РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
Древний РИМ - Римская республика
Завоевания, превратившие Рим в мировую державу, внесли существенные изменения в его экономику, общественную организацию и государственную структуру. Италия становится центром средиземноморского мира и получает возможность пользоваться ресурсами провинций, обогащаясь за их счет. Государство, сохранившее полисную организацию, не обладало бюрократическим аппаратом, который мог бы быть использован и для эксплуатации провинций, и это привело к гипертрофированному росту системы откупа налогов и общественных работ. Огромные денежные средства, доставшиеся наместникам провинций и откупщикам, будучи обращены на обработку земель с помощью рабского труда, ставят на край пропасти римских и италийских земледельцев, главную силу победоносной армии. Перефразируя реплику, будто бы брошенную галльским вождем Бренном, «Горе побежденным!», участники битв с Антиохом III, Персеем и осады Карфагена могли бы сказать: «Горе победителям!».
Римское государство, начавшись как патрицианская община (civitas), ко II в. проделало большой исторический и правовой путь, включив в свой состав обширные завоеванные территории вместе с многочисленным подвластным населением. Однако сама система власти не испытала сколько-нибудь существенных изменений, сохраняя старую общинную форму, не соответствующую новым задачам государства в сфере экономики, социальных отношений и права. Проблемы такого рода вставали перед греческим полисом в V—IV вв., но масштабы их в Риме соответствовали огромности размеров государственной территории. Социальные катаклизмы вылились в гражданские войны, начавшиеся в 30-х гг. II в. и длившиеся целое столетие.
Сенат и сенаторское сословие. Руководящая роль в победоносных войнах III—II вв. принадлежала сенату, направлявшему внешнюю политику и выдвигавшему из своей среды высший командный состав. Сенат в этот период был опорой нобилитета. В нем занимали господствующее положение патрицианские роды — Корнелии, Эмилии, Клавдии, Валерии, но наряду с ними выделились и плебейские роды — Ливии, Семпронии, Цецилии Метеллы. Доступ в состав патрицианско-плебейского сената, а следовательно нобилитета был затруднен из-за сопротивления нобилей, не желавших делиться с кем-либо огромными выгодами, которые стала приносить государственная деятельность.
У сената не было постоянной резиденции. Его заседания происходили то в курии Гостилия на форуме, то в каком-либо из римских храмов, всегда при закрытых дверях. Согласно установленному обычаю прения осуществлялись в порядке иерархического старшинства, а голосование — с помощью перехода из одной части помещения в другую. Чужестранные правители или послы могли вызываться в сенат для заявлений или дачи показаний, но при голосовании присутствие посторонних не допускалось.
Будучи едиными в защите своих корпоративных интересов, сенаторы порой сталкивались между собой в борьбе за высшие магистратуры и важнейшие жреческие должности. Возникали разного рода группировки — партии (от лат. pars, partis — часть). Партии вступали в жесткие конфликты, в которых одной из главных опор была масса клиентов, которые к этому времени превратились в тол-i пу прихлебателей при своих патронах. Основным средством борьбы стала политическая демагогия. Некоторые нобили объявляли себя защитниками низов и выдвигали законодательные предложения, выгодные мелким земледельцам. И именно в это время появляются анналы, в которых до небес возносятся предки Валериев, Клавдиев и других влиятельных родов. История превращается в орудие политической пропаганды.
Сенаторы и внешне отличались от других граждан. Они носили туники с широкой пурпурной каймой, которая была видна из-под тоги. Знаки отличия сенаторов были частью окружавшего их публичного почета. Ему должно было соответствовать поведение каждого сенатора, не наносящее урона достоинству (dignitas) сенаторского сословия в целом. Об этом должны были заботиться цензоры, составлявшие каждые пять лет список (album) сенаторов, из которого исключали тех, кто запятнал себя недостойным поведением. Поэтому в римском сенате, несмотря на острые конфликты между отдельными партиями, были невозможны взаимные оскорбления и драки.
Магистраты. Сенат как корпорация не обладал исполнителя ной властью, хотя ее носители — магистраты — являлись его членами. Ко II в. система магистратур окончательно сформировалась и определилась ее спецификация: высшие и низшие магистраты, плебейские магистраты, избиравшиеся по традиции эпохи сословной борьбы из плебеев, ординарные и экстраординарные магистраты.
