Главная - Древние факты - Как пали боги Древнего Рима


Как пали боги Древнего Рима

Древний РИМ - Древние факты

как пали боги древнего рима

Началось крушение, казалось бы, с противоположного: с того, что благодаря развитию культа фамилий и «воссозданию» божественной истории Рима предки народа стали соотноситься с мифическими героями и богами, а государственные деятели постепенно стали претендовать на божественное происхождение.

Впрочем, не только в этом государстве происходило подобное. В Египте, например, фараоны обожествлялись задолго до того, как римские властители завели такую же традицию. А Александр Македонский утверждал, что имеет кровное родство с громовержцем Зевсом. Таким образом, аналогичный процесс был характерен для разных народов. В общем, было с кого брать пример.

Первоначально древнеримские правители обожествлялись после смерти, а затем они решили не дожидаться кончины. Это был культ, превозносивший власть в её чистом виде, но не нуждавшийся в повествовательной мифологии или в теологии. Первым из заявивших о своем божественном происхождении и вытекающим из него праве на личную власть стал Сципион Публий Корнелий Африканский Старший, победитель Ганнибала.

Монета с изображением Сципиона Африканского

На особое покровительство божества претендовал диктатор Луций Корнелий Сулла, писавший в «Воспоминаниях», что ни на что не стоит полагаться с уверенностью, как на то, что укажет ему ночью божество. Гай Юлий Цезарь, выводя свой род от Энея, уповал на родственное отношение к своей персоне со стороны Венеры. Его сподвижник Антоний по той же причине божественных предков рассчитывал на личную поддержку Геркулеса и Диониса. При этом названные исторические личности были убеждены, что после смерти станут богами, т.е. Ларами, и займут особое место в звездных сферах или на полях блаженных.

Постепенно распространявшийся в римских провинциях культ полководцев тоже способствовал укреплению восприятия императорской власти как «согласованной» с волей небожителей. Так сложился императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем их преемников. Но коль скоро императоры стали отождествлять себя с богами, то жены их также не могли считаться простыми смертными, а потому их генеалогия стала увязываться с представительницами Олимпа.

Луций Корнелий Сулла

С установлением империи «римский миф», предполагавший обожествление самого государства и его граждан, пришел в упадок. Лишенный небесного происхождения, народ был отстранен от участия в государственных делах, Рим перестал быть гражданской общиной и утратил статус вселенского образца.

Население Римской империи продолжало сохранять верность богам, но не официальному культу, во все возрастающей степени связанному с личностью императора, а небесным персонажам, которые сохранились в памяти с древнейших времен или в восприятии были наиболее значимы для решения задач жизнеобеспечения: богам земли, защиты прав, ремесла. Среди них выделялись, в первую очередь:

Сильван - бог лесов и дикой природы, не имевший официального культа в период Римской республики, а в имперский - самый популярный бог плебеев и рабов;

Бона Деа - богиня плодородия и покровительница женщин, празднества в честь которой превратились во всеобщие оргии, хотя изначально не позволяли участия в них мужчин;

Ферония - богиня весны и цветов, и др.

Вот так откликнулись низы на идею богоизбранности верховной власти.

Римская знать и интеллигенция, потеряв основной римский миф, стала обращаться к различным религиозно-философским течениям, по-своему толковавшим старые мифы и природу богов, к астрологии, демонологии, восточным культам.

Мистериальные культы в эту пору получили широкое распространение, прежде всего те из них, что обещали личное спасение души и те, что привлекали экзотичностью, например, поклонение малоазийской Кибеле, египетской Исиде (Изиде), персидскому Митре. Отголосок этого увлечения можно встретить в «Метаморфозах» Апулея, когда герой за спасением обращается к великой богине Изиде.

Исключительно устойчивым оказалось увлечение астрологией, в которой древние боги отождествлялись со светилами, а в изменчивых, но предсказуемых конфигурациях звезд и планет усматривалась система, влияющая на ход человеческой жизни. Представлениям об этой системе безличных влияний соответствовала вера в безличную магию, а на более высоком уровне - философские рассуждения неоплатоников.

