Главная - Рим эпохи Возрождения - Римское барокко


Римское барокко

Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения

римское барокко

С 1568 году в Риме началось строительство церкви для духовного ордена иезуитов. Новые блюстители церковной идеологии пожелали иметь внешность богатую и изощренную: церковь Иль Джезу представляет собой самое раннее законченное произведение нового стиля, который в конце XVIII веке стали называть «барокко», что означает «чудной, странный» (в португальском языке этим словом называют жемчужины неправильной и редкой формы).
Церковь строилась по проекту Джакомо Бароцци (по прозванию Виньола); фасад закончен в 1573 году Джакомо делла Порта. Идеи этого стиля зародились гораздо раньше: в рисунках Леонардо да Винчи есть набросок фасада для собора в Павии, который очень похож на будущую Иль Джезу; отдельные элементы и дух барокко свойственны творчеству Микеланджело, которого относят к родоначальникам этого стиля как в архитектуре, так и в скульптуре.
Меткую характеристику барокко дал П. Муратов: «Вместо стремления к бесстрастному спокойствию, равновесию и круглоте, свойственного классическому Возрождению, барокко сделало своей основой крайнюю эмоциональность, любовь к строительному парадоксу и отвращение к замкнутости отдельных композиций. Спокойная протяженность горизонтальных линий и больших плоскостей исчезла. Барокко всюду, где могло, разбило стену выступами и нишами и раздробило горизонтальные пояса составными профилями сложных пилястров. Более резкие тени повсюду заиграли на фасаде, и большая глубина его сделала перспективный вид здания более подвижным, сильнее меняющимся в зависимости от разных точек зрения. В этом сказались важнейшие тенденции архитектуры барокко — ее поиски живописного впечатления и проникающее ее чувство движения».
Раннему римскому барокко свойственна еще сдержанность и даже некоторая суровость. В XVII в. барокко стало более великолепным, вычурным и изобретательным. Массивные порталы зданий, изломы и искривления фасадов, выразительные волюты (завитки), подчеркнутая монументальная тяжесть каменных стен сделались характерными для архитектуры папского Рима.
В 1560—1650 годах перестроили в духе барокко древнюю Латеранскую базилику, сохранив ее западную ориентацию.
С 1574 году начали сооружать летнюю резиденцию папы — Квиринальский дворец, один из самых крупных в Риме. Строительство продолжалось долго, а в создании дворца принимало участие несколько архитекторов (Ф. Понцо и др.)- Дворец построен на вершине холма; на площади перед ним установлены две античные мраморные группы Диоскуров, поэтому площадь получила название Монтекавалло — «Холм Коней». Эти статуи обнаружили на месте терм Константина и перенесли на площадь по повелению Сикста V в 1587 году. В 1780-х годах Пий VI приказал установить между статуями один из египетских обелисков, находившихся ранее около мавзолея Августа (другой обелиск стоит перед абсидой церкви Санта Мария Маджоре); впоследствии добавил и гранитный бассейн для фонтана, перенесенный с Римского Форума, где много веков пил из него воду пасшийся там скот. Сейчас Квиринал является дворцом президента Итальянской республики.
В 1582 году к папе римскому прибыли русские послы Яков Молвянинов и Василий Тишина; сопровождавший их высокопоставленный иезуит Антонио Поссевино в своем сочинении «Московия» пишет об их пребывании в Вечном городе: «Когда римские знатные люди привели их во дворец на Капитолии, проявив свою любезность и чисто римское радушие, и один из них предложил им (как будто это имеет какое-нибудь значение) внимательно рассмотреть куски античных статуй, ненужные памятники языческим богам, они ко всему этому (и справедливо) отнеслись с отвращением. Их больше всего отталкивало (а это любому христианину должно внушать отвращение) то, что они видели в тех местах, где останавливались, в домах и садах некоторых людей, которым, по-видимому, больше по вкусу купидоны и венеры, нежели Христос и пресвятая дева, изображение постыдных сцен, или замечали лики (даже и святых), написанные для забавы, или статуи обнаженных людей и прочие дьявольские измышления. Но, увидев римские храмы и здание св. Петра, они окончательно признали, что эти храмы далеко превосходит остальные [храмы] всего мира красотой, вложенным в них трудом и великолепием». Как видно, античное искусство не представляло тогда ни малейшего интереса не только для русских послов, но и для идейного иезуита-итальянца.
На месте покинутого папами древнего Латеранского дворца в 1586— 1589 ггоду по повелению энергичного Сикста V построили новый дворец по проекту Доменико Фонтана. Он же явился автором замечательного зала Ватиканской библиотеки, который по имени этого папы стал называться Сикстинским.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Кусок итальянского счастья

Кусок итальянского счастья

На мультфильмах о черепашках-ниндзя выросло целое поколение американцев, даже не догадывавшихся о ...

Правда в обмен на руку

Правда в обмен на руку

Нет, ну врать мы, конечно, все горазды, только кто-то признаётся в этом с большей, а кто-то с мень...

Рим

Рим

Ему нравились эти беспрерывные внезапности, неожиданности, поражающие в Риме. Н. В Гоголь. Рим ...

Величие Древнего Рима:

«Хорошо есть» продолжается

«Хорошо есть» продолжается

Поведение Христины становилось все менее и менее достойным ее благочестивого подвига. Случалось, ч...

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

до н. э.Годы ИСТОРИЯ после 1000 Начало колонизации Италии этрусками 753 Традиционная дата...

Сенат. Народное собрание

Сенат. Народное собрание

Сенат. Неограниченная власть царя была стеснена тем, что самых важных дел, кроме военных и судебны...

Попробуйте букатини, фетуччине и страччателлу!

Попробуйте букатини, фетуччине и страччателлу!

Еда - что она значит для человека? Поддержание жизнедеятельности? Да. Но только ли это? Зачем же т...

Первый церковный царь

Первый церковный царь

Первым властелином Церковного государства стал Павел 1 (757—767). Он же оказался первым папой, кот...

Папа Сикст IV

Папа Сикст IV

Первым папой, который чувствовал себя в Риме вполне уверенно, был грозный Сикст IV, происходивший ...

Древние Римляне:

СЦИПИОНЫ

СЦИПИОНЫ

СЦИПИОНЫ, выдающееся римское семейство из рода Корнелиев. Два его представителя, братья Публий Корнелий Сципион и Гней...

Овидий, Публий Овидий Назон

Овидий, Публий Овидий Назон

ОВИДИЙ, ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. – 17 или 18 н.э

Лукулл, Луций Лициний

Лукулл, Луций Лициний

ЛУКУЛЛ, ЛУЦИЙ ЛИЦИНИЙ (Lucius Licinius Lucullus) (ок. 117–56 до н.э.), римский полководец и государственный деятель

Прогулки по Риму:

Музеи и картинные галереи Ватикана

Музеи и картинные галереи Ватикана

В Ватикане одиннадцать музеев, пять галерей и богатейшая библиотека — здесь у туриста может закружиться голова. Познак...

Монахи, к черту все сутаны, ныряйте в римские фонтаны!

Монахи, к черту все сутаны, ныряйте в римские фонтаны!

Писатель Илья Эренбург, автор знаменитой фразы: «Увидеть Париж и умереть», по всей видимости, никогда не сталкивался с...

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

В древнем Риме, как и у других народов, имущественное и социальное расслоение населения идет вместе с распадом родопле...

Рим достопримечательности

Рим достопримечательности

Я побывала в Риме в апреле 2007 года. И сколько мне не приходилось слышать об этом вечном городе, посетив его, поняла,...

Советы туристам

Советы туристам

Полезные адреса Посольство России Via Gaeta 5,00186 Roma (расположено поблизости от центрального вокзала). Тел. 494...

Достопримечательности:

Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города? Прогулки по Вечному городу Капито лий (Капитоли йский холм)
Катакомбы св. Каллиста Национальный Римский Музей, или музей Терм Древний город Рим – его никогда не удаётся исследовать до конца
Все достопримечательности Рима Ватикан Римские рестораны