Главная - Рим эпохи Возрождения - Микеланжело против Рафаэля



Микеланжело против Рафаэля

Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения

микеланжело против рафаэля

Тщеславный папа Юлий II хотел быть погребенным в новом соборе. В 1505 году он пригласил в Рим Микеланджело и поручил ему создание своей роскошнейшей гробницы. Это должна была быть многофигурная мраморная композиция, расположенная в центре собора и воздымающаяся под самый купол.
Микеланджело с увлечением принялся за работу: с двумя подручными от отправился в Каррару, чтобы раздобыть там необходимое количество мрамора. Занимаясь этим делом, он провел в горах семь месяцев.
Мрамор привезли в Рим и завалили им половину площади св. Петра. Гробница не была осуществлена, из задуманных сорока. Статуй сделано только четыре (Моисей и пленники), а восемь остались в незаконченном виде.
Самой замечательной из них является статуя Моисея (1515), о которой Джорджо Вазари пишет следующее: «С этой статуей не может по красоте сравниться ни одна из современных работ, впрочем, то же можно сказать и о работах древних: в самом деле, он сидит в величественнейшей позе, опираясь локтем на скрижали, которые придерживает одной рукой, другой же рукой он держит ниспадающую прядями длинную бороду, выполненную из мрамора так, что волоски, представляющие собою трудность в скульптуре, тончайшим образом изображены пушистыми, мягкими и расчесанными, будто совершилось невозможное и резец стал кистью».
Одновременно Микеланджело работал над бронзовой статуей Юлия II. Когда он спросил, не вложить ли в левую руку статуи книгу, папа ответил: «Дай мне в руку меч — я человек неученый».
Д. Вазари рассказывает: «Когда папа возвратился в Рим, а Микеланджело заканчивал эту статую, в его отсутствие Браманте, который был другом и родственником Рафаэля Урбинского и ввиду этого обстоятельства не очень-то дружил с Микеланджело, видя, что папа предпочитает и возвеличивает его скульптурные произведения, задумал охладить его к ним, чтобы по возвращении Микеланджело Его Святейшество не настаивал на завершении своей гробницы, говоря, что строить гробницу при жизни — дурная примета и значит накликать себе смерть, и уговаривал его по возвращении Микеланджело поручить ему в память Сикста IV, дяди Его Святейшества, расписать потолок капеллы, выстроенной во дворце Сикстом. Браманте и другие соперники Микеланджело думали, что таким образом они отвлекут его от скульптуры, в которой папа видел его совершенство, и доведут его до отчаяния, полагая, что, вынужденный писать красками, но не имея опыта в работе фреской, он создаст произведение менее похвальное, которое получится хуже, чем у Рафаэля; и даже если у него случайно что-либо и выйдет, они любым способом заставят его рассориться с папой, что так или иначе приведет к осуществлению их намерения от него отделаться. И вот по возвращении Микеланджело в Рим (в 1508 года) папа уже решил не завершать пока своей гробницы и предложил ему расписать потолок капеллы».
Для Микеланджело это был первый опыт работы в технике фрески. Как сообщает Вазари, из Флоренции к Микеланджело приехали в Рим его друзья, чтобы объяснить и показать, как полагается писать фреску. Он принял их советы, но ему совсем не понравились те фрески, какие они написали для него в качестве образца. Фрески эти он сбил и прекратил всякие отношения с друзьями-живописцами. Они, обидевшись, вернулись во Флоренцию, а он заперся в капелле в полном одиночестве и принялся за работу.
О дальнейших событиях Вазари рассказывает:
«Когда работа была доведена до половины, папа, который и раньше не раз лазил с помощью Микеланджело по стремянкам, чтобы взглянуть на нее, потребовал, чтобы ее раскрыли, так как от природы был он торопливым и нетерпеливым и никак не мог дождаться, когда она будет завершена, то есть, как говорится, последнего удара кисти.
И, как только ее раскрыли, взглянуть на нее собрался весь Рим, и в первую очередь папа, который не мог дождаться, когда уляжется пыль после снятия лесов. Увидев ее, и Рафаэль Урбинский, подражавший весьма превосходно, тотчас же изменил свою манеру и тут же написал, дабы показать, на что он способен, пророков и сивилл в Санта Мария делла Паче; тогда Браманте попытался добиться того, чтобы вторую половину капеллы папа передал Рафаэлю... Но папа, в способностях Микеланджело с каждым днем убеждавшийся все больше, пожелал, чтобы он продолжал работу; ибо, увидев работу раскрытой, он рассудил, что вторая половина могла выйти у Микеланджело еще лучше: и действительно, тот и довел работу до конца в совершенстве в течение двадцати месяцев один, даже без помощи тех, кто растирал бы ему краски.

