедии Менандра, его произведения перерабатываются гениями нового времени. Пьеса Плавта «Менехмы» легла в основу остроумной и веселой «Комедии ошибок» Шекспира. Прославленная комедия Мольера «Скупой» — переделка комедии Плавта «Горшок», полностью сохранившая две особенно смешные сцены: обращение героя к публике с мольбой отыскать украденные драгоценности и взаимное Непонимание при встрече с обольстителем дочери.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Императорский бассейн

Императорский бассейн

Приехав в Рим, вы, конечно, первым делом отправитесь осматривать достопримечательности, сохранивши...

Город Рим

Город Рим

История Рима охватывает более двенадцати веков жизни Европы - с середины VIII в. до н. э. (по пред...

Где перекусить туристу в Риме

Где перекусить туристу в Риме

Итальянская кухня всегда считалась одной из самых изысканных и вкусных в мире. Побывать в Риме и н...

Величие Древнего Рима:

Как пали боги Древнего Рима

Как пали боги Древнего Рима

Началось крушение, казалось бы, с противоположного: с того, что благодаря развитию культа фамилий ...

Дворец Фарнезе

Дворец Фарнезе

Кардинал Алессандро Фарнезе, еще до того как стал Павлом III, начал строить для себя огромный двор...

Союзническая война

Союзническая война

Устранение влиятельного народного трибуна и угроза расправы над его сторонниками вызвали вооруженн...

Культурные перемены

Культурные перемены

Подобные эпизоды не должны создавать впечатления, что Рим первой половины II в. был городом только...

Roma - вечная любовь

Roma - вечная любовь

Любите ли вы Рим? Здесь давно ничего не меняется. Кроме нашего представления об этом месте. Рим - ...

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

Безупречным мерилом состояния общества всегда была и ос ется образованность. О глубочайшем упадке ...

Древние Римляне:

Ливий, Тит

Ливий, Тит

ЛИВИЙ, ТИТ (Titus Livius) (59 до н.э. – 17 н.э

Цинна, Луций Корнелий

Цинна, Луций Корнелий

ЦИННА, ЛУЦИЙ КОРНЕЛИЙ (Lucius Cornelius Cinna) (ок. 128–84 до н.э.), римский государственный деятель, который управлял...

СПАРТАК

СПАРТАК

Вождь крупнейшего восстания рабов (74—71 до н.э.), погиб в 71 до н.э

Прогулки по Риму:

Что нельзя не посмотреть в Риме?

Что нельзя не посмотреть в Риме?

Древнейший исторический центр Рима: Площадь Капитолия, Римские форумы, Колизей, Императорские форумы. Ватикан: Пл...

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

За долгую историю существования Рима вокруг него не раз возводились стены. Уже самые ранние поселения огораживались и ...

Рим достопримечательности

Рим достопримечательности

Я побывала в Риме в апреле 2007 года. И сколько мне не приходилось слышать об этом вечном городе, посетив его, поняла,...

Пешком по вечному городу. Экскурсия по историческому центру Рима

Пешком по вечному городу. Экскурсия по историческому центру Рима

Рим – это величественный город, который всегда был, есть и будет вечным. Взору путешественников здесь открывается вся ...

Аквапарки, парки развлечений

Аквапарки, парки развлечений

Недалеко от Рима есть несколько аквапарков и парков развлечений, где можно приятно провести время, развлечься и охлади...

Достопримечательности:

Колизей Площадь св. Петра Пирамида Цестия
Рим (Roma) Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis) — река на Апеннинском полуострове Палатин (лат. Mons Palatinus, Palatium)
Если дороги привели в Рим Рим. Фонтан Треви Все эти образы и виды Рима