Главная - Рим эпохи Возрождения - Римское барокко



Римское барокко

Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения

римское барокко

С 1568 году в Риме началось строительство церкви для духовного ордена иезуитов. Новые блюстители церковной идеологии пожелали иметь внешность богатую и изощренную: церковь Иль Джезу представляет собой самое раннее законченное произведение нового стиля, который в конце XVIII веке стали называть «барокко», что означает «чудной, странный» (в португальском языке этим словом называют жемчужины неправильной и редкой формы).
Церковь строилась по проекту Джакомо Бароцци (по прозванию Виньола); фасад закончен в 1573 году Джакомо делла Порта. Идеи этого стиля зародились гораздо раньше: в рисунках Леонардо да Винчи есть набросок фасада для собора в Павии, который очень похож на будущую Иль Джезу; отдельные элементы и дух барокко свойственны творчеству Микеланджело, которого относят к родоначальникам этого стиля как в архитектуре, так и в скульптуре.
Меткую характеристику барокко дал П. Муратов: «Вместо стремления к бесстрастному спокойствию, равновесию и круглоте, свойственного классическому Возрождению, барокко сделало своей основой крайнюю эмоциональность, любовь к строительному парадоксу и отвращение к замкнутости отдельных композиций. Спокойная протяженность горизонтальных линий и больших плоскостей исчезла. Барокко всюду, где могло, разбило стену выступами и нишами и раздробило горизонтальные пояса составными профилями сложных пилястров. Более резкие тени повсюду заиграли на фасаде, и большая глубина его сделала перспективный вид здания более подвижным, сильнее меняющимся в зависимости от разных точек зрения. В этом сказались важнейшие тенденции архитектуры барокко — ее поиски живописного впечатления и проникающее ее чувство движения».
Раннему римскому барокко свойственна еще сдержанность и даже некоторая суровость. В XVII в. барокко стало более великолепным, вычурным и изобретательным. Массивные порталы зданий, изломы и искривления фасадов, выразительные волюты (завитки), подчеркнутая монументальная тяжесть каменных стен сделались характерными для архитектуры папского Рима.
В 1560—1650 годах перестроили в духе барокко древнюю Латеранскую базилику, сохранив ее западную ориентацию.
С 1574 году начали сооружать летнюю резиденцию папы — Квиринальский дворец, один из самых крупных в Риме. Строительство продолжалось долго, а в создании дворца принимало участие несколько архитекторов (Ф. Понцо и др.)- Дворец построен на вершине холма; на площади перед ним установлены две античные мраморные группы Диоскуров, поэтому площадь получила название Монтекавалло — «Холм Коней». Эти статуи обнаружили на месте терм Константина и перенесли на площадь по повелению Сикста V в 1587 году. В 1780-х годах Пий VI приказал установить между статуями один из египетских обелисков, находившихся ранее около мавзолея Августа (другой обелиск стоит перед абсидой церкви Санта Мария Маджоре); впоследствии добавил и гранитный бассейн для фонтана, перенесенный с Римского Форума, где много веков пил из него воду пасшийся там скот. Сейчас Квиринал является дворцом президента Итальянской республики.
В 1582 году к папе римскому прибыли русские послы Яков Молвянинов и Василий Тишина; сопровождавший их высокопоставленный иезуит Антонио Поссевино в своем сочинении «Московия» пишет об их пребывании в Вечном городе: «Когда римские знатные люди привели их во дворец на Капитолии, проявив свою любезность и чисто римское радушие, и один из них предложил им (как будто это имеет какое-нибудь значение) внимательно рассмотреть куски античных статуй, ненужные памятники языческим богам, они ко всему этому (и справедливо) отнеслись с отвращением. Их больше всего отталкивало (а это любому христианину должно внушать отвращение) то, что они видели в тех местах, где останавливались, в домах и садах некоторых людей, которым, по-видимому, больше по вкусу купидоны и венеры, нежели Христос и пресвятая дева, изображение постыдных сцен, или замечали лики (даже и святых), написанные для забавы, или статуи обнаженных людей и прочие дьявольские измышления. Но, увидев римские храмы и здание св. Петра, они окончательно признали, что эти храмы далеко превосходит остальные [храмы] всего мира красотой, вложенным в них трудом и великолепием». Как видно, античное искусство не представляло тогда ни малейшего интереса не только для русских послов, но и для идейного иезуита-итальянца.
На месте покинутого папами древнего Латеранского дворца в 1586— 1589 ггоду по повелению энергичного Сикста V построили новый дворец по проекту Доменико Фонтана. Он же явился автором замечательного зала Ватиканской библиотеки, который по имени этого папы стал называться Сикстинским.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Занятия и развлечения

Занятия и развлечения

В первые часы дня после утренней закуски знатные римляне (позднейшего времени) принимали визиты св...

Ангелы и демоны

Ангелы и демоны

Каменные стены Замка Святого Ангела, обосновавшегося на правом берегу Тибра, хранят память о двух ...

Рим

Рим

Ему нравились эти беспрерывные внезапности, неожиданности, поражающие в Риме. Н. В Гоголь. Рим ...

Величие Древнего Рима:

Рим предал папу и поплатился

Рим предал папу и поплатился

Война принимала все более и более затяжной характер. Силы римлян и силы Матильды заметно убывали. ...

Трибы и курии

Трибы и курии

В народном собрании граждане совещались по куриям (curia — опека), и потому собрания эти называлис...

ПОСЛЕДНЯЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ: ДОМИНАТ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА (284-361 ГГ.)

ПОСЛЕДНЯЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ: ДОМИНАТ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА (284-361 ГГ.)

В империи продолжал свирепствовать яростный хаос. Один из провозглашенных войском императоров, Кар...

Город Рим

Город Рим

История Рима охватывает более двенадцати веков жизни Европы - с середины VIII в. до н. э. (по пред...

«Таблицы мертвых»

«Таблицы мертвых»

Учредив в Риме игры по случаю победы над самнитами и расправившись с пленниками, Сулла впервые в Р...

Откуда взялись гладиаторские бои?

Откуда взялись гладиаторские бои?

Гладиаторские бои представляли собой захватывающее зрелище древнего Рима. Известны бои, в которые ...

Древние Римляне:

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ (Lucius Septimius Severus) (146–211), римский император, родился в Большом Лептисе (Африка) в се...

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ(Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. – после 170 н

Лукреций, Тит Лукреций Кар

Лукреций, Тит Лукреций Кар

ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 99 – ок. 55 до н.э

Прогулки по Риму:

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

Ничто не ушло, не оставив глубокого следа, морщинки на челе мудрого Рима. Античные колонны проглядывают то тут, то там...

Вечная весна в Вечном городе

Вечная весна в Вечном городе

Снежная зима не миновала в этом году Италию: и метели мели, и ураганы свирепствовали. Но весна сюда пришла строго по г...

Монахи, к черту все сутаны, ныряйте в римские фонтаны!

Монахи, к черту все сутаны, ныряйте в римские фонтаны!

Писатель Илья Эренбург, автор знаменитой фразы: «Увидеть Париж и умереть», по всей видимости, никогда не сталкивался с...

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

За долгую историю существования Рима вокруг него не раз возводились стены. Уже самые ранние поселения огораживались и ...

КРУЖЕВО БАРОККО И «ЮБИЛЕЙНЫЕ» БАЗИЛИКИ

КРУЖЕВО БАРОККО И «ЮБИЛЕЙНЫЕ» БАЗИЛИКИ

В период расцвета барокко весь Рим, казалось, облачился в кружева, и причудливые и легкомысленные завитушки украсили с...

Достопримечательности:

Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города? Что сгубило Римскую империю Военная тайна Папы Римского
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА «Золотой дом» Нерона (лат. Domus Aurea) — дворцово-парковый комплекс в Риме Апостолический дворец
Прогулки по Вечному городу Транспорт в Риме Вилла Боргезе (итал. Villa Borghese)