Главная - Рассвет и закат - Золотой век римской литературы: Тит Ливий


Золотой век римской литературы: Тит Ливий

Древний РИМ - Рассвет и закат Рима

золотой век римской литературы: тит ливий

Тит Ливий был родом из Падуи (др. Patavinm, откуда и прозвание его Patavinus) и родился в 59 г. до P. X. Получив хорошее первоначальное образование в школах отечественного города, и поселившись затем в Риме, Ливий всецело посвятил себя литературным занятиям. Обратив на себя внимание Августа, он сблизился с его семейством. Это сближение не имело большого влияния на стеснение свободы повествования Ливия. Пожалуй, видно уже из того, что он даже о Бруте и Кассии отзывался, как о знаменитых людях, что нисколько, не повредило дружеским отношениям между Ливием и Августом. Вся жизнь Ливия протекла в занятиях литературой; умер он уже в глубокой старости. Большую часть своей долголетней жизни, именно около 40 лет, посвятил Ливий своему обширному историческому труду. Это сочинение, обессмертившее имя Ливия, есть история римского государства (Historiae Romanae), начатая рассказом о прибытии троянцев в Италию и доведенная до его времени, именно до смерти Друза, т.е. до 9-го года до P. X. К сожалению, римская история Ливия не дошла до нас в целости; из 142 книг дошло только 35, именно декады 1-я, 3-я, 4-я и половина 5-й до 167 года до P. X.

История Тита Ливия проникнута вся нравственным и патриотическим духом, что высказывается уже явно в предисловии к истории римского государства. Какова бы ни была судьба предпринимаемого им труда, говорит Тит Ливий, ему, во всяком случае, уже доставит удовлетворение, то, что и он по мере сил содействовал сохранению памяти о действиях первого на земле народа. Ливий хочет обратить внимание своих читателей, главным образом, на то, при каких нравах созидалось величие Рима. Какие люди, и какие средства способствовали возвышению его, и как затем постепенно усилившееся падение нравов привело римлян к современной ему эпохе. Тогда как люди не в состоянии более ни совладеть своими пороками, ни найти средств против них. Ливий ищет в содержании древних подвигов Рима утешения от созерцания современных зол, так долго терзавших отечество. Он старается выдвинуть и осветить ярким светом величие и доблесть римского народа (virtus populi Komani) в период его славы, чтобы пробудить этим в современном поколении уснувшее чувство гражданского долга и великих дел. Исследование же событий, критическое отношение к ним, так же как и к источникам, которыми он пользовался, — все это представляло в глазах Ливия последнее дело. Труд Ливия большей частью чисто компилятивный, т.е. составленный по второстепенным источникам, именно по сочинениям предшествовавших ему анналистов и историков. Ливий даже не воспользовался многими первоначальными и драгоценными для него источниками, которые он мог иметь под руками, какова, напр., «большая летопись понтифексов», важнейший памятник официальной истории Рима. Но и источниками второй руки он не воспользовался вполне должным образом, не сделав между ними тщательного выбора. Впрочем, благодаря верному чутью, Ливий отдавал предпочтение старым анналистам, с 3-ей же декады имел верного наставника в греческом историке Поливии. Современные критики Ливия ставят ему также в укор недостаток прагматизма, т.е. связного изложения событий в их причинной связи, кроме того, многие неточности, пропуски, противоречия, смешение эпох и т. п. Древние писатели были чужды современной критической точки зрения при оценке Т. Ливия. Они оценивали его исключительно с литературной стороны и восхищались его изложением, его красноречием (eloqnentia) и спокойным, мягким, добродушным тоном в отношении к описываемым лицам и событиям (candor). Действительно, сила Ливия заключается в его изложении. Замечательно соответствие в изложении между рассказом и предметом, о котором повествуется: важность и строгость тона в повествовании о предметах возвышенных, простота в изображении событий обыкновенных, живость и ясность в описаниях. Оживленно рассказа способствуют также речи, влагаемые Ливием в уста героев повествования. Эта особенная живость изложения и сила выражений, обусловливаемая возвышенным настроением мысли, сделали Ливия первостепенным писателем древности и образцом красноречия.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Публичные чтения

Публичные чтения

Публичные чтения, которые стал устраивать при Августе Азиний Поллион, вошли в моду во второй полов...

Историческая роль Рима и проблемы современности

Историческая роль Рима и проблемы современности

Хорхе Анхель Ливрага, основатель философской школы Новый Акрополь Когда говорится о Риме как ...

Светская жизнь в Риме

Светская жизнь в Риме

Каждый день с самого раннего утра к домам римских аристократов стекалась толпа людей, представлявш...

Величие Древнего Рима:

Ангелы и демоны

Ангелы и демоны

Каменные стены Замка Святого Ангела, обосновавшегося на правом берегу Тибра, хранят память о двух ...

Публиканы

Публиканы

Римские всадники были по преимуществу финансовыми дельцами. Являясь средним сословием между плебсо...

Государственное устройство

Государственное устройство

Власть царя. Форма государственного устройства совершенно соответствовала форме семейных отношений...

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Древние римляне в своем календаре назвали январь по имени бога Януса – творца всех начал. Любопытн...

Папа низлагает короля

Папа низлагает короля

А в Германии тем временем юный Генрих IV продолжал вести независимый образ жизни и по-прежнему тор...

Публичные чтения

Публичные чтения

Публичные чтения, которые стал устраивать при Августе Азиний Поллион, вошли в моду во второй полов...

Древние Римляне:

Ливий, Тит

Ливий, Тит

ЛИВИЙ, ТИТ (Titus Livius) (59 до н.э. – 17 н.э

Плавт, Тит Макций

Плавт, Тит Макций

ПЛАВТ, ТИТ МАКЦИЙ (Titus Maccius Plautus) (ок. 254–184 до н.э.), римский комедиограф, родом из Сарсины в Умбрии

ТРАЯН

ТРАЯН

(Marcus Ulpius Traianus) (53–117 н.э.), полное имя Марк Ульпий Траян, римский император, родился в Италике (близ совр....

Прогулки по Риму:

Магия 5D-формата

Магия 5D-формата

Не секрет, что Рим один из самых привлекательных городов для туристов. Бесчисленное количество прекрасных памятников а...

Развлечения Рима

Развлечения Рима

Рестораны Agata e Romeo Via Carlo Alberto 45, 06 446 61 15, Metro Termini. Заведение для посвященных. Человек...

Несколько мгновений праздников и будней

Несколько мгновений праздников и будней

Сегодняшний Рим - каков он? Прекрасен - каким, впрочем, был всегда. Благопристоен и буржуазен. Немного лицемерен и кра...

Аэропорт Фьюмичино / Леонардо да Винчи (Fiumicino Aeroporto/ Leonardo da Vinci)

Аэропорт Фьюмичино / Леонардо да Винчи (Fiumicino Aeroporto/ Leonardo da Vinci)

Международный аэропорт Фьюмичино, или аэропорт Леонардо да Винчи, — это главный аэропорт Рима, он располагается в 30 к...

Описание курорта

Описание курорта

Рим — один из крупнейших городов Европы, политический и экономический центр не только Италии, но и всего Европейского ...

Достопримечательности:

Фонтаны Рима Собор Св. Петра Пантеон
ПАНТЕОН Загадка Святого Петра Площадь св. Петра
Пирамида Цестия Рим – это город звуков Рим (Roma)