Главная - Жизнь в Древнем Риме - Светская жизнь в Риме



Светская жизнь в Риме

Древний РИМ - Жизнь в Древнем Риме

светская жизнь в риме

Каждый день с самого раннего утра к домам римских аристократов стекалась толпа людей, представлявших собой весьма странную и пеструю смесь. Клиенты, часто одетые в грязную тогу и с заплатами на башмаках, еще на заре толпились и шумели во дворе; иногда клиентов собиралось так много, что они запруживали улицу и мешали свободному проходу по ней. Вот подошли беглым шагом носильщики в красных плащах, похожие на воинов; это прибыл богач, дремавший за закрытыми занавесками своих носилок, под прикрытием целой свиты клиентов. Послышался хорошо всем знакомый крик ликтора, возвещавшего о приближении консула, и толпа тотчас же расступилась, чтобы дать место высокому сановнику в тоге, окаймленной пурпуром. Вот бедный греческий ученый, домогающийся места наставника в богатом доме; он, видимо, потратил на свой туалет последние гроши, стараясь угодить цветом и покроем своего платья той особе, милостивого расположения которой он пришел просить. В эпоху Марка Аврелия в такой толпе можно было видеть также греческого философа, с длинной бородой и в плаще из грубой шерстяной материи, пристававшего к какому-нибудь рабу, чтобы добиться приглашения на обед. Здесь был также и всадник, и даже сенатор, домогавшиеся один — консульства, другой - должности трибуна легиона; одним словом, тут собиралась целая стая людей, которых привлекала надежда на какую-нибудь милость и которых Плутарх сравнивает с мухами на кухне. У двери стоял привратник, вооруженный тростниковой палочкой. Обычно его милость приходилось покупать. Благоразумные люди, говорит Сенека, смотрели на него как на откупщика дорожной пошлины, тогда как другие были настолько безрассудны, что желали войти силой и глупо пытались вступить с ним в рукопашную. Что касается мелкого люда, то таких грубо выпроваживали, запирая двери перед самым носом.

Атриум обычно был настолько обширным, что мог вместить целую толпу; здесь стояли скамьи для ожидающих посетителей. Грандиозные размеры и великолепие этих обширных внутренних дворов, высоких, блистающих разноцветным мрамором, целые ряды портретов предков, многочисленная челядь, нарядно одетая, — все это вместе взятое производило сильное впечатление на посетителя и внушало ему некоторую робость. Здесь для того, чтобы быть принятым, было уж совершенно необходимо войти в сношения с рабами и вольноотпущенниками, имевшими влияние в доме. Номенклатор, должность которого cостояла в вызове принятых посетителей, составлял с этой целью длинные списки имен, хотя на эту должность, как правило, назначали людей, одаренных прекрасной памятью. Приемы у высших сановников и временщиков очень походили на приемы при императорском дворе. Перед жилищем Сеяна, например, стоял такой же хвост, как и перед дворцом императора; здесь точно так же каждый боялся, что его заметят слишком поздно или совсем не заметят. Сенаторы оказывали всевозможные знаки почтения клиентам всемогущего министра, чрезвычайно высоко ценили знакомство с его привратниками и вольноотпущенниками и, добиваясь их благосклонности, терпеливо выносили их грубости.

Утренние посещения были не просто актом вежливости. К этому часу приурочивались всевозможные торжественные случаи, как, например, облачение в мужскую тогу, обручение, свадьба, вступление магистратов в должность. Относительно консулов достоверно известно, что эта церемония производилась ранним утром; весьма вероятно, что в это же время дня вступали в должность и преторы, и другие сановники. Наоборот, похороны откладывались до самого позднего часа дня.

