Главная - Рассвет и закат - Золотой век римской литературы: Тит Ливий



Золотой век римской литературы: Тит Ливий

Древний РИМ - Рассвет и закат Рима

золотой век римской литературы: тит ливий

Тит Ливий был родом из Падуи (др. Patavinm, откуда и прозвание его Patavinus) и родился в 59 г. до P. X. Получив хорошее первоначальное образование в школах отечественного города, и поселившись затем в Риме, Ливий всецело посвятил себя литературным занятиям. Обратив на себя внимание Августа, он сблизился с его семейством. Это сближение не имело большого влияния на стеснение свободы повествования Ливия. Пожалуй, видно уже из того, что он даже о Бруте и Кассии отзывался, как о знаменитых людях, что нисколько, не повредило дружеским отношениям между Ливием и Августом. Вся жизнь Ливия протекла в занятиях литературой; умер он уже в глубокой старости. Большую часть своей долголетней жизни, именно около 40 лет, посвятил Ливий своему обширному историческому труду. Это сочинение, обессмертившее имя Ливия, есть история римского государства (Historiae Romanae), начатая рассказом о прибытии троянцев в Италию и доведенная до его времени, именно до смерти Друза, т.е. до 9-го года до P. X. К сожалению, римская история Ливия не дошла до нас в целости; из 142 книг дошло только 35, именно декады 1-я, 3-я, 4-я и половина 5-й до 167 года до P. X.

История Тита Ливия проникнута вся нравственным и патриотическим духом, что высказывается уже явно в предисловии к истории римского государства. Какова бы ни была судьба предпринимаемого им труда, говорит Тит Ливий, ему, во всяком случае, уже доставит удовлетворение, то, что и он по мере сил содействовал сохранению памяти о действиях первого на земле народа. Ливий хочет обратить внимание своих читателей, главным образом, на то, при каких нравах созидалось величие Рима. Какие люди, и какие средства способствовали возвышению его, и как затем постепенно усилившееся падение нравов привело римлян к современной ему эпохе. Тогда как люди не в состоянии более ни совладеть своими пороками, ни найти средств против них. Ливий ищет в содержании древних подвигов Рима утешения от созерцания современных зол, так долго терзавших отечество. Он старается выдвинуть и осветить ярким светом величие и доблесть римского народа (virtus populi Komani) в период его славы, чтобы пробудить этим в современном поколении уснувшее чувство гражданского долга и великих дел. Исследование же событий, критическое отношение к ним, так же как и к источникам, которыми он пользовался, — все это представляло в глазах Ливия последнее дело. Труд Ливия большей частью чисто компилятивный, т.е. составленный по второстепенным источникам, именно по сочинениям предшествовавших ему анналистов и историков. Ливий даже не воспользовался многими первоначальными и драгоценными для него источниками, которые он мог иметь под руками, какова, напр., «большая летопись понтифексов», важнейший памятник официальной истории Рима. Но и источниками второй руки он не воспользовался вполне должным образом, не сделав между ними тщательного выбора. Впрочем, благодаря верному чутью, Ливий отдавал предпочтение старым анналистам, с 3-ей же декады имел верного наставника в греческом историке Поливии. Современные критики Ливия ставят ему также в укор недостаток прагматизма, т.е. связного изложения событий в их причинной связи, кроме того, многие неточности, пропуски, противоречия, смешение эпох и т. п. Древние писатели были чужды современной критической точки зрения при оценке Т. Ливия. Они оценивали его исключительно с литературной стороны и восхищались его изложением, его красноречием (eloqnentia) и спокойным, мягким, добродушным тоном в отношении к описываемым лицам и событиям (candor). Действительно, сила Ливия заключается в его изложении. Замечательно соответствие в изложении между рассказом и предметом, о котором повествуется: важность и строгость тона в повествовании о предметах возвышенных, простота в изображении событий обыкновенных, живость и ясность в описаниях. Оживленно рассказа способствуют также речи, влагаемые Ливием в уста героев повествования. Эта особенная живость изложения и сила выражений, обусловливаемая возвышенным настроением мысли, сделали Ливия первостепенным писателем древности и образцом красноречия.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Город Рим

Город Рим

История Рима охватывает более двенадцати веков жизни Европы - с середины VIII в. до н. э. (по пред...

Занятия и развлечения

Занятия и развлечения

В первые часы дня после утренней закуски знатные римляне (позднейшего времени) принимали визиты св...

Воспитание

Воспитание

После рождения ребенка отец принимал его на руки в знак того, что желает его воспитывать (закон по...

Величие Древнего Рима:

Крепостные выгоднее рабов

Крепостные выгоднее рабов

Церковь активно выступала как против ростовщичества, так и против самого доходного вида торговли —...

Карло Мадерно

Карло Мадерно

В XVII веке в Риме творили четыре крупнейших архитектора: Мадерно, Бернини, Борромини, Райнальди. ...

УХОДЯЩИЕ БОГИ. ЮЛИАН ОТСТУПНИК

УХОДЯЩИЕ БОГИ. ЮЛИАН ОТСТУПНИК

Боги античного мира, которых не уставало обличать христианство не были похожи на бога христианской...

Реформация бьет по папам

Реформация бьет по папам

В некоторых странах Европы еще в начале XVI века возникло мощное антифеодальное движение, вылившее...

История. Сохранение памяти О прошлом

История. Сохранение памяти О прошлом

С давних пор считалось в Риме занятием, достойным патри-рС „угодным богам. Оно считалось привилеги...

Ватикан становится крепостью

Ватикан становится крепостью

Между тем на Италию надвинулась новая беда: еще в начале IX века на юге страны появились воинствен...

Древние Римляне:

ПОЛИБИЙ

ПОЛИБИЙ

Полибий один из самых величайших историков, не только своего времени, но и мировой истории вообще, прожил долгую и нас...

Теренций, Публий Теренций Афр

Теренций, Публий Теренций Афр

ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (Publius Terentius Afer) (ок. 195–159 до н.э.), римский комедиограф

Клавдий

Клавдий

КЛАВДИЙ (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus, собственное имя до 41 – Tiberius Claudius Nero Germanicus) (10 ...

Прогулки по Риму:

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра (Базилика Святого Петра), (итал. Basilica di San Pietro) — католический собор, находящийся в Ватик...

Вечная весна в Вечном городе

Вечная весна в Вечном городе

Снежная зима не миновала в этом году Италию: и метели мели, и ураганы свирепствовали. Но весна сюда пришла строго по г...

Римский след в нашей жизни

Римский след в нашей жизни

Современная жизнь сложна и многообразна. Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко заду...

Аэропорт Фьюмичино / Леонардо да Винчи (Fiumicino Aeroporto/ Leonardo da Vinci)

Аэропорт Фьюмичино / Леонардо да Винчи (Fiumicino Aeroporto/ Leonardo da Vinci)

Международный аэропорт Фьюмичино, или аэропорт Леонардо да Винчи, — это главный аэропорт Рима, он располагается в 30 к...

Аквапарки, парки развлечений

Аквапарки, парки развлечений

Недалеко от Рима есть несколько аквапарков и парков развлечений, где можно приятно провести время, развлечься и охлади...

Достопримечательности:

Если дороги привели в Рим Военная тайна Папы Римского Капито лий (Капитоли йский холм)
Форум Площадь св. Петра Загадка Святого Петра
Ватиканские дворцы УСТА ИСТИНЫ Что сгубило Римскую империю