Рабы-ремесленники
Древний РИМ - Жизнь в Древнем Риме
Многие рабы были рабочими, которых эксплуатировал их господин, продавая произведения их труда или отдавая их внаем третьему лицу. Перед свободными ремесленниками рабы имели два преимущества, благодаря которым их и предпочитали в качестве рабочих: во-первых, они более послушны, так как их можно наказывать и даже, до эпохи Антонинов, казнить; во-вторых, их труд обходится дешевле, так как господин должен им давать, — и часто действительно этим ограничивался, — только пищу, и притом какую пищу! Рабы представляли собой капитал, который приносил хороший доход. Богатый гражданин, желавший поместить свои деньги, покупал рабов, как покупают стада, дома, имения.
Существовало два рода невольников-рабочих. Одни работали в доме своего господина и на него: таковы повара, кравчие, булочники, кузнецы, ваятели, серебряных и золотых дел мастера, сапожники, прядильщицы шерсти, сукновалы, ткачи, швеи и множество других. Каждый набирал себе челядь сообразно своему вкусу. У Красса, любившего строить, были каменщики и архитекторы из рабов; женщины держали кормилиц, белошвеек; какой-нибудь ученый имел переписчиков, рабов, которые клеили, выколачивали и полировали пергамент. Наконец, в разнообразных способностях своих рабов богатый человек находил возможность удовлетворять всем потребностям жизни, даже всем капризам самой прихотливой роскоши. К его услугам была целая толпа принадлежащих ему людей всевозможных специальностей - от сапожника до парфюмера, от привратника, прикованного на цепи у входной двери, до философа, который своими лекциями о морали развлекал гостей, уставших пировать.
Другие работали на продажу в пользу своего господина, который становился таким образом предпринимателем-промышленником. Они становились кабатчиками, которые продавали проезжающим вино с виноградников своего господина, барышниками, ведущими торговлю волами или лошадьми, разносчиками, барочниками, приказчиками в лавках, писцами, рудокопами, серебряниками, дворецкими, как, например, рабы Красса, которому они приносили больше дохода, чем все его имения. Часто их отдавали на службу посторонним людям, которые платили за это господину раба.
Все эти многочисленные группы рабов разделялись, по-видимому, по декуриям (десяткам) или по ремеслам. Часто они обучались своей специальности под наблюдением самого господина. Аттик считал очень важным иметь искусных рабов, а Красе, который знал счет деньгам, находил нужным лично дрессировать своих рабов. В скором времени среди ремесленников свободные оказались в меньшинстве; к тому же презрение к личному труду распространялось все больше и больше, и в конце концов должно было прекратиться всякое соревнование между людьми, занимающимися одним в тем же ремеслом.
Тиберий Гракх, проезжая по равнинам Этрурии, плакал, глядя да пастбища, сменившие прежние пашни, и рабов, которые в качестве пастухов и пахарей вытеснили повсюду свободных работников. В ту же эпоху в самом Риме уже начиналось подобное же изменение в распределении ремесленного труда. Появление массы рабов нанесло ущерб свободным ремесленникам и купцам в то самое время, которое, казалось бы, должно было быть для них особенно благоприятным из-за развития роскоши и торговых отношений. Если они и не исчезли совсем, то только потому, что из всей Италии, и даже из всей империи, не переставали прибывать в Рим все новые и новые толпы людей, которых нищета гнала с родины в столицу и которые надеялись на работу и на общественную помощь, чтобы выйти из своего бедственного положения. Но в рабах они встречали опасных конкурентов. Благодаря развитию рабства они совершенно лишились клиентов из богачей, которые имели возможность удовлетворять все свои потребности при помощи труда собственных рабов. Что касается потребителей из других граждан, то и тут с рабами трудно было конкурировать из-за дешевизны производства при рабском труде.
(Левассер. История рабочего класса во Франции.)
Читайте: |
---|