Квинт Энний

Древний РИМ - Римская республика

квинт энний

Не меньшем ! славой, чем Плавт, пользовался cpJ ди римлян его младший современник италиец Квинт Энний (239— 169). В конце Ганнибаловой войны он служил в римском войске оккупировавшем Сардинию, и обратил на себя внимание квестора Марка Порция Катона, который взял его с собою в Рим. Там Энний стал учителем греческого и латинского языков и вскоре был замечен победителем Ганнибала Сципионом Африканским.
К тому времени основатели римской литературы Ливии Андроник и Невий сошли со сцены, и Энний занял их место вместе с Плавтом. Уступив Плавту комедию, Энний взвалил на себя эпос Он создал грандиозную эпопею, вобравшую всю римскую историю. «Анналы» Энния, насчитывавшие 18 книг, начинались со времени прибытия Энея в Италию и были доведены, по крайней мере, до 179 г. Во введении к поэме, написанном под влиянием подобных введений Каллимаха, Энний рассказывает о сне, в котором ему явилась тень Гомера, оповестив, что отныне в нем живет душа Гомера.
Замахнувшись на такое, Энний задался целью раскрыть римскую историю как бы глазами Гомера и его поэтическими средствами, используя в своих «Анналах» гекзаметр. Гомер заговорил по-латы-ни, и этот варварский язык благодаря таланту Энния впервые обнаружил заложенные в нем и еще никем не раскрытые возможности. Вместо сухого изложения фактов и имен римская история предстала как череда сменяющих друг друга правителей и воинов, которым не чуждо ничто человеческое. Вслед за Гомером Энний вводит в свой стих постоянные формулы типа «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос», выбирая их из арсенала архаической латинской поэзии. В «Анналах» предстает не только римская история, но и сам Энний - поэт, философ, человек, - ибо в поэме присутствуют автобиографические мотивы.
Энний не промелькнул, как метеор, по небу римской поэзии, ~| он взошел в этом небе планетой, окруженной спутниками. Ими стали его ученики Цецилий и Пакувий, племянник поэта, а через поколение — Цицерон, не устававший восхищаться Эннием. И не было у Энния соперника, пока во времена Августа за ту же тему римской истории не взялся этрусский пророк Вергилий. Соперничество двух поэтов — все равно что противостояние двух светил: один не в состоянии ни затмить, ни вытеснить другого. Во всяком случае, в Риме времен императоров, когда имелась возможность видеть обе звезды сразу и сравнивать их, находились знатоки лите-ратуры, отдававшие предпочтение Эннию, несмотря на то, что его j язык в то время звучал и воспринимался так, как нами язык ЛомоНосова. Ныне из восемнадцати поэтических книг Энния сохранилось всего 600 разрозненных строк. Сгорела ли звезда Энния? Нет. Несколь-к0 пет назад среди обугленных свитков Геркуланума отыскали рукопись Энния. Будем верить, что звезда Энния взойдет и на нашем Небосклоне.
Теренций. Если Сципион Старший покровительствовал Эннию. то Сципион Эмилиан был покровителем поэта младшего поколения - Теренция Афра (190-159). Это второй классик римской комедии, которого в древности постоянно сравнивали с Плавтом. В комедиях Плавта звучали голоса разноликой римской улицы, герои же шести комедий Теренция, которые он успел создать за свою недолгую жизнь, заговорили, хотя и разговорным языком, но не толпы, а римских нобилей. Видимо, это и вызвало слухи, будто истинными авторами комедий Теренция были Сципион Эмилиан и его друг Лелий. Действуя в сюжетных рамках новой греческой комедии и подчиняясь ее канонам, персонажи Теренция выглядели людьми возвышенными, облагороженными. В его комедиях ставилась и раскрывалась проблема воспитания человека в духе гуманистических установок. В них почти нет грубых сцен, скабрезностей - всего того, что делало комедию привлекательной для простого люда. Да и сентенции, звучащие из уст действующих лиц комедий Теренция, близки к греческим или просто заимствованы: «ничего сверх меры», «правда порождает ненависть», «я человек, и ничто человеческое мне не чуждо», «смелым помогает судьба», «за деньги я надежд не покупаю, а за надежду денег не плачу», «когда двое делают одно и то же, — это уже не одно и то же».
Комедии Теренция, в отличие от пьес Плавта, уже несколько десятилетий спустя после его ухода из жизни сошли с подмостков, но ими продолжали восхищаться в образованных кругах и изучать в школах. По ним, созданным карфагенянином, римские юноши постигали литературный язык, которому в Риме начали придавать все большее и большее значение.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Как римский император создал культ великого государственника?