В условиях все более жесткой регламентации реальной жизни и в то же время - нарастающей ее непредсказуемости повысилась, став насущной, потребность веры в посмертное существование души и её загробную судьбу, соответствующую поведению личности при жизни.

С утратой общинных устоев возросла тяга к единому всемогущему богу, стоящему выше земных владык, но, тем не менее, близкого чаяниям «маленького человека», который давал бы надежду лично ему, сострадал и был готов принести себя в жертву ради блага людей. Именно таким и явился Иисус Христос.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Январские праздники древних римлян. Кому они посвящались?

Древние римляне в своем календаре назвали январь по имени бога Януса – творца всех начал. Любопытн...

Путешествия

Путешествия

Небольшие путешествия на суше совершали пешком или на носилках, крытых балдахином, которые несли р...

Как римский император создал культ великого государственника?

Как римский император создал культ великого государственника?

В маленьком далматском городке огромной римской империи, раздираемой войнами, бунтами и разными пр...

Величие Древнего Рима:

Ватиканская такса за убийство

Ватиканская такса за убийство

После кончины Сикста IV семейство Колонна воспряло духом, римляне возликовали и дочиста разграбили...

«Таблицы мертвых»

«Таблицы мертвых»

Учредив в Риме игры по случаю победы над самнитами и расправившись с пленниками, Сулла впервые в Р...

«Хорошо есть» продолжается

«Хорошо есть» продолжается

Поведение Христины становилось все менее и менее достойным ее благочестивого подвига. Случалось, ч...

ДИНАСТИЯ ФЛАВИЕВ (69-96 ГГ.)

ДИНАСТИЯ ФЛАВИЕВ (69-96 ГГ.)

Полтора десятилетия, пришедшие на смену гражданским войнам были для империи временем относительной...

Римские богатства

Римские богатства

«Для римлянина он вовсе не богат», — говорил один грек про Сципиона Эмилиана. Какое же состояние н...

В папских покоях

В папских покоях

Даже как-то странно - приехать в Рим и не быть здесь особенно счастливым . Французский писатель Ж...

Древние Римляне:

Цезарь, Гай Юлий

Цезарь, Гай Юлий

ЦЕЗАРЬ, ГАЙ ЮЛИЙ (Gaius Iulius Caesar) (100–44 до н.э.), римский государственный деятель и полководец, диктатур...

Лукулл, Луций Лициний

Лукулл, Луций Лициний

ЛУКУЛЛ, ЛУЦИЙ ЛИЦИНИЙ (Lucius Licinius Lucullus) (ок. 117–56 до н.э.), римский полководец и государственный деятель

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА

(Gaius Iulius Caesar Germanicus) (12–41 н.э.), третий после Августа и Тиберия римский император (с 37 по 41). Полное е...

Прогулки по Риму:

Клубы и дискотеки

Клубы и дискотеки

В античную эпоху жители города на семи холмах требовали «хлеба и зрелищ». Римляне и сейчас любят развлечься, приятно п...

В поисках Рима

В поисках Рима

Ему нравились эти беспрерывные внезапности, неожиданности, поражающие в Риме. Н. В. Гоголь

Рим для романтиков

Рим для романтиков

Рим - город, который прекрасен всегда: в любое время года и в любое время суток. Он очарователен и неповторим. Он поло...

Там, где начало дорог и водопроводов

Там, где начало дорог и водопроводов

Современный Рим похож на отпрыска знатного рода. Гордясь древностью своего происхождения, он живет в стремительном рит...

Визитная карточка Рима

Визитная карточка Рима

Рим — столица Республики Италия c 1871 года, административный центр области Лацио и Римской провинции — раскинулся на ...

Достопримечательности:

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА Базилика Сан Джованни ин Латерано Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae)
Катакомбы св. Каллиста Все достопримечательности Рима Колизей
Все эти образы и виды Рима СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА Италия - Лацио – Рим