Главная - Рим эпохи Возрождения - Римское барокко



Римское барокко

Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения

римское барокко

С 1568 году в Риме началось строительство церкви для духовного ордена иезуитов. Новые блюстители церковной идеологии пожелали иметь внешность богатую и изощренную: церковь Иль Джезу представляет собой самое раннее законченное произведение нового стиля, который в конце XVIII веке стали называть «барокко», что означает «чудной, странный» (в португальском языке этим словом называют жемчужины неправильной и редкой формы).
Церковь строилась по проекту Джакомо Бароцци (по прозванию Виньола); фасад закончен в 1573 году Джакомо делла Порта. Идеи этого стиля зародились гораздо раньше: в рисунках Леонардо да Винчи есть набросок фасада для собора в Павии, который очень похож на будущую Иль Джезу; отдельные элементы и дух барокко свойственны творчеству Микеланджело, которого относят к родоначальникам этого стиля как в архитектуре, так и в скульптуре.
Меткую характеристику барокко дал П. Муратов: «Вместо стремления к бесстрастному спокойствию, равновесию и круглоте, свойственного классическому Возрождению, барокко сделало своей основой крайнюю эмоциональность, любовь к строительному парадоксу и отвращение к замкнутости отдельных композиций. Спокойная протяженность горизонтальных линий и больших плоскостей исчезла. Барокко всюду, где могло, разбило стену выступами и нишами и раздробило горизонтальные пояса составными профилями сложных пилястров. Более резкие тени повсюду заиграли на фасаде, и большая глубина его сделала перспективный вид здания более подвижным, сильнее меняющимся в зависимости от разных точек зрения. В этом сказались важнейшие тенденции архитектуры барокко — ее поиски живописного впечатления и проникающее ее чувство движения».
Раннему римскому барокко свойственна еще сдержанность и даже некоторая суровость. В XVII в. барокко стало более великолепным, вычурным и изобретательным. Массивные порталы зданий, изломы и искривления фасадов, выразительные волюты (завитки), подчеркнутая монументальная тяжесть каменных стен сделались характерными для архитектуры папского Рима.
В 1560—1650 годах перестроили в духе барокко древнюю Латеранскую базилику, сохранив ее западную ориентацию.
С 1574 году начали сооружать летнюю резиденцию папы — Квиринальский дворец, один из самых крупных в Риме. Строительство продолжалось долго, а в создании дворца принимало участие несколько архитекторов (Ф. Понцо и др.)- Дворец построен на вершине холма; на площади перед ним установлены две античные мраморные группы Диоскуров, поэтому площадь получила название Монтекавалло — «Холм Коней». Эти статуи обнаружили на месте терм Константина и перенесли на площадь по повелению Сикста V в 1587 году. В 1780-х годах Пий VI приказал установить между статуями один из египетских обелисков, находившихся ранее около мавзолея Августа (другой обелиск стоит перед абсидой церкви Санта Мария Маджоре); впоследствии добавил и гранитный бассейн для фонтана, перенесенный с Римского Форума, где много веков пил из него воду пасшийся там скот. Сейчас Квиринал является дворцом президента Итальянской республики.
В 1582 году к папе римскому прибыли русские послы Яков Молвянинов и Василий Тишина; сопровождавший их высокопоставленный иезуит Антонио Поссевино в своем сочинении «Московия» пишет об их пребывании в Вечном городе: «Когда римские знатные люди привели их во дворец на Капитолии, проявив свою любезность и чисто римское радушие, и один из них предложил им (как будто это имеет какое-нибудь значение) внимательно рассмотреть куски античных статуй, ненужные памятники языческим богам, они ко всему этому (и справедливо) отнеслись с отвращением. Их больше всего отталкивало (а это любому христианину должно внушать отвращение) то, что они видели в тех местах, где останавливались, в домах и садах некоторых людей, которым, по-видимому, больше по вкусу купидоны и венеры, нежели Христос и пресвятая дева, изображение постыдных сцен, или замечали лики (даже и святых), написанные для забавы, или статуи обнаженных людей и прочие дьявольские измышления. Но, увидев римские храмы и здание св. Петра, они окончательно признали, что эти храмы далеко превосходит остальные [храмы] всего мира красотой, вложенным в них трудом и великолепием». Как видно, античное искусство не представляло тогда ни малейшего интереса не только для русских послов, но и для идейного иезуита-итальянца.
На месте покинутого папами древнего Латеранского дворца в 1586— 1589 ггоду по повелению энергичного Сикста V построили новый дворец по проекту Доменико Фонтана. Он же явился автором замечательного зала Ватиканской библиотеки, который по имени этого папы стал называться Сикстинским.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Почему Гней Помпей Великий не успел «топнуть ногой»?

Почему Гней Помпей Великий не успел «топнуть ногой»?

Выдающийся полководец Древнего Рима Гней Помпей Великий (106-48 гг. до н. э.) прославился блестящи...

Кабаки

Кабаки

Лавочки, в которых продают вареную пищу, назывались popinae. Здесь готовили пищу для простонародья...

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Древние римляне в своем календаре назвали январь по имени бога Януса – творца всех начал. Любопытн...

Величие Древнего Рима:

Папы забирают власть

Папы забирают власть

Итальянские владения империи резко сократились. Центром византийского экзархата стала Равенна, а д...

Император Коммод: зачем властитель Рима вышел на арену сражаться с дикими зверями?

Император Коммод: зачем властитель Рима вышел на арену сражаться с дикими зверями?

31 августа 161 года супруга императора-философа Марка Аврелия Фаустина-младшая родила сына, которо...

Карло Франческо Кастелли

Карло Франческо Кастелли

Искусство барокко достигло невиданной виртуозности в творчестве племянника Карло Мадерно Франческо...

Ангелы и демоны

Ангелы и демоны

Каменные стены Замка Святого Ангела, обосновавшегося на правом берегу Тибра, хранят память о двух ...

Собрания

Собрания

Цицерон говорит, что в момент составления первого триумвирата площадь народного собрания безмолвст...

ЛИТЕРАТУРА, БЫТ И НРАВЫ БУРНОЙ ЭПОХИ

ЛИТЕРАТУРА, БЫТ И НРАВЫ БУРНОЙ ЭПОХИ

Эпоха гражданских войн — время разительных перемен в культурной жизни всего круга земель. Риму дос...

Древние Римляне:

Цезарь, Гай Юлий

Цезарь, Гай Юлий

ЦЕЗАРЬ, ГАЙ ЮЛИЙ (Gaius Iulius Caesar) (100–44 до н.э.), римский государственный деятель и полководец, диктатур...

Красс, Марк Лициний

Красс, Марк Лициний

КРАСС, МАРК ЛИЦИНИЙ (Marcus Licinius Crassus) (ок.113 – 53 до н.э.), прозванный Dives (Богатый), римский политический ...

Клавдий

Клавдий

КЛАВДИЙ (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus, собственное имя до 41 – Tiberius Claudius Nero Germanicus) (10 ...

Прогулки по Риму:

Магия 5D-формата

Магия 5D-формата

Не секрет, что Рим один из самых привлекательных городов для туристов. Бесчисленное количество прекрасных памятников а...

День святого Валентина в Риме

День святого Валентина  в Риме

День Влюбленных как современный праздник пришел к нам из-за границы, и логично отмечать его за рубежом, так сказать,...

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

За долгую историю существования Рима вокруг него не раз возводились стены. Уже самые ранние поселения огораживались и ...

Парковое безумие

Парковое безумие

Сад, уютно расположившийся возле городка Бомарцо по пути в Рим, действительно не похож на обычные парки. У него не был...

Описание курорта

Описание курорта

Рим — один из крупнейших городов Европы, политический и экономический центр не только Италии, но и всего Европейского ...

Достопримечательности:

Ватикан Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города? СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА
Вилла Боргезе (итал. Villa Borghese) ПАНТЕОН Прогулки по Вечному городу
Что сгубило Римскую империю Музеи Ватикана Транспорт в Риме