Как римский император создал культ великого государственника?

В маленьком далматском городке огромной римской империи, раздираемой войнами, бунтами и разными пр...

Занятия и развлечения

Занятия и развлечения

В первые часы дня после утренней закуски знатные римляне (позднейшего времени) принимали визиты св...

Светская жизнь в Риме

Светская жизнь в Риме

Каждый день с самого раннего утра к домам римских аристократов стекалась толпа людей, представлявш...

Величие Древнего Рима:

Первый церковный царь

Первый церковный царь

Первым властелином Церковного государства стал Павел 1 (757—767). Он же оказался первым папой, кот...

Битвы в Греции

Битвы в Греции

Готовился к схватке с Цезарем и Помпеи. 11<>-теряв испанские легионы, он от имени сената выз...

РИМ ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ ИТАЛИИ

РИМ ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ ИТАЛИИ

К III в. до н. э. достаточно четко оформилось государственное устройство Римской республики

Публиканы

Публиканы

Римские всадники были по преимуществу финансовыми дельцами. Являясь средним сословием между плебсо...

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

КУЛЬТУРНЫЙ ФОН УХОДЯЩЕГО МИРА

Безупречным мерилом состояния общества всегда была и ос ется образованность. О глубочайшем упадке ...

Дворец Фарнезе

Дворец Фарнезе

Кардинал Алессандро Фарнезе, еще до того как стал Павлом III, начал строить для себя огромный двор...

Древние Римляне:

ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН (Vitruvius Pollio)

ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН (Vitruvius Pollio)

римский архитектор и инженер 1 в. до н.э. О самом Витрувии мы почти ничего не знаем, даже время его жизни (эпоха Цезар...

Теренций, Публий Теренций Афр

Теренций, Публий Теренций Афр

ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (Publius Terentius Afer) (ок. 195–159 до н.э.), римский комедиограф

Плавт, Тит Макций

Плавт, Тит Макций

ПЛАВТ, ТИТ МАКЦИЙ (Titus Maccius Plautus) (ок. 254–184 до н.э.), римский комедиограф, родом из Сарсины в Умбрии

Прогулки по Риму:

Факты о Римском Колизее

Факты о Римском Колизее

Образ великого Колизея ассоциируется с городом Рим. Хотя сегодня от Колизея остались лишь руины, они представляют собо...

Аэропорт Фьюмичино / Леонардо да Винчи (Fiumicino Aeroporto/ Leonardo da Vinci)

Аэропорт Фьюмичино / Леонардо да Винчи (Fiumicino Aeroporto/ Leonardo da Vinci)

Международный аэропорт Фьюмичино, или аэропорт Леонардо да Винчи, — это главный аэропорт Рима, он располагается в 30 к...

Ночной Рим

Ночной Рим

Римские ночи придают этому городу еще больше очарования. Ночная жизнь наиболее активна в кварталах Trastevere и Tes...

Музыка в Древнем Риме

Музыка в Древнем Риме

Сведения о музыке Древнего Рима довольно скудны. Изучая этрусскую мозаику и фрески, можно проследить, какие греческие ...

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

В древнем Риме, как и у других народов, имущественное и социальное расслоение населения идет вместе с распадом родопле...

Достопримечательности:

ПАНТЕОН Все эти образы и виды Рима УСТА ИСТИНЫ
Все дороги ведут в Рим Базилика Санта Мария Маджоре Римские рестораны
ПАЛАТИН Апостолический дворец Рим. Замок Святого Ангела