Все же приходилось Микеланджело иногда и жаловаться на то, как торопил его папа назойливыми запросами, когда же он кончит, не давая ему закончить по-своему, как ему хотелось. И на один из многочисленных запросов он однажды ответил, что конец будет тогда, когда он сам будет удовлетворен своим искусством. «А мы желаем, — возразил папа, — чтобы было удовлетворено наше желание, которое состоит в том, чтобы сделать это быстро». И в заключение прибавил, что, если он не сделает это быстро, он прикажет столкнуть его с лесов вниз. Тогда Микеланджело, боявшийся гнева папы, да и было чего бояться, тотчас же, не мешкая, доделал чего не хватало и, убрав оставшиеся подмостья, раскрыл все утром в день Всех Святых так, что папа отправился в капеллу, чтобы на месте же отслужить мессу, к удовлетворению всего города.
Микеланджело хотелось пройти кое-где посуху, как это делали старые мастера в написанных внизу историях, тронуть там и сям фоны, одежду и лица лазурным ультрамарином, а орнамент -— золотом, чтобы общий вид стал еще лучше и богаче; согласился на это и папа, узнав, что этого не хватает, так как слышал, как хвалили такие доделки те, кто их видел; однако, так как восстанавливать леса показалось Микеланджело делом слишком сложным, все осталось как было.
Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой Отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство».
За это произведение папой было выплачено Микеланджело в несколько сроков три тысячи скудо, из которых на краски ему пришлось истратить двадцать пять. Выполнено же оно было с величайшими для него неудобствами, так как приходилось писать с закинутой вверх головой, и он так испортил себе зрение, что несколько месяцев не мог читать написанное и рассматривать рисунки иначе как снизу вверх...»
Далее Вазари подробно описывает поистине потрясающее творение Микеланджело и завершает свой рассказ такими словами:
«Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди; и одного этого было достаточно, чтобы они, остолбеневшие и онемевшие, в ней толпились. Недаром папа, почувствовавший в этом свое величие и решившийся на еще большие начинания, деньгами и богатыми подарками всячески вознаградил Микеланджело, и тот не раз говаривал, что, судя по столь великим милостям этого папы, последний явно очень высоко ценил его достоинство, и если иной раз он, любя, и обижал его, то заглаживал это особыми милостями и дарами: как и случилось, что однажды, когда Микеланджело обратился за разрешением на поездку во Флоренцию для работ в Сан Джованни и попросил у него на это денег, он на вопрос папы: «Ну, ладно, а когда же ты покончишь с капеллой?» ответил: «Когда смогу, Святой Отец». На что папа дубинкой, которую держал в руках, начал колотить Микеланджело, приговаривая: «Когда смогу, когда смогу, я-то заставлю тебя ее закончить». Однако едва Микеланджело вернулся домой, собираясь во Флоренцию, папа тут же прислал к нему своего служителя Курсио с пятьюстами скудо в опасении, как бы Микеланджело что-нибудь не выкинул, извинившись перед ним и успокоив его тем, что все это было только проявлением его милости и его любви; а так как Микеланджело знал характер папы и в конце концов и сам его любил, он рассмеялся, поняв, что все идет ему на благо и на пользу и что первосвященник не постоит ни перед чем, чтобы сохранить дружбу с таким человеком».
Роспись потолка Сикстинской капеллы завершена в 1512 года.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Древний современный Рим

Древний современный Рим

По Риму гулять зимой не менее интересно, чем летом, к тому же зимой нет липкой, изнуряющей жары, к...

Историческая роль Рима и проблемы современности

Историческая роль Рима и проблемы современности

Хорхе Анхель Ливрага, основатель философской школы Новый Акрополь Когда говорится о Риме как ...

Общественное мнение

Общественное мнение

Вечный жилищный вопрос в вечном городе Где остановится в Риме? Вечный вопрос в вечном городе. Б...

Величие Древнего Рима:

Общественное мнение

Общественное мнение

Вечный жилищный вопрос в вечном городе Где остановится в Риме? Вечный вопрос в вечном городе. Б...

В папских покоях

В папских покоях

Даже как-то странно - приехать в Рим и не быть здесь особенно счастливым . Французский писатель Ж...

ВОСТОЧНЫЙ УЗЕЛ

ВОСТОЧНЫЙ УЗЕЛ

Разгром карфагенской морской державы сделал Рим господином всего Западного Средиземноморья и облад...

Территория римского уюта

Территория римского уюта

В Риме можно останавливаться, где угодно. Легко выбрать абсолютно любую гостиницу. Ведь какое осно...

Непокоренная Испания

Непокоренная Испания

Необыкновенное упорство в кипите своей свободы от посягательств чужеземцев проявили племена Испани...

Царственная узница

Царственная узница

Юный Лотарь не унаследовал жизненной цепкости своего отца и осенью 950 года ушел в мир иной, остав...

Древние Римляне:

Невий Гней

Невий Гней

Невий Гней (Gnacus Naevius) (около 270 - 201 до н. э.), римский поэт. Участник 1-й Пунической войны

Клавдий

Клавдий

КЛАВДИЙ (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus, собственное имя до 41 – Tiberius Claudius Nero Germanicus) (10 ...

Цицерон, Марк Туллий

Цицерон, Марк Туллий

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ(Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.), римский оратор и философ. ЖИЗНЬ Цицерон ро...

Прогулки по Риму:

И все-таки Рим остался любимым городом

И все-таки Рим остался любимым городом

Кто не знает – я только что вернулась из очередного путешествия. На этот раз маршрут был Италия – Испания: Неаполь – Р...

Италия / Рим

Италия / Рим

Одна из прекрасных столиц мира, «Вечный Город», «Город на Семи Холмах» - все эти эпитеты принадлежат Риму. Сейчас Ри...

Скворцы над Римом

Скворцы над Римом

Все дороги ведут в Рим. Это знает каждый. Но если повезет проделать заветный путь, вдруг понимаешь, что из Рима ведут ...

Пернатые жители Рима

Пернатые жители Рима

Семь холмов, руины Колизея, храмы эпохи Возрождения, романтические фонтаны, уличные кафе, сто видов спагетти... К этим...

НЕТРАДИЦИОННЫЙ РИМ

НЕТРАДИЦИОННЫЙ РИМ

ХОЛМ ЦЕЛИЙ Один из семи холмов, на которых был построен город. Находится около Колизея и знаменит своими древними ц...

Достопримечательности:

Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis) — река на Апеннинском полуострове Собор Св. Петра Римские рестораны
ПАНТЕОН Загадка Святого Петра Базилика Санта Мария Маджоре
Триумфальная Арка Константина Что сгубило Римскую империю Рим – это город звуков