Золотой век римской литературы: Тит Ливий
Древний РИМ - Рассвет и закат Рима
Тит Ливий был родом из Падуи (др. Patavinm, откуда и прозвание его Patavinus) и родился в 59 г. до P. X. Получив хорошее первоначальное образование в школах отечественного города, и поселившись затем в Риме, Ливий всецело посвятил себя литературным занятиям. Обратив на себя внимание Августа, он сблизился с его семейством. Это сближение не имело большого влияния на стеснение свободы повествования Ливия. Пожалуй, видно уже из того, что он даже о Бруте и Кассии отзывался, как о знаменитых людях, что нисколько, не повредило дружеским отношениям между Ливием и Августом. Вся жизнь Ливия протекла в занятиях литературой; умер он уже в глубокой старости. Большую часть своей долголетней жизни, именно около 40 лет, посвятил Ливий своему обширному историческому труду. Это сочинение, обессмертившее имя Ливия, есть история римского государства (Historiae Romanae), начатая рассказом о прибытии троянцев в Италию и доведенная до его времени, именно до смерти Друза, т.е. до 9-го года до P. X. К сожалению, римская история Ливия не дошла до нас в целости; из 142 книг дошло только 35, именно декады 1-я, 3-я, 4-я и половина 5-й до 167 года до P. X.
История Тита Ливия проникнута вся нравственным и патриотическим духом, что высказывается уже явно в предисловии к истории римского государства. Какова бы ни была судьба предпринимаемого им труда, говорит Тит Ливий, ему, во всяком случае, уже доставит удовлетворение, то, что и он по мере сил содействовал сохранению памяти о действиях первого на земле народа. Ливий хочет обратить внимание своих читателей, главным образом, на то, при каких нравах созидалось величие Рима. Какие люди, и какие средства способствовали возвышению его, и как затем постепенно усилившееся падение нравов привело римлян к современной ему эпохе. Тогда как люди не в состоянии более ни совладеть своими пороками, ни найти средств против них. Ливий ищет в содержании древних подвигов Рима утешения от созерцания современных зол, так долго терзавших отечество. Он старается выдвинуть и осветить ярким светом величие и доблесть римского народа (virtus populi Komani) в период его славы, чтобы пробудить этим в современном поколении уснувшее чувство гражданского долга и великих дел. Исследование же событий, критическое отношение к ним, так же как и к источникам, которыми он пользовался, — все это представляло в глазах Ливия последнее дело. Труд Ливия большей частью чисто компилятивный, т.е. составленный по второстепенным источникам, именно по сочинениям предшествовавших ему анналистов и историков. Ливий даже не воспользовался многими первоначальными и драгоценными для него источниками, которые он мог иметь под руками, какова, напр., «большая летопись понтифексов», важнейший памятник официальной истории Рима. Но и источниками второй руки он не воспользовался вполне должным образом, не сделав между ними тщательного выбора. Впрочем, благодаря верному чутью, Ливий отдавал предпочтение старым анналистам, с 3-ей же декады имел верного наставника в греческом историке Поливии. Современные критики Ливия ставят ему также в укор недостаток прагматизма, т.е. связного изложения событий в их причинной связи, кроме того, многие неточности, пропуски, противоречия, смешение эпох и т. п. Древние писатели были чужды современной критической точки зрения при оценке Т. Ливия. Они оценивали его исключительно с литературной стороны и восхищались его изложением, его красноречием (eloqnentia) и спокойным, мягким, добродушным тоном в отношении к описываемым лицам и событиям (candor). Действительно, сила Ливия заключается в его изложении. Замечательно соответствие в изложении между рассказом и предметом, о котором повествуется: важность и строгость тона в повествовании о предметах возвышенных, простота в изображении событий обыкновенных, живость и ясность в описаниях. Оживленно рассказа способствуют также речи, влагаемые Ливием в уста героев повествования. Эта особенная живость изложения и сила выражений, обусловливаемая возвышенным настроением мысли, сделали Ливия первостепенным писателем древности и образцом красноречия.
Читайте: |
---|