СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА
РИМ сегодня - Путешествуя по Риму
Когда холодно, тоскливо и одиноко, спасение от грусти – под куполом Собора Святого Петра. Величественный, роскошный, поражающий воображение размерами и богатством убранства, он как будто создан для того, чтобы, придя сюда, человек мог попасть в совершенно иной мир, подняться над бытием, забыть про все свои печали и неудачи. Только свет, тепло, красота! И великолепие фресок и мозаик, совершенство мраморных изваяний, да ослепительный луч света, который проникает внутрь собора через витраж, изображающий белую голубку – символ надежды. Собор кажется огромным, как Вселенная. А все заботы и печали неожиданно кажутся маленькими и ничтожными. Внимая божественным звукам органа, можно раствориться в музыке, сердце замирает, душа взмывает ввысь, под самый купол, в поднебесье...
Об одном только Соборе святого Петра написаны тома и тома исследовательских работ. Сан Пьетро – самая главная базилика Рима – не носит статут «кафедрального собора» столицы, это приоритет Сан Джованни ин Латерано, которая была папской резиденцией до XV века. Николай V решил, что церковь, посвященная святому Петру и заложенная на месте, где он похоронен, должна быть более роскошной и торжественной, чем та, что построена при императоре Константине и существовала там с 326-го года. Тогда он повелел снести старую, обветшалую базилику (ее остатки, так же, как и могилу Петра, мы можем видеть в Ватиканских гротах, подземной части Сан Пьетро) и вместо нее построить новую, затмившую своим великолепием все существовавшие доныне храмы. Однако его колоссальные размеры – храм занимает более 22 тысяч квадратных метров – вообразить невероятно трудно. Представьте, например, что на золотой ленте с латинскими буквами, окаймляющей купол, смогли бы свободно разъехаться две повозки, запряженные пятеркой лошадей.
В работе над собором приняли участие величайшие архитекторы и художники. Такие, как Микеланджело, Рафаэль, Бернини, Мадерно. В Сан Пьетро хранится знаменитая «Пьета» Микеланджело. В колоннах, образующих центральное пространство под куполом, хранятся различные реликвии, о которых красноречиво говорят фигуры, изображенные на нем. Отсюда можно либо подняться на купол, с которого открывается самая удивительная панорама города, либо спуститься вниз, в Гроты, где покоятся многие могущественные люди мира сего, светские правители и папы. В целом Риме нет ни одного здания выше Сан Пьетро: по этому поводу был издан специальный указ.
Площадь перед базиликой – один из самых гармоничных архитектурных ансамблей в мире – работа Джан-Лоренцо Бернини, на создание которой он потратил одиннадцать лет, с 1656 по 1667 год. Ее обрамляют две колоннады со 140 статуями святых, олицетворяющие руки Церкви, которые, с одной стороны, защищают верующих, с другой – никого насильно не удерживают. Считается, что граница между Италией и Ватиканом проходит строго по линии, делящей площадь пополам. Двумя круглыми плитами посреди площади отмечены места, с которых можно наблюдать интересное явление: как четыре ряда колонн каждой сливаются в один.
Читайте: |
---|