Главная - Достопримечательности - СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА



СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

РИМ сегодня - Достопримечательности

сикстинская капелла

Значительная перестройка Ватиканского дворца производилась при папе Сиксте IV. При нем сооружается знаменитая Сикстинская капелла - величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения.

Строительство капеллы, а также наблюдение за исполнением настенных росписей, посвященных сюжетам из Ветхого и Нового заветов, было поручено флорентийскому архитектору Дольчи. Сикст IV предложил архитектору построить такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского папы. На протяжении веков капелла выполняла различные функции, но с первых лет и до настоящего времени ней собираются конклавы для избрания нового папы.

Подчиняясь воле заказчика, архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона. Однако внутри капелла, несмотря на относительно малые размеры, имела величественный вид благодаря усилиям лучших художников и декораторов того времени. Прямоугольный зал капеллы разделен на две части мраморной решеткой, боковые стены зала имеют наверху окна, в проемах между которыми в полный рост изображены первые папы. Нижнюю часть боковых стен украшают росписи под ткань, а средний ярус заполнен фресками из истории Ветхого и Нового заветов.

В росписи и украшении Сикстинской капеллы принимали участие такие известные художники, как Бернардино Пинтуриккио и Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо, Козимо Россели и другие. Плафон капеллы расписывал Микеланджело.

По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Алтарная стена была расписана фресками на темы Нахождение Моисея и Рождение Христа , но они дошли до нас только в описаниях. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты, и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи - знаменитая фреска Микеланджело Страшный суд .

Но это было позже, а в 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело не считал себя живописцем, к этому времени он был уже известен как выдающийся скульптор, и он всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Однако воля папы была непреклонной, и художнику, в конце концов, пришлось согласиться. В августе 1508 года Микеланджело поднялся на специально построенные для росписи леса, но мысли его все еще были полны обнаженными скульптурными образами, которые он должен был изваять для папской гробницы в соборе Св. Петра. По распоряжению папы Юлия II работы над гробницей были приостановлены, и Микеланджело очень сильно переживал это. Но он добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его неудержимая фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские сюжеты.

Микеланджело покрыл потолок образами, рожденными его воображением, мало заботясь о том, как они будут смотреться снизу, будь там внизу хоть простой зритель, хоть сам грозный папа. Однако и сам папа был потрясен величием созданного.

В своих грезах Микеланджело создает как бы свой мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением.

Потоп является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы. В ней нашли свое отражение все те трудности, которые испытывал Микеланджело, впервые в жизни приступив к работе над фресками. Известно, что в самом начале работы ему пришлось прибегнуть к помощи мастеров-фрескистов, которых специально вызвали из Флоренции. Но вскоре он овладел техникой настенной росписи так, что его уже не удовлетворяла работа своих помощников, и он остался один на один с огромным потолком, чтобы через четыре года потрясти мир мощью и красотой своих образов. За столь короткий срок Микеланджело расписал потолок площадью почти в 600 квадратных метров, изобразив на нем 343 фигуры.

Главной идеей Потопа является не всемирная катастрофа, а показ человека со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана. Измученные и объятые ужасом люди поднимаются на вершину одного из таких островков, неся свои пожитки, в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины и дети. Вот жених на руках несет испуганную невесту, мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево. Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Муж с женой с покорностью смотрят на, подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына.

Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Несмотря на драматичность сюжета, фреска эта не оставляет чувство безнадежности и безысходности, и у зрителя как будто еще теплится надежда на спасение отчаявшихся людей. А дальше расположены, фрески Сотворение Адама , которую некоторые искусствоведы считают едва ли не самой прекрасной композицией всей росписи; Отделение света от тьмы , в которой бога Саваофа, борющегося с хаосом, Микеланджело наделяет собственной творческой страстью...

Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения? Некоторые исследователи полагают, что это - новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление Божественной комедии Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска Опьянение Ноя ) до божественного совершенства... Все это правильно, но взятые отдельно толкования никак не исчерпывают содержания знаменитых фресок Сикстинской капеллы.

После смерти папы Адриана VI (1523) папой был избран представитель рода Медичи - Климент VII. После захвата испанцами Рима и изгнания из Флоренции представителей клана Медичи, папа, соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась одиннадцать месяцев. Все это время под руководством Микеланджело во Флоренции велись все оборонительные работы для защиты города. Но Флоренция все же пала. Папа Климент VII объявил, что забудет об участии Микеланджело в обороне города в том случае, если тот немедленно возобновит работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан Лоренцо. Испытывая постоянный страх за участь своей семьи и за свою, жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

А во время посещения скульптором Рима папа Климент VII пожелал, чтобы; Микеланджело заново расписал, алтарную стену Сикстинской капеллы изображением Страшного суда . В 1534 году почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движения действующих лиц. Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников.

Страшный суд Микеланджело вызвал яростные, споры как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь Страшный суд . Только заступничество художников из Римской академии Святого Луки удалось убедить папу не совершать столь варварского акта.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Императорский бассейн

Императорский бассейн

Приехав в Рим, вы, конечно, первым делом отправитесь осматривать достопримечательности, сохранивши...

Публичные чтения

Публичные чтения

Публичные чтения, которые стал устраивать при Августе Азиний Поллион, вошли в моду во второй полов...

Занятия и развлечения

Занятия и развлечения

В первые часы дня после утренней закуски знатные римляне (позднейшего времени) принимали визиты св...

Путешествие в Рим:

Колизей

Колизей

Амфитеатр строился при трех императорах. Император Веспасиан начал строительство в 72 г. н.э

Новый год в Риме

Новый год в Риме

Очень мало отзывов по встрече нового года в Италии, Риме, поэтому добавляю свой. Тур на новый год ...

Отель D'Inghilterra 5*

Отель D'Inghilterra 5*

Отель D'Inghilterra 5* Относится к престижным цепочкам Warwick и Royal Demeure Hotels, расположен ...

РимаЭсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus)

РимаЭсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus)

Эсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus) или Эсквилии — холм, на котором располагалось д...

Roma

Roma

Никто не будет спорить - Италия начинается с Рима. Все дороги ведут в Рим. И быть в Италии и не ув...

Прокат Авто Рим

Прокат Авто Рим

Рим является сталицей Италии, центром провинции Рим и области Лацио. Сегодня Рим является одним...

Древние Римляне:

Лукреций, Тит Лукреций Кар

Лукреций, Тит Лукреций Кар

ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 99 – ок. 55 до н.э

Брут, Марк Юний

Брут, Марк Юний

БРУТ, МАРК ЮНИЙ (Marcus Iunius Brutus) (85?–42 до н.э.), римский сенатор. Брут происходил из семьи, сознательно культи...

Регул Марк Атилий

Регул Марк Атилий

Регул Марк Атилий (Marcus Atilius Regulus) (умер около 248 до н. э.), римский полководец и политический деятель. Будуч...

Прогулки по Риму:

Возникновение Рима

Возникновение Рима

Древнеримские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Они рассказывали, что, когда погибла Троя, некоторы...

Как я потерялась в Ватикане

Как я потерялась в Ватикане

Однажды ночью на площади Святого Петра мне почудилось, что я погружаюсь в сновиденье, что я воочию вижу далёк...

Вечная весна в Вечном городе

Вечная весна в Вечном городе

Снежная зима не миновала в этом году Италию: и метели мели, и ураганы свирепствовали. Но весна сюда пришла строго по г...

Вокзал Термини (Stazione Termini)

Вокзал Термини (Stazione Termini)

Главный железнодорожный вокзал Рима — вокзал Термини (Stazione Termini). Кроме него в городе имеются еще восемь железн...

Дороги Рима - что вы должны о них знать

Дороги Рима - что вы должны о них знать

Все дороги ведут в Рим , - эта известная фраза, дошедшая до нас из глубины веков, сегодня имеет образное значение, но...

Достопримечательности:

Рим. Замок Святого Ангела Римские рестораны Капито лий (Капитоли йский холм)
Все дороги ведут в Рим Прогулки по Вечному городу Собор Св. Петра
Палатин (лат. Mons Palatinus, Palatium) ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА РимаЭсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus)