Церковь – вниз, Рим - вверх
Древний РИМ - Средневековый Рим
К XIII веку окрепли экономически и политически многие города Северной и Средней Италии, ставшие крупными центрами торговли и ремесла; освободившись от своих прежних феодальных властителей, они учредили у себя коммуну — республиканскую форму правления, где горожанин начал осознавать себя человеком и гражданином, а не безгласным подданным светских и духовных владык. В новых условиях влияние римской церкви медленно, но бесповоротно пошло на убыль.
Папской власти удалось еще раз высоко вознестись в правление грозного Иннокентия III (1198—1216). Но это был последний взлет; могучий папа понимал это и для спасения церкви дал полный ход инквизиции, однако все ее зверства не могли повернуть историю вспять, ибо люди становились другими.
Теперь они больше размышляли и меньше верили, ими овладело страстное желание преобразования жизни, возрождения души, преодоления лживости и порочности высшего духовенства, жизнь которого часто не соответствовала светлым идеям христианства.
Эти настроения облеклись в форму религиозных исканий, в призыв к возвращению церкви к первоначальной чистоте и целомудрию. Обретение добродетели многим людям представлялось в отказе от богатства и тщеславия; жизнь в нищете стала казаться главным залогом нравственности. Римская церковь сначала было круто воспротивилась этим ересям, но вскоре осознала, что вполне может использовать подобные настроения для укрепления своих позиций.
Дальновидный Иннокентий III, власть которого простиралась над всем западнохристианским миром, в 1209 году взял под свою защиту Франциска из Ассизи, который раздал свое имущество бедным и вместе со своими приверженцами-миноритами (буквально - младшими братьями) стал жить в нищете, труде, молитве и покаянии.
Умный папа якобы увидел во сне, что Латеранскую базилику, пошатнувшуюся и готовую рухнуть, поддерживает своим плечом маленький человечек, бедный и невзрачный. Папа не обманулся: нищенствующий орден францисканцев действительно оказался надежной опорой церкви. Если часть высшего духовенства продолжала жить в пороке и роскоши, то монахи-францисканцы, нищие, работящие и добродетельные, пользовались у простых людей уважением и трудились во славу римско-католической церкви; их идеи ни в коей мере не угрожали феодализму, ибо, живя в бедности, они заботились лишь о своей душе и не призывали ни к обобществлению собственности, ни к установлению равноправия в мире.
В 1216 году был утвержден орден доминиканцев, нищенствующих проповедников, суровых и столь непримиримых борцов с ересями, что в их руки перешла инквизиция.
Как ни велика была власть Иннокентия III, однако и ему нелегко пришлось в борьбе с римлянами, которые в 1203 году восстали и заставили его обратиться в бегство; лишь через два года он сумел уничтожить коллективное правление горожан, передав власть одному-единственному сенатору.
Неугомонные римляне, разумеется, смирились не навсегда, и в 1219 году мягкосердному папе Гонорию III тоже пришлось бежать. Однако ему удалось скоро вернуться; в 1220 году он короновал императорской короной Фридриха II Гогенштауфена, которого впоследствии, в 1227 году, другой папа отлучил от церкви.
Жестокосердный папа Григорий IX в 1228 году также оказался вынужденным покинуть Рим, ибо сторонники отлученного им от церкви императора Фридриха II попросту выгнали его из алтарной части базилики св. Петра, когда он служил обедню. Григория IX пригласили вернуться только в 1230 году, когда 1 февраля значительная часть Рима оказалась под водой.
Тибр вышел из берегов столь бурно, что даже снесло мост Эмилия, называвшийся тогда Сенаторским. В затопленном городе начались болезни и голод. Эти бедствия горожане восприняли как кару небесную за неуважение к папе и раскаялись.
Григорий IX вернулся; чтобы заслужить расположение строптивых римлян, он раздал им большие суммы денег, позаботился о продовольствии, приказал восстановить Сенаторский мост, а также построить богадельню в Латеране. Над еретиками жестокосердный папа устроил суд, и перед входом в церковь Санта Мария Маджоре вспыхнули костры инквизиции.