Главная - Римская республика - Тит Макций Плавт



Тит Макций Плавт

Древний РИМ - Римская республика

тит макций плавт

Превзошел всех своих предшественников в драматическом жанре Плавт (250-184). Прибыв в Рим юношей он приобщился к сцене (то ли в качестве рабочего, то ли актера' скорее всего, второе, потому что не встречающееся больше ни у кого имя Макций — не что иное, как Макк ателланы). Плавт полностью отказался от написания трагедий и занялся комедиями. А чтобы избавить их от всего, что могло показаться неинтересным римскому зрителю, он стал практиковать соединение двух пли лаже трех греческих комедий в одну, перенося из одной в другую и сюжетные линии, и отдельные сцены, и просто удачные реплики героев, если они усиливали комизм.
Непрекращающийся по ходу представления смех вызывали из ситуации, в которых оказывались герои, и преувеличенно высокопарные речи по ничтожному поводу, особенно когда они звучали из уст персонажа, явно к таким речам непривычного, и сама внешность действующих лиц в масках, и, конечно же, целые каскады острот, порой грубых, из лексикона римской улицы.
Действие комедий Плавта разворачивалось в городах с греческими названиями, персонажи носили греческие имена и греческую одежду, и можно было взахлеб хохотать над пороками и смешными положениями, не оскорбляя этим достоинства римского народа. Но пороки эти были присущи самим римлянам, и это способствовало живости восприятия действа, разворачивавшегося на временно сколоченных подмостках.
Обычными персонажами Плавта были алчные сводники и безжалостные ростовщики, ненавистные римскому плебсу, честные бедняки, в которых большинство зрителей готово было узнать себя, прихлебатели-параситы, рвущиеся к даровому обеду, ворчливые и скупые отцы, редко понимающие своих легкомысленных сыновей, порой влюбленных в бесприданницу или даже гетеру (оказывающуюся чаще всего похищенной или подброшенной в детстве дочерью достойных родителей), ловкий изворотливый раб, помогающий слабохарактерному господину соединиться с возлюбленной. Чтобы эти рабы, своевольные и даже дерзкие в азах римской публики, не шокировали зрителя, Плавт заставля-ГЛ их намного чаще, чем того требует сюжет, задумываться над угрозой наказания.
Гетеры новоаттической комедии превращались Плавтом в весьма вульгарных обитательниц типично римских лупанаров (публич-ых домов). Парасит, соответствующий в римском восприятии (Ьигуре клиента, был начисто лишен того, за что прикармливали парасита на греческом пиру, — утонченного, блестящего остроумия, превращавшегося в острую приправу к даровой трапезе.
Понятными и «своими» делало комедии Плавта и то, что обитатели греческих городов действовали на улицах и в кварталах с римскими названиями, проходили мимо знакомых римских построек, посещали форум, торопились в курию, чтобы не опоздать к распределению провинций (которых у греков, как известно, не было). Их должностные лица назывались «консулы», «цензоры», «трибуны». Они ели чисто римскую пищу, могли порой вспомнить о «побежденных пунийцах» и пересыпали речь римскими поговорками («волк в овчарне», «горе побежденным», «собирать дождь в решете», «человек человеку волк», «пустить козла в огород», «поздно копать колодец, когда глотка пересохла», «обух мудрее рукояти», «слезы лить — что воду решетом носить»).
И сами сюжеты перелагавшихся Плавтом пьес вполне устраивали римлян. В них были похищения возлюбленных с их последующим поиском и желанной встречей, недоразумения и веселая путаница, связанная со сходством близнецов, любовная интрига («Там, где приправой любовь, пьеса любая по вкусу»).
Не имеющая себе равных популярность Плавта стала причиной того, что под его именем появилось множество ему не принадлежавших комедий. Через век после кончины поэта римскому ученому Теренцию Варрону пришлось немало потрудиться, чтобы из ста тридцати приписывавшихся Плавту пьес выделить двадцать одну, авторство которых исследователь признал бесспорным.
После того как в 1429 г. была открыта рукопись с комедиями Плавта, римский драматург, покоривший весь мир, завоевывает и Европу. Подобно тому, как сам Плавт перерабатывал комедии Менандра, его произведения перерабатываются гениями нового времени. Пьеса Плавта «Менехмы» легла в основу остроумной и веселой «Комедии ошибок» Шекспира. Прославленная комедия Мольера «Скупой» — переделка комедии Плавта «Горшок», полностью сохранившая две особенно смешные сцены: обращение героя к публике с мольбой отыскать украденные драгоценности и взаимное Непонимание при встрече с обольстителем дочери.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Откуда взялись гладиаторские бои?

Откуда взялись гладиаторские бои?

Гладиаторские бои представляли собой захватывающее зрелище древнего Рима. Известны бои, в которые ...

Светская жизнь в Риме

Светская жизнь в Риме

Каждый день с самого раннего утра к домам римских аристократов стекалась толпа людей, представлявш...

Город Рим

Город Рим

История Рима охватывает более двенадцати веков жизни Европы - с середины VIII в. до н. э. (по пред...

Величие Древнего Рима:

АРХИТЕКТУРА ИМПЕРАТОРСКОГО РИМА

АРХИТЕКТУРА ИМПЕРАТОРСКОГО РИМА

Хоамы и дворцы римлян не были в древности отнесены к семи есам света — хотя бы потому, что список ...

Ватикан становится крепостью

Ватикан становится крепостью

Между тем на Италию надвинулась новая беда: еще в начале IX века на юге страны появились воинствен...

Собрания

Собрания

Цицерон говорит, что в момент составления первого триумвирата площадь народного собрания безмолвст...

Первая Пуническая война

Первая Пуническая война

Между тем, как напишет нес коль-ко столетий спустя римский историк и поэт Луций Флор, «победив Ита...

Карло Франческо Кастелли

Карло Франческо Кастелли

Искусство барокко достигло невиданной виртуозности в творчестве племянника Карло Мадерно Франческо...

В папских покоях

В папских покоях

Даже как-то странно - приехать в Рим и не быть здесь особенно счастливым . Французский писатель Ж...

Древние Римляне:

Цинна, Гай Гельвий

Цинна, Гай Гельвий

ЦИННА, ГАЙ ГЕЛЬВИЙ (Gaius Helvius Cinna) (расцвет деятельности – сер. 1 в. до н.э

ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН (Vitruvius Pollio)

ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН (Vitruvius Pollio)

римский архитектор и инженер 1 в. до н.э. О самом Витрувии мы почти ничего не знаем, даже время его жизни (эпоха Цезар...

Регул Марк Атилий

Регул Марк Атилий

Регул Марк Атилий (Marcus Atilius Regulus) (умер около 248 до н. э.), римский полководец и политический деятель. Будуч...

Прогулки по Риму:

Пешком по вечному городу. Экскурсия по историческому центру Рима

Пешком по вечному городу. Экскурсия по историческому центру Рима

Рим – это величественный город, который всегда был, есть и будет вечным. Взору путешественников здесь открывается вся ...

Дороги Рима - что вы должны о них знать

Дороги Рима - что вы должны о них знать

Все дороги ведут в Рим , - эта известная фраза, дошедшая до нас из глубины веков, сегодня имеет образное значение, но...

Римские маршруты

Римские маршруты

Римские маршруты включают в себя наиболее интересные кварталы города, богатые памятниками архитектуры. Каждый маршрут ...

Roma

Roma

Никто не будет спорить - Италия начинается с Рима. Все дороги ведут в Рим. И быть в Италии и не увидеть хоть на мгнове...

Советы туристам

Советы туристам

Национальные особенности Италии: Итальянцы шумны, экспрессивны и запальчивы. Совершенно незначительные мелочи могут...

Достопримечательности:

ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ Колизей Транспорт в Риме
Рим – это город звуков Базилика Санта Мария Маджоре Капитолий
Театр Помпея (лат. Teatrum Pompei) — руины древнеримского театра в Риме Апостолический дворец РимаЭсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus)