Главная - Древние факты - Как пали боги Древнего Рима



Как пали боги Древнего Рима

Древний РИМ - Древние факты

как пали боги древнего рима

Началось крушение, казалось бы, с противоположного: с того, что благодаря развитию культа фамилий и «воссозданию» божественной истории Рима предки народа стали соотноситься с мифическими героями и богами, а государственные деятели постепенно стали претендовать на божественное происхождение.

Впрочем, не только в этом государстве происходило подобное. В Египте, например, фараоны обожествлялись задолго до того, как римские властители завели такую же традицию. А Александр Македонский утверждал, что имеет кровное родство с громовержцем Зевсом. Таким образом, аналогичный процесс был характерен для разных народов. В общем, было с кого брать пример.

Первоначально древнеримские правители обожествлялись после смерти, а затем они решили не дожидаться кончины. Это был культ, превозносивший власть в её чистом виде, но не нуждавшийся в повествовательной мифологии или в теологии. Первым из заявивших о своем божественном происхождении и вытекающим из него праве на личную власть стал Сципион Публий Корнелий Африканский Старший, победитель Ганнибала.

Монета с изображением Сципиона Африканского

На особое покровительство божества претендовал диктатор Луций Корнелий Сулла, писавший в «Воспоминаниях», что ни на что не стоит полагаться с уверенностью, как на то, что укажет ему ночью божество. Гай Юлий Цезарь, выводя свой род от Энея, уповал на родственное отношение к своей персоне со стороны Венеры. Его сподвижник Антоний по той же причине божественных предков рассчитывал на личную поддержку Геркулеса и Диониса. При этом названные исторические личности были убеждены, что после смерти станут богами, т.е. Ларами, и займут особое место в звездных сферах или на полях блаженных.

Постепенно распространявшийся в римских провинциях культ полководцев тоже способствовал укреплению восприятия императорской власти как «согласованной» с волей небожителей. Так сложился императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем их преемников. Но коль скоро императоры стали отождествлять себя с богами, то жены их также не могли считаться простыми смертными, а потому их генеалогия стала увязываться с представительницами Олимпа.

Луций Корнелий Сулла

С установлением империи «римский миф», предполагавший обожествление самого государства и его граждан, пришел в упадок. Лишенный небесного происхождения, народ был отстранен от участия в государственных делах, Рим перестал быть гражданской общиной и утратил статус вселенского образца.

Население Римской империи продолжало сохранять верность богам, но не официальному культу, во все возрастающей степени связанному с личностью императора, а небесным персонажам, которые сохранились в памяти с древнейших времен или в восприятии были наиболее значимы для решения задач жизнеобеспечения: богам земли, защиты прав, ремесла. Среди них выделялись, в первую очередь:

Сильван - бог лесов и дикой природы, не имевший официального культа в период Римской республики, а в имперский - самый популярный бог плебеев и рабов;

Бона Деа - богиня плодородия и покровительница женщин, празднества в честь которой превратились во всеобщие оргии, хотя изначально не позволяли участия в них мужчин;

Ферония - богиня весны и цветов, и др.

Вот так откликнулись низы на идею богоизбранности верховной власти.

Римская знать и интеллигенция, потеряв основной римский миф, стала обращаться к различным религиозно-философским течениям, по-своему толковавшим старые мифы и природу богов, к астрологии, демонологии, восточным культам.

Мистериальные культы в эту пору получили широкое распространение, прежде всего те из них, что обещали личное спасение души и те, что привлекали экзотичностью, например, поклонение малоазийской Кибеле, египетской Исиде (Изиде), персидскому Митре. Отголосок этого увлечения можно встретить в «Метаморфозах» Апулея, когда герой за спасением обращается к великой богине Изиде.

Исключительно устойчивым оказалось увлечение астрологией, в которой древние боги отождествлялись со светилами, а в изменчивых, но предсказуемых конфигурациях звезд и планет усматривалась система, влияющая на ход человеческой жизни. Представлениям об этой системе безличных влияний соответствовала вера в безличную магию, а на более высоком уровне - философские рассуждения неоплатоников.

В условиях все более жесткой регламентации реальной жизни и в то же время - нарастающей ее непредсказуемости повысилась, став насущной, потребность веры в посмертное существование души и её загробную судьбу, соответствующую поведению личности при жизни.

С утратой общинных устоев возросла тяга к единому всемогущему богу, стоящему выше земных владык, но, тем не менее, близкого чаяниям «маленького человека», который давал бы надежду лично ему, сострадал и был готов принести себя в жертву ради блага людей. Именно таким и явился Иисус Христос.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Сельское хозяйства и ремесло

Сельское хозяйства и ремесло

Сельское хозяйство считалось основой благосостояния римского государства и до конца Республики сос...

Калигула - палач или жертва?

Калигула - палач или жертва?

Об экстравагантности, эксцентричности, жестоком деспотизме третьего римского императора ходят леге...

Рождество в Риме

Рождество в Риме

Самый уютный христианский праздник в Вечном городе Рождество – один из самых любимых многими празд...

Величие Древнего Рима:

Все дерутся со всеми

Все дерутся со всеми

Избавившись от французов, итальянцы немедленно передрались между собой. Яблоком раздора стала севе...

Ангелы и демоны

Ангелы и демоны

Каменные стены Замка Святого Ангела, обосновавшегося на правом берегу Тибра, хранят память о двух ...

Собор святого Петра

Собор святого Петра

С 1546 года руководство строительством собора св. Петра перешло к Микеланджело, который раскритико...

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» АНТОНИНОВ (96-192 ГГ.)

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» АНТОНИНОВ (96-192 ГГ.)

Свержение Домициана ознаменовало наступление нового этапа в истории римской империи. Во многом сле...

РИМСКАЯ ДЕРЖАВА В 70-60-Х ГГ. I В. ДО Н. Э

РИМСКАЯ ДЕРЖАВА В 70-60-Х ГГ. I В. ДО Н. Э

Со смертью Суллы заканчивается первый этап гражданских войн в Риме. Начинается новый, не менее оже...

«Хорошо есть» продолжается

«Хорошо есть» продолжается

Поведение Христины становилось все менее и менее достойным ее благочестивого подвига. Случалось, ч...

Древние Римляне:

Красс, Марк Лициний

Красс, Марк Лициний

КРАСС, МАРК ЛИЦИНИЙ (Marcus Licinius Crassus) (ок.113 – 53 до н.э.), прозванный Dives (Богатый), римский политический ...

ПОНТИЙ ПИЛАТ

ПОНТИЙ ПИЛАТ

пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно то...

Фабий Максим Кунктатор, Квинт

Фабий Максим Кунктатор, Квинт

Фабий Максим Кунктатор, Квинт (Quintus Fabius Maximus Cunctator) (275-203 до н. э.), древнеримский полководец и госуда...

Прогулки по Риму:

Вечная весна в Вечном городе

Вечная весна в Вечном городе

Снежная зима не миновала в этом году Италию: и метели мели, и ураганы свирепствовали. Но весна сюда пришла строго по г...

Музыка в Древнем Риме

Музыка в Древнем Риме

Сведения о музыке Древнего Рима довольно скудны. Изучая этрусскую мозаику и фрески, можно проследить, какие греческие ...

Италия / Рим

Италия / Рим

Одна из прекрасных столиц мира, «Вечный Город», «Город на Семи Холмах» - все эти эпитеты принадлежат Риму. Сейчас Ри...

Про Рим

Про Рим

Собралась-таки вкратце рассказать о Риме. Да, долго собиралась (Чукча нынче читатель, а не писатель). Город на меня пр...

Несколько мгновений праздников и будней

Несколько мгновений праздников и будней

Сегодняшний Рим - каков он? Прекрасен - каким, впрочем, был всегда. Благопристоен и буржуазен. Немного лицемерен и кра...

Достопримечательности:

УСТА ИСТИНЫ Базилика Сан Джованни ин Латерано Пирамида Цестия
Музеи Ватикана Базилика Санта Мария Маджоре Собор Св. Петра
Город на семи холмах | на чем стоит Рим – это город звуков Колизей