В правовом отношении магистратура основывалась на трех принтах — годичности, коллегиальности и последующей ответственности за деятельность, Теоретически магистратура была открыта 1 ем гражданам, но практически магистратами становились представители немногих фамилий. Не разрешалось занимать несколько должностей одновременно. В 186 г. был установлен многоступенчатый порядок занятия магистратур: квестор, курульный эдил, претор, консул. К высшим ступеням допускались лишь те, кто проще п низшие. Одновременно вводился возрастной ценз для занимающих низшие должности — 27 лет и двухлетний промежуток между прохождением каждой последующей ступени. Лицо, претендующее на должность, должно было появляться перед гражданами в белоснежной тоге (символ чистоты), что было немаловажным средством агитации. Существовали и другие способы привлечения к себе внимания избирателей, но во II в. еще не доходило до серьезных злоупотреблений.
По мере расширения римских владений число магистратов увеличивалось. В 242 г. к существовавшей ранее должности городского претора (praetor urbanus) добавилась должность praetor peregrinus, ведавший отношениями между гражданами и чужеземцами. После образования провинций Сицилии и Сардинии (241 г.) прибавилось еще по одному претору для каждой из этих провинций. В 197 г. появились два претора для двух провинций на Пиренейском полуострове.
Римский народ. Официальная формула римской власти — senatus populusque romanus (сенат и римский народ). Римский народ — это все лица, входящие в состав римского гражданства, в том числе и сенаторы. Но в формуле римской власти под populus имеются в виду те граждане, которые могли выразить свою волю через народное собрание и как бы находились в одной связке с сенатом. Римские комиции (собрания) были чем-то средним между спартанской апеллой и афинской экклесией. Они утверждали или отвергали предлагаемые на их рассмотрение решения, не вступая в их обсуждение. Но это осуществлялось не с помощью крика, как в Спарте, а путем системы голосования, однако не индивидуального, а по куриям, центуриям и трибам.
Центуриатные и трибутные комиции обладали во II в. реальным политическим влиянием. Велика была роль римского народа и в области уголовных наказаний. Народное собрание, принимая апелляцию гражданина (provocatio ad populum) могло отменить Решение любого должностного лица. Казна формально принадлежала римскому народу. Международные договора заключались от его имени. Армия объявлялась «войском народа римского». Народ в эпоху республики был воплощением истории римского государства. Историк Луций Анней Флор, современник императора Адриана, написал «Римскую историю» как повествование о том, «как возник римский народ, как он вырос и, так сказать, достиг расцвета сил». История была доведена Флором до времени Августа, ибо тогда место народа занял принцепс, обладающий личной властью. Сразу же после Августа народ и формально ут4 ратил право волеизъявления: народные собрания были отменены за ненадобностью.
Роль народа в Риме несопоставима с ролью демоса в греческим демократических полисах. Римское государство имело строй особого, неведомого в греческом мире типа. Народ находился на вторых ролях, но не исключался из системы власти. Последующие поя литические движения, до которых Полибий не дожил, ставили своей целью демократизацию римского государства, но они не имели уся пеха. Лишенный возможности влияния на политику римский на-! род превращается в «избирателей», продающих голоса тому, кто больше заплатит. Так что мыслящим людям эпохи гражданских войн время Полибия могло и впрямь показаться золотым веком и эпохой демократии.
Всадническое сословие. Откупа и ростовщические операция приносили неизмеримо большие доходы, чем владение землей и ее эксплуатация с использованием рабского труда. Поэтому, скорее всего, уже во второй половине III в. появились сенаторы, вклады-, вавшие средства в торговлю и ростовщичество. Реакцией на это стало принятие в 218 г. закона, запрещавшего сенаторам и их сыновьям иметь морские корабли емкостью более трехсот амфор. Изложив содержание этого закона, Тит Ливии поясняет, что такой корабль считался достаточным для перевозки урожая с полей, «в то время как всякая спекуляция казалась недостойной для сенатора». Возможно, что тогда же был принят и специальный закон, запрещавший сенаторам заниматься откупом, или же, как считает ряд исследователей, такой запрет входил в текст закона Клавдия. Во всяком случае, ни во II, ни в I вв. неизвестен ни один сенатор, прямо или косвенно занимавшийся откупными операциями. Подобного рода предпринимательство было сосредоточено в руках римского всадничества, которое в III—II вв. формируется в особое сословие, занимающее в государстве второе после нобилитета место. В это сословие входили лица, обладавшие соответствующим имущественным цензом. Они не облачались в тунику с широкой пурпурной аймой и не обувались в сенаторские сапожки, но имели право носить золотое кольцо и занимать первые 14 рядов в театре (сенато-
ы сидели в орхестре). Откупа стали основой экономического могущества римских всадников. Поэтому в источниках слово «всадники» часто служит синонимом понятия «публиканы». Однако всадники одновременно были и крупными землевладельцами. Кроме того, что землевладение давало почет, земля была самым надежным способом вложения капитала.
Плебс. Римские граждане, не входившие в сенаторское и всадническое сословие, составляли плебс. Понятие «плебей» в раннюю эпоху римской истории и после завершения борьбы патрициев и плебеев имело разный смысл. К плебсу в римской литературе термин ordo, обычно переводимый как «сословие», применялся крайне редко, поскольку особым правовым положением и соответствующими ему внешними признаками плебс не пользовался. Но иногда в составе плебса выделялись профессиональные группы, например, эрарные трибуны, обслуживавшие казначейство. Плебс — это основная масса римского гражданства: мелкие земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы, вольноотпущенники, люди неопределенных занятий . Между ними и влиятельными гражданами возникали отношения, определяемые словом «клиентела». Клиенты составляли свиту патрона, сопровождавшую его во время посещения форума, поддерживали его престиж своей многочисленностью, а во время суда — выкриками или аплодисментами, вербовали ему сторонников во время выборов, провожали его в последний путь во время похорон. Патроны оказывали клиентам материальную помощь, приглашали на обеды, делали подарки, предоставляли возможность наживаться на откупах. В клиентские отношения к видным политикам попадали целые общины в Италии и провинциях, и это давало обеим сторонам определенные выгоды.
Государственная собственность. Собственностью, припал лежащей римскому народу (государству), были пахотные земли, леса, природные ископаемые, денежные средства. В ходе завоевании движимая и недвижимая собственность государства увеличивалась и ко II в. достигла огромных размеров. Однако для управления ею не потребовалось создания государственного аппарата, подобного тому, какой имелся в эллинистическом Египте или державе елевкидов. В Риме господствовали частнособственнические отношения, защищаемые с помощью норм гражданского и уголовного права. Вся земля, принадлежащая государству (agerpublicus), сдавалась в аренду, бесплатно передавалась или продавалась. Борьба за ager publicus проходит красной нитью через всю историю римской республики.
Государственная казна эрарий (aerarium) получила название ots aes, aeris (медь, деньги). Эрарий был хранилищем золота, серебра и драгоценностей, захваченных в войнах, полученных в виде контрибуций, чрезвычайных сборов среди римских граждан, налогов с населения римских провинций, таможенных сборов. Государственной казной распоряжались выборные должностные лица — квесторы, а распорядителем ее был сенат. Без его разрешения из эрария не мог быть взят ни один асе.
Местом эрария был храм Сатурна на форуме. Туда же вплоть до появления в начале I в. до н. э. специального здания (табулярия — от tabula — таблица) передавались на хранение тексты всех принятых законов, важные общественные акты. Таким образом, казна и государственный архив находились в одном здании, что вряд ли способствовало доступности документов. Ими пользовались очен немногие римские историки.
Римское право. Система римского права, сложившаяся в е«| окончательной форме к концу более чем тысячелетней римской истории в виде свода законов, производит впечатление огромного здания. Его части взаимосвязаны, архитектурные детали просты и совершенны. Оно и было наследием, оставленным Римом миру. История того, как это здание созидалось, дает возможность понять в особом правовом разрезе историю превращения римского полиса (civitas) в мировую державу. Главной частью римского права стало гражданское (цивильное) право. Развитие его осуществлялось двумя путями: толкованием (interpretatio) законов XII таблиц и дальнейшим законотворчеством.
Первыми толкователями законов были жрецы-понтифики (дословно: мостостроители). Мосты находились под особым покровительством богов, и их сооружение требовало соблюдения специальных правил (в частности, запрещалось употребление железа). Контроль за строительством мостов входил в круг обязанностей понтификов по осуществлению связей между общиной и богами. Благодаря этому понтифики стали главной коллегией римских жрецов, а ее глава, «понтифик величайший», сделался главой римской религии, с которой теснейшим образом было связано обычное право. Не являясь должностными лицами, понтифики стали первыми юристами, а составляемые ими записи (commentarii pontificum),
зались зародышем юридической литературы. Но к ним на про-°яжении нескольких столетий не допускался ни один посторонний чечовек. Лишь в 304 г. впервые Гней Флавий, вольноотпущенник и писарь Аппия Клавдия, похитил и обнародовал книгу об исках и исковых формулах, а затем опубликовал также и календарь при-
ственных дней (dies fasti et nefasti). Так была подорвана юридическая монополия жрецов и дан толчок светской юриспруденции.
Особую часть римского права составляло государственное (публичное) право, регулирующее положение Рима как общины и столицы сначала Италии, а затем и мировой державы. В его круг входили вопросы, связанные с общественной пользой и обязанностями выборных должностных лиц. Эпоха римской республики — это время наивысшего расцвета государственного права путем прямой законодательной деятельности народа. Законы принимались коми-циями, при этом законодательная инициатива исходила от магистрата, имевшего право действовать совместно с народом (jus сит populi agendi). Законопроект выставлялся на форуме для всеобщего ознакомления, по крайней мере, за месяц до комиции. Магистрат мог собирать сходки (contio) для разъяснения закона и агитации за него. Убедившись в том, что закон не найдет поддержки, он мог его снять, но внесение в закон каких-либо изменений или дополнений не разрешалось. В день комиции законопроект публично оглашался, после чего приступали к голосованию.
Почти вся деятельность римского гражданина в раннем Риме осуществлялась в рамках коллектива: рода (gens), семьи (familia), курии, трибы, центурии. Последующее правовое развитие шло в направлении индивида и утверждения им своих прав под солнцем. Во II в. сохраняла свои права римская civitas. Действовали коллегии, возникали сообщества типа корпораций публиканов, однако с неограниченной властью домовладыки было покончено. Римские женщины перестали быть затворницами, к возмущению таких консерваторов, как Катон Старший. В экономическом праве признаются их права как собственниц. Это явствует из закона Вокония (169 г.), ограничивавшего права наследства, которое могли получить женщины (к наследованию допускались лишь сестры).
Б результате римских завоеваний, когда Рим стал центром мировой державы, в которую были насильственно включены многие народы, выросла особая ветвь римского права — право народов (jus gentium). Оно определяло отношения между римскими гражданами и чужестранцами — перегринами, которых становилось в Риме Все больше и больше. Каждый год при вступлении в должность Praetor peregrinus объявлял правила своей юрисдикции, становивпшеся правилами правопорядка для чужестранцев. Впоследствии многие положения «права народов» перетекали в институты римского права, способствуя его интернационализации и гуманизации Вырабатывался подход, согласно которому основой права являет* ся природа человека или даже природа вообще. Такое право стали называть естественным правом. Однако в практической жизни оно не применялось.
От всего обширного законодательства II в. до нас дошли найденЯ ные еще в XVI в. бронзовые доски с записью законов о вымогательстве и аграрный закон. Содержание других законов устанавливается по сочинениям римских историков и юристов. Последние великолепно знали законы римской старины и нередко их цитировали; они также ссылались на юристов конца римской республики, чьи труды не сохранились.
Судопроизводство. Коренное изменение условий хозяйствен!
ной жизни потребовало приспособления к ней судопроизводства по гражданским и уголовным делам. Гражданский процесс был реформирован в середине* II в. законом Эбуция, перекладывавшим обязанность формулировать предмет спора с плеч сторон на плечи претора. Исходя из объяснений сторон он излагал юридическую сущность спора в виде краткой формулы, передаваемой судьям в виде особой записки (откуда название «формулярный процесс»). В формуле указывалось имя судьи, которому направлялось дело, претензии истца и поручение судье обвинить или оправдать ответчика в зависимости оттого, является ли претензия обоснованной. Например: «Октавий да будет судьей. Если окажется, что раб Стих составляет квиритскую собственность Авла Агерия, то ты, судья, Нумерия Нигидия обвини, если не окажется, — оправдай». Если предмет спора был более сложным, вводились разного рода оговорки, но в любом случае судья действовал на основании инструкции государственной власти в рамках закона. После вынесения приговора давался месячный срок для добровольного его исполнения. Если этого не происходило, назначалось взыскание. До 326 г. ответчик мог быть уведен истцом в свой дом в качестве раба. После отмены долгового рабства в пользу истца переходило имущество ответчика.
В отличие от гражданского исходной точкой уголовного процесса было преступление. Кодекса, определявшего, какие деяния являются преступными и каких наказаний они требуют, в Риме не существовало. Привлечение к судебной ответственности возлагалось на должностное лицо, которое и назначало наказание. Если были смертная казнь или штраф, превышавший некую норму, Обвиняемый мог апеллировать к народному собранию. Рост коли-ества преступлений и отсутствие законодательных установлений Потребовали создания во II в. специальных судебных комиссий, которые к концу республики почти вовсе устранят суд народных собраний. Первой из судебных комиссий была комиссия по делам взятках и вымогательствах, учрежденная законом Корнелия от 149 г. Затем появляются комиссии по делам о разбое, об отравлении, о краже государственного имущества, об оскорблении величия римского народа. Каждая комиссия состояла из 120 судей со сроком полномочий один год.
Суд был открытым. Местом его был форум. Заседания происходили от восхода до заката солнца. Открывал судебные заседания претор. Убедившись в присутствии обвинителя и защитника, он предоставлял слово первому, после чего объявлял прения сторон. Лишь потом следовал допрос свидетелей, вслед за которым начинались новые прения.
В условиях функционировавшей в Риме системы провинциального управления суд приобретал особо важное значение. Римские должностные лица не оплачивались, как в демократических Афинах эпохи Перикла. Компенсацией за волнения в ходе избирательной кампании и за соответствующие расходы на угощение избирателей было назначение на должность наместника провинции. Поскольку суд первоначально находился в руках того же сената, грабителям провинций практически ничто не угрожало. Со 149 по 144 г. было принято 17 судебных законов, то передававших судебную власть всадникам, то возвращавших ее сенату, то деливших ее между ними. Уже из этого видно, что борьба за судебную власть отличалась особенной остротой. Никого не заботило, как скажется тот или иной из судебных законов на положении провинциального населения, хотя иногда и возникали разоблачительные судебные процессы, якобы для осуждения грабителей провинций, на самом же деле — для передачи судебной власти политической партии, стоящей в оппозиции господствующему режиму.
Психология римского права. Казалось бы, строгая формализация римского права и народная психология находятся на разных полюсах сознания. Более, чем какому-либо другому, ему свойственны тенденции абстрактности и всеобщности, но одновременно оно отличалось консерватизмом, и это позволяет за правовыми институтами разглядеть индивида, обладающего стойкой национальной памятью и связанного по рукам и ногам пережитками национальной религии. Рим диктовал миру законы, пренебрегая национальными традициями народов, и именно это (делало рИм. ское право всеобщим.
Древнеримские историки, чьи произведения являются глав4 ным источником для изучения права римской общины, говори-ли о влиянии на римских законодателей законов Греции. Но сравнивая законы XII таблиц с законами Залевка. Драконта! Солона, мы находим в них, помимо общности, обусловленной общим для всех народов процессом развития частнособственнических отношений, нечто особое, неповторимое, не имеющее аналогий. Создается впечатление, что законы XII таблиц не были результатом каких-либо государственных преобразований,а имели своим источником нечто такое, что может быть названо «римским духом». Именно поэтому возникает необычайная сложность их перевода на современные языки, за которыми сто-; ит многовековая цивилизация, чуждая римлянам эпохи создания законов XII таблиц.
Уже в первой таблице законов мы сталкиваемся с понятием jus,I которое одним словом не перевести. Это религиозная формула, выражающая элемент насилия, а не справедливости (санскритское ju, латинское jugo, славянское иго).
Исходя из современной терминологии и более позднего римского значения этого слова как «право» и места осуществления этого права — суда — начальные слова первой статьи таблицы si jus vocat так и переводят — «если зовет на суд». На самом же деле исторически вернее было бы передать jus древнерусским < правеж», ибо «правеж» и «право» — однокоренные слова. Это подтверждается заключительной частью статьи, употребляющей глагол сареге в отношении истца, которому предоставляется право «хватать» обвиняемого, чтобы силой доставить его на суд.
Таким образом, право — первоначально насилие над личностью. К этой же «правежной», а не правовой сфере семантически принадлежат слова mancipium — суверенная власть отца семьи, mancipatio — приобретение собственности (практически право сильной руки), emancipatio — освобождение от власти (дословно: из-под руки).
Эти примеры показывают, что исторический подход к римскому праву должен включать этимологию его терминов, которая соя храняет подлинную, не замутненную толкованиями римских юристов и историков первоначальную суть римского права как пси-] хологию и инструмент насилия над личностью.
Насилие — это основной закон римской жизни, пронизывающий их предания (похищение сабинянок, убийство Ромулом Рