Главная - Рим эпохи Возрождения - Римское барокко



Римское барокко

Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения

римское барокко

С 1568 году в Риме началось строительство церкви для духовного ордена иезуитов. Новые блюстители церковной идеологии пожелали иметь внешность богатую и изощренную: церковь Иль Джезу представляет собой самое раннее законченное произведение нового стиля, который в конце XVIII веке стали называть «барокко», что означает «чудной, странный» (в португальском языке этим словом называют жемчужины неправильной и редкой формы).
Церковь строилась по проекту Джакомо Бароцци (по прозванию Виньола); фасад закончен в 1573 году Джакомо делла Порта. Идеи этого стиля зародились гораздо раньше: в рисунках Леонардо да Винчи есть набросок фасада для собора в Павии, который очень похож на будущую Иль Джезу; отдельные элементы и дух барокко свойственны творчеству Микеланджело, которого относят к родоначальникам этого стиля как в архитектуре, так и в скульптуре.
Меткую характеристику барокко дал П. Муратов: «Вместо стремления к бесстрастному спокойствию, равновесию и круглоте, свойственного классическому Возрождению, барокко сделало своей основой крайнюю эмоциональность, любовь к строительному парадоксу и отвращение к замкнутости отдельных композиций. Спокойная протяженность горизонтальных линий и больших плоскостей исчезла. Барокко всюду, где могло, разбило стену выступами и нишами и раздробило горизонтальные пояса составными профилями сложных пилястров. Более резкие тени повсюду заиграли на фасаде, и большая глубина его сделала перспективный вид здания более подвижным, сильнее меняющимся в зависимости от разных точек зрения. В этом сказались важнейшие тенденции архитектуры барокко — ее поиски живописного впечатления и проникающее ее чувство движения».
Раннему римскому барокко свойственна еще сдержанность и даже некоторая суровость. В XVII в. барокко стало более великолепным, вычурным и изобретательным. Массивные порталы зданий, изломы и искривления фасадов, выразительные волюты (завитки), подчеркнутая монументальная тяжесть каменных стен сделались характерными для архитектуры папского Рима.
В 1560—1650 годах перестроили в духе барокко древнюю Латеранскую базилику, сохранив ее западную ориентацию.
С 1574 году начали сооружать летнюю резиденцию папы — Квиринальский дворец, один из самых крупных в Риме. Строительство продолжалось долго, а в создании дворца принимало участие несколько архитекторов (Ф. Понцо и др.)- Дворец построен на вершине холма; на площади перед ним установлены две античные мраморные группы Диоскуров, поэтому площадь получила название Монтекавалло — «Холм Коней». Эти статуи обнаружили на месте терм Константина и перенесли на площадь по повелению Сикста V в 1587 году. В 1780-х годах Пий VI приказал установить между статуями один из египетских обелисков, находившихся ранее около мавзолея Августа (другой обелиск стоит перед абсидой церкви Санта Мария Маджоре); впоследствии добавил и гранитный бассейн для фонтана, перенесенный с Римского Форума, где много веков пил из него воду пасшийся там скот. Сейчас Квиринал является дворцом президента Итальянской республики.
В 1582 году к папе римскому прибыли русские послы Яков Молвянинов и Василий Тишина; сопровождавший их высокопоставленный иезуит Антонио Поссевино в своем сочинении «Московия» пишет об их пребывании в Вечном городе: «Когда римские знатные люди привели их во дворец на Капитолии, проявив свою любезность и чисто римское радушие, и один из них предложил им (как будто это имеет какое-нибудь значение) внимательно рассмотреть куски античных статуй, ненужные памятники языческим богам, они ко всему этому (и справедливо) отнеслись с отвращением. Их больше всего отталкивало (а это любому христианину должно внушать отвращение) то, что они видели в тех местах, где останавливались, в домах и садах некоторых людей, которым, по-видимому, больше по вкусу купидоны и венеры, нежели Христос и пресвятая дева, изображение постыдных сцен, или замечали лики (даже и святых), написанные для забавы, или статуи обнаженных людей и прочие дьявольские измышления. Но, увидев римские храмы и здание св. Петра, они окончательно признали, что эти храмы далеко превосходит остальные [храмы] всего мира красотой, вложенным в них трудом и великолепием». Как видно, античное искусство не представляло тогда ни малейшего интереса не только для русских послов, но и для идейного иезуита-итальянца.
На месте покинутого папами древнего Латеранского дворца в 1586— 1589 ггоду по повелению энергичного Сикста V построили новый дворец по проекту Доменико Фонтана. Он же явился автором замечательного зала Ватиканской библиотеки, который по имени этого папы стал называться Сикстинским.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Римские богатства

Римские богатства

«Для римлянина он вовсе не богат», — говорил один грек про Сципиона Эмилиана. Какое же состояние н...

Публичные чтения

Публичные чтения

Публичные чтения, которые стал устраивать при Августе Азиний Поллион, вошли в моду во второй полов...

Площадь Испании - Площадь вдохновения

Площадь Испании - Площадь вдохновения

Великий Гёте сказал: Кто видел Италию, и особенно Рим, тот никогда больше не будет несчастным... ...

Величие Древнего Рима:

Золотой век римской литературы: Тит Ливий

Золотой век римской литературы: Тит Ливий

Тит Ливий был родом из Падуи (др. Patavinm, откуда и прозвание его Patavinus) и родился в 59 г. до...

Церковь не сломила Рим

Церковь не сломила Рим

Однако римляне покорились папской власти не навсегда. Уже в 1183 году новому папе Луцию III пришло...

Больше никто не хочет быть папой

Больше никто не хочет быть папой

После бури наступило затишье. Рим медленно шевелился в своих руинах. Действующие лица страшной тра...

Дворец Фарнезе

Дворец Фарнезе

Кардинал Алессандро Фарнезе, еще до того как стал Павлом III, начал строить для себя огромный двор...

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

Безупречным мерилом состояния общества всегда была и ос ется образованность. О глубочайшем упадке ...

Карло Франческо Кастелли

Карло Франческо Кастелли

Искусство барокко достигло невиданной виртуозности в творчестве племянника Карло Мадерно Франческо...

Древние Римляне:

Цицерон, Марк Туллий

Цицерон, Марк Туллий

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ(Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.), римский оратор и философ. ЖИЗНЬ Цицерон ро...

Ливий, Тит

Ливий, Тит

ЛИВИЙ, ТИТ (Titus Livius) (59 до н.э. – 17 н.э

ПОЛИБИЙ

ПОЛИБИЙ

Полибий один из самых величайших историков, не только своего времени, но и мировой истории вообще, прожил долгую и нас...

Прогулки по Риму:

Остийская дорога (лат. Via Ostiensis, итал. via Ostiense) — важная дорога Древнего Рима, которая связывала Рим с Остией

Остийская дорога (лат. Via Ostiensis, итал. via Ostiense) — важная дорога Древнего Рима, которая связывала Рим с Остией

Остийская дорога (лат. Via Ostiensis, итал. via Ostiense) — важная дорога Древнего Рима, которая связывала Рим с Остие...

Хлеба и зрелищ!

Хлеба и зрелищ!

Бесчисленные «Макдональдсы» и «Старбаксы», разбросанные по всему миру, вызывают праведный гнев антиглобалистов: стоит ...

Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека

Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека

Луизы, Долли… В Риме мне непременно захотелось посмотреть музей Пиноккио (the Pinoccio Museum). Дело в том, что я к...

Советы туристам

Советы туристам

Национальные особенности Италии: Итальянцы шумны, экспрессивны и запальчивы. Совершенно незначительные мелочи могут...

Про Рим

Про Рим

Собралась-таки вкратце рассказать о Риме. Да, долго собиралась (Чукча нынче читатель, а не писатель). Город на меня пр...

Достопримечательности:

Достопримечательности Рима Фонтаны Рима ПАЛАТИН
Базилика Санта Мария Маджоре Если дороги привели в Рим Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis) — река на Апеннинском полуострове
Колизей Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae) УСТА ИСТИНЫ