Культурные перемены
Древний РИМ - Римская республика
Подобные эпизоды не должны создавать впечатления, что Рим первой половины II в. был городом только тикарей и невежд. Рядом с муммиями и анициями в городе жил Публий Сульпиций Галл, которому исполнение обязанностей претора, а затем консула не помешало изучать астрономию, используя для этого звездный глобус Архимеда. В битве при Пидне он предсказал лунное затмение, чем способствовал победе римского оружия. Глава школы филологов Пергама Кратет примерно тогда же прибыл в Рим и, по неосторожности свалившись в клоаку, сломал ногу. Во время вынужденной зимовки в Риме он был окружен учениками, и они сумели применить полученные от него знания на практике, разделив на части главы поэм Невия и Энния.
Фактом большого культурного значения было появление в Риме первой значительной частной библиотеки. Она прибыла точно так же, как Ливии Андроник, Теренций и многие другие чужестранцы, определившие культурное лицо города на семи холмах, — в качестве военной добычи. Но библиотека не разделила судьбу других трофеев Второй Македонской войны, которые пополнили государ1-ственную казну, а стала собственностью сыновей триумфатора. Трудно сказать, связано ли это было с отсутствием в Риме специального помещения для хранения книг или с непониманием того, что книги представляют ценность. Во всяком случае, в Риме появилась библиотека, которой могли пользоваться образованные люди из высшего общества.
Дом сыновей Эмилия Павла, среди которых вскоре выделился Сципион Эмилиан, стал местом, где собирались любители греческой литературы и философии. Это было первое объединение по культурным, а не культовым или профессиональным интересом. В кружок Сципиона входили Полибий, Теренций, Гай Лелий, Луци-лий и многие другие выдающиеся люди того времени.
Постепенно стал изменяться и внешний облик Рима, что в немалой мере было связано с соперничеством между патрицианскими и плебейскими семьями в строительстве общественных зданий. После сооружения патрициями храмов из военной добычи на Капито-111,1 и Палатине представитель плебейского рода Тиберий Семпро-Нии Гракх в 238 г. воздвиг на Авентине храм Свободы. Цирку Фламиния, сооруженному Гаем Фламинием Непотом на Марсовом поле, в 221 г., было противопоставлено устройство плебейских игр в Цирке Величайшем. В начале II в. в Риме была начата построй Ка первого каменного театра, но все, что успели построить, было разрушено по распоряжению сената «как вещь бесполезная и вредная обычаям».
Радикальной перестройке подвергается форум. На месте примыкавших к нему домов, выкупленных у семей Маниев и Тициев Катон Старший, расширив пространство форума, возводит базилику, получившую его имя (184 г.), сооружение нового для Рима типа (здание, разделенное колоннами на несколько частей). На месте архаического здания царского атрия появляется Эмилиева базилика (179 г.). Настоящим украшением города стали статуи и другие памятники — трофеи римского оружия. Метелл Македонский, тот самый, что разбил Андриска и ахейцев, привез из Македонии целый отряд конных бронзовых статуй, а также обнес портиками два храма. На месте снесенных трущоб в городе появились сады. Но все же Рим II в. до н. э. еще не соответствовал своей роли столицы мировой державы.
О жилых домах римлян можно судить по ранним (II в. до н. э.) домам Помпей, стены которых были расписаны в так называемом «первом помпейском стиле». Ярко-красные полы с белыми узорами сочетались с геометрической разбивкой стен на квадраты, как правило, в темных сдержанных тонах. В италийское жилище входит греческий перистиль, занимающий особое место в общей композиции дома. Помпейские перистили в отличие от тех, которые нам известны по раскопкам в греческом Олинфе, не мостились — они были садом или лугом, куском природы, перенесенным в город. Богатые дома в Помпеях имели декоративно обработанные фасады, приобретая формальные черты общественного сооружения. В этом проявилось различие задач, которые ставили перед строителями собственники домов в Греции предэллинистической эпохи и республиканского Рима.
Читайте: |
---|