Поэтому масса времени терялась у всякого, кто имел более или менее обширные связи и знакомства. «Странно видеть, — говорит Плиний Младший (I, 9), — как в Риме проходит время. Если взять каждый день в отдельности, то он окажется наполненным разными делами, если же их собрать все вместе, то удивишься, до чего они пусты. Спроси кого-нибудь, что ты делал сегодня? И он тебе ответит: я был у такого-то на облачении в мужскую тогу, или на обручении, или на свадьбе; я должен затем пойти к такому-то, чтобы присутствовать в качестве свидетеля при составлении духовного завещания; этот просил меня сопровождать его в суд, другой звал на совещание. Каждое из этих занятий кажется необходимым в тот самый день, когда их делаешь; но в итоге, когда подумаешь, что они отняли у тебя все время, то оказываются бесполезными; особенно ясно сознаешь их ничтожество, когда покинешь Рим».

Нельзя было также забывать дней рождений, посещения больных, визиты для выражения соболезнования, приходилось появляться на тех или других судебных процессах, поддерживать известных кандидатов, поздравлять избранного кандидата, участвовать в проводах должностного лица, отправляющегося в провинцию. А тут еще оказывается, что обещал какому-нибудь адвокату или учителю красноречия придти послушать ето речь или лекцию; принял приглашение поэта придти на чтение его последнего произведения. По словам Ювенала, эти чтения, затягивавшиеся иногда изо дня вдень на целые недели (обычно они происходили весной или летом), были истинным бичом римской жизни, несчастьем, которое можно сравнить с крушением дома или пожаром. В подобных случаях заинтересованный человек рассчитывал, наверное, не только на своих друзей и клиентов, но даже и на своих знакомых. Желание, чтобы на праздниках в торжественные дни присутствовала масса народа, вызвало распространение обычая делать подарки всем присутствующим.

Среди такой массы развлечений трудно было жить для себя. Люди, чувствующие потребность уйти в самого себя, искали убежища в тиши деревенского уединения. Но им все-таки не удавалось сбросить с себя цепи, тяжесть которых они так живо чувствовали: сочинения Сенеки, например, полны жалоб на неудобства и пустоту жизни в Риме. Столица была настоящим центром суетливого безделья, которое и процветало в ней больше, чем в каком-либо другом городе. Число людей, проводивших всю свою жизнь в обмене пустыми вежливостями, было чрезвычайно велико уже в начале эпохи Империи. Они составляли особый класс, известный под именем праздношатающихся. «В Риме существует, - говорит один современный Тиберию поэт, - целый народ праздношатающихся, которые ничего не делают и всегда заняты, выбиваются из сил из-за пустяков, находятся в постоянном движении и никогда ничего не достигают, вечно суетятся и в результате только всем надоедают». Сенека сравнивает их с муравьями, которые без плана и цели пробегают по всему дереву от корней до вершины и от вершины до корней. Если, остановясь у двери такого человека, спросишь его, куда ты идешь, каковы твои планы, он тебе ответит: «Не знаю». Жалко смотреть на них, когда они бегут, точно на пожар, толкают прохожих, несутся сломя голову по улицам или производят суматоху. И чего они бегут? Чтобы сделать визит, который никогда не будет им отдан, чтобы присоединиться к погребальному шествию совершенно незнакомого человека, присутствовать на разборе дела какого-нибудь раннего сутяги или на обручении женщины, которая уже не раз выходила замуж. Когда, исходив весь город по пустякам, они наконец возвратятся домой, то клянутся, что не помнят, ни зачем они ходили, ни даже где они были; но все это нисколько не мешает им на другой день продолжать то же самое. Встречаются даже старики, которые таскаются из улицы в улицу, запыхавшись, покрытые потом, с лицом, мокрым от поцелуев всех своих знакомых, - а им знаком весь город; люди за 60 лет с седыми волосами, которые гранят целыми днями мостовую, забегая ко всем знатным дамам пожелать доброго утра, присутствуя при вступлении в должность каждого трибуна и каждого консула, десятки раз поднимаясь по улице, ведущей во дворец; имена самых близких к государю придворных у них постоянно на языке. Пусть бы всем этим занимался молодой человек, восклицает Марциал, но нет ничего более противного, чем старый праздношатающийся!

Более века спустя Галиен так описывает день римлянина: «Ранним утром каждый делает визиты; потом многие идут на форум послушать судебные прения; еще большая толпа направляется полюбоваться бегом колесниц и пантомимами; многие проводят время в банях за игрой в кости, за пьянством или среди других удовольствий, пока не очутятся вечером на пиру, где развлекаются не музыкой и не серьезными удовольствиями, а предаются оргиям и разврату, засиживаясь часто до следующего дня».

Как ни велико число арделионов (праздношатающихся), однако большая часть всех этих визитеров, шныряющих по улицам в утренние часы, движима не просто неопределенной потребностью взвинчивать себя чем-нибудь или убить время, а жаждой выгоды и каким-нибудь интересом. В конце концов, эта жажда и была главной причиной шумной суеты, наполняющей улицы и дворцы. Это была всеобщая погоня за тем, что считалось высшим и даже единственным благом, потому что оно доставляло положение, отличия, почести, влияние; погоня за деньгами - верховным божеством, которому все поклонялись и служили.

(Фридлендер. Римские нравы при Августе и Антонинах.)




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Развлечения в термах

Развлечения в термах

Об открытии бань извещали колоколом, звон которого слышен был издалека. Час открытия изменялся в з...

Историческая роль Рима и проблемы современности

Историческая роль Рима и проблемы современности

Хорхе Анхель Ливрага, основатель философской школы Новый Акрополь Когда говорится о Риме как ...

Рим. Я тебя боюсь

Рим. Я тебя боюсь

Мне все труднее давать отчет о своем пребывании в Риме; это как с морем: чем дальше ты входишь, те...

Величие Древнего Рима:

Попробуйте букатини, фетуччине и страччателлу!

Попробуйте букатини, фетуччине и страччателлу!

Еда - что она значит для человека? Поддержание жизнедеятельности? Да. Но только ли это? Зачем же т...

Золотой век римской литературы: Вергилий

Золотой век римской литературы: Вергилий

Время правления Августа, как и конец республики, считается золотым веком римской литературы, проц...

Что такое «варварская правда»?

Что такое «варварская правда»?

В те порядком забытые времена, когда могущественная римская империя раскинула свои владения на поб...

Церковь не сломила Рим

Церковь не сломила Рим

Однако римляне покорились папской власти не навсегда. Уже в 1183 году новому папе Луцию III пришло...

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» АНТОНИНОВ (96-192 ГГ.)

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» АНТОНИНОВ (96-192 ГГ.)

Свержение Домициана ознаменовало наступление нового этапа в истории римской империи. Во многом сле...

Кабаки

Кабаки

Лавочки, в которых продают вареную пищу, назывались popinae. Здесь готовили пищу для простонародья...

Древние Римляне:

Красс, Марк Лициний

Красс, Марк Лициний

КРАСС, МАРК ЛИЦИНИЙ (Marcus Licinius Crassus) (ок.113 – 53 до н.э.), прозванный Dives (Богатый), римский политический ...

Нерон

Нерон

НЕРОН (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus) (37–68), пятый и последний римский император из династии Юлиев – Клавди...

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА

(Gaius Iulius Caesar Germanicus) (12–41 н.э.), третий после Августа и Тиберия римский император (с 37 по 41). Полное е...

Прогулки по Риму:

Пернатые жители Рима

Пернатые жители Рима

Семь холмов, руины Колизея, храмы эпохи Возрождения, романтические фонтаны, уличные кафе, сто видов спагетти... К этим...

Магия 5D-формата

Магия 5D-формата

Не секрет, что Рим один из самых привлекательных городов для туристов. Бесчисленное количество прекрасных памятников а...

Из Италии с кулинарным багажом

Из Италии с кулинарным багажом

Не секрет, что жители Рима всегда считались самыми настоящими гедонистами: людьми, которые ищут наслаждения во всём, а...

Время сказки, или Белый пароход

Время сказки, или Белый пароход

Развитая транспортная сеть – это, конечно, хорошо. Ещё лучше, когда она оказывается «развитой» не только на бумаге и н...

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

За долгую историю существования Рима вокруг него не раз возводились стены. Уже самые ранние поселения огораживались и ...

Достопримечательности:

Если дороги привели в Рим Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae) Римский форум
ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА Замок Сант-Анджело
УСТА ИСТИНЫ Базилика Санта Мария Маджоре Рим