Главная - Римская республика - Тит Макций Плавт



Тит Макций Плавт

Древний РИМ - Римская республика

тит макций плавт

Превзошел всех своих предшественников в драматическом жанре Плавт (250-184). Прибыв в Рим юношей он приобщился к сцене (то ли в качестве рабочего, то ли актера' скорее всего, второе, потому что не встречающееся больше ни у кого имя Макций — не что иное, как Макк ателланы). Плавт полностью отказался от написания трагедий и занялся комедиями. А чтобы избавить их от всего, что могло показаться неинтересным римскому зрителю, он стал практиковать соединение двух пли лаже трех греческих комедий в одну, перенося из одной в другую и сюжетные линии, и отдельные сцены, и просто удачные реплики героев, если они усиливали комизм.
Непрекращающийся по ходу представления смех вызывали из ситуации, в которых оказывались герои, и преувеличенно высокопарные речи по ничтожному поводу, особенно когда они звучали из уст персонажа, явно к таким речам непривычного, и сама внешность действующих лиц в масках, и, конечно же, целые каскады острот, порой грубых, из лексикона римской улицы.
Действие комедий Плавта разворачивалось в городах с греческими названиями, персонажи носили греческие имена и греческую одежду, и можно было взахлеб хохотать над пороками и смешными положениями, не оскорбляя этим достоинства римского народа. Но пороки эти были присущи самим римлянам, и это способствовало живости восприятия действа, разворачивавшегося на временно сколоченных подмостках.
Обычными персонажами Плавта были алчные сводники и безжалостные ростовщики, ненавистные римскому плебсу, честные бедняки, в которых большинство зрителей готово было узнать себя, прихлебатели-параситы, рвущиеся к даровому обеду, ворчливые и скупые отцы, редко понимающие своих легкомысленных сыновей, порой влюбленных в бесприданницу или даже гетеру (оказывающуюся чаще всего похищенной или подброшенной в детстве дочерью достойных родителей), ловкий изворотливый раб, помогающий слабохарактерному господину соединиться с возлюбленной. Чтобы эти рабы, своевольные и даже дерзкие в азах римской публики, не шокировали зрителя, Плавт заставля-ГЛ их намного чаще, чем того требует сюжет, задумываться над угрозой наказания.
Гетеры новоаттической комедии превращались Плавтом в весьма вульгарных обитательниц типично римских лупанаров (публич-ых домов). Парасит, соответствующий в римском восприятии (Ьигуре клиента, был начисто лишен того, за что прикармливали парасита на греческом пиру, — утонченного, блестящего остроумия, превращавшегося в острую приправу к даровой трапезе.
Понятными и «своими» делало комедии Плавта и то, что обитатели греческих городов действовали на улицах и в кварталах с римскими названиями, проходили мимо знакомых римских построек, посещали форум, торопились в курию, чтобы не опоздать к распределению провинций (которых у греков, как известно, не было). Их должностные лица назывались «консулы», «цензоры», «трибуны». Они ели чисто римскую пищу, могли порой вспомнить о «побежденных пунийцах» и пересыпали речь римскими поговорками («волк в овчарне», «горе побежденным», «собирать дождь в решете», «человек человеку волк», «пустить козла в огород», «поздно копать колодец, когда глотка пересохла», «обух мудрее рукояти», «слезы лить — что воду решетом носить»).
И сами сюжеты перелагавшихся Плавтом пьес вполне устраивали римлян. В них были похищения возлюбленных с их последующим поиском и желанной встречей, недоразумения и веселая путаница, связанная со сходством близнецов, любовная интрига («Там, где приправой любовь, пьеса любая по вкусу»).
Не имеющая себе равных популярность Плавта стала причиной того, что под его именем появилось множество ему не принадлежавших комедий. Через век после кончины поэта римскому ученому Теренцию Варрону пришлось немало потрудиться, чтобы из ста тридцати приписывавшихся Плавту пьес выделить двадцать одну, авторство которых исследователь признал бесспорным.
После того как в 1429 г. была открыта рукопись с комедиями Плавта, римский драматург, покоривший весь мир, завоевывает и Европу. Подобно тому, как сам Плавт перерабатывал комедии Менандра, его произведения перерабатываются гениями нового времени. Пьеса Плавта «Менехмы» легла в основу остроумной и веселой «Комедии ошибок» Шекспира. Прославленная комедия Мольера «Скупой» — переделка комедии Плавта «Горшок», полностью сохранившая две особенно смешные сцены: обращение героя к публике с мольбой отыскать украденные драгоценности и взаимное Непонимание при встрече с обольстителем дочери.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

КУЛЬТУРА ВИЛЛАНОВЫ, ЭТРУСКИ И ДРЕВНЕЙШИЙ РИМ

КУЛЬТУРА ВИЛЛАНОВЫ, ЭТРУСКИ И ДРЕВНЕЙШИЙ РИМ

Крайне острой для сегодняшнего времени проблемой остается скудость источников по древнейшей истори...

Воспитание

Воспитание

После рождения ребенка отец принимал его на руки в знак того, что желает его воспитывать (закон по...

Прогулка

Прогулка

В известные часы дня в садах и в особенности под портиками собиралось множество гуляющей публики; ...

Величие Древнего Рима:

Что объединяет деньги без запаха и хлеб, неотделимый от зрелищ?

Что объединяет деньги без запаха и хлеб, неотделимый от зрелищ?

Две тысячи лет ровесник нашей эры Колизей греется под жарким римским солнцем. По легенде самому Ри...

Конец семейства Борджа

Конец семейства Борджа

В 1503 году Александр VI скончался; слухи утверждали, что он отравился конфетой, приготовленной дл...

Рим предал папу и поплатился

Рим предал папу и поплатился

Война принимала все более и более затяжной характер. Силы римлян и силы Матильды заметно убывали. ...

ЛИТЕРАТУРА, БЫТ И НРАВЫ БУРНОЙ ЭПОХИ

ЛИТЕРАТУРА, БЫТ И НРАВЫ БУРНОЙ ЭПОХИ

Эпоха гражданских войн — время разительных перемен в культурной жизни всего круга земель. Риму дос...

Общественное мнение

Общественное мнение

Вечный жилищный вопрос в вечном городе Где остановится в Риме? Вечный вопрос в вечном городе. Б...

Жадность римской церкви безгранична

Жадность римской церкви безгранична

Гильдебранд, сделавшись Григорием VII, стал открыто заявлять о том, что все земли Запада являются ...

Древние Римляне:

СПАРТАК

СПАРТАК

Вождь крупнейшего восстания рабов (74—71 до н.э.), погиб в 71 до н.э

Цинцинат, Луций Квинций

Цинцинат, Луций Квинций

ЦИНЦИННАТ, ЛУЦИЙ КВИНКЦИЙ (Lucius Quinctius Cincinnatus) (ок. 519 – ок. 439 до н.э

Нерон

Нерон

НЕРОН (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus) (37–68), пятый и последний римский император из династии Юлиев – Клавди...

Прогулки по Риму:

Рим. Музеи

Рим. Музеи

Ч резмерное обилие достопримечательностей в Риме, которых, кажется, хватило бы на небольшую страну, побуждает, види...

Несколько мгновений праздников и будней

Несколько мгновений праздников и будней

Сегодняшний Рим - каков он? Прекрасен - каким, впрочем, был всегда. Благопристоен и буржуазен. Немного лицемерен и кра...

Вокруг Римского форума

Вокруг Римского форума

Базилика Эмилиев возведена в 179 г. до н.э., но неоднократно перестраивалась, в частности в I в

Музеи и картинные галереи Ватикана

Музеи и картинные галереи Ватикана

В Ватикане одиннадцать музеев, пять галерей и богатейшая библиотека — здесь у туриста может закружиться голова. Познак...

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

В древнем Риме, как и у других народов, имущественное и социальное расслоение населения идет вместе с распадом родопле...

Достопримечательности:

Триумфальная Арка Константина Загадка Святого Петра Римский форум
«Золотой дом» Нерона (лат. Domus Aurea) — дворцово-парковый комплекс в Риме Ватиканские дворцы Все достопримечательности Рима
Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города? Военная тайна Папы Римского Театр Помпея (лат. Teatrum Pompei) — руины древнеримского театра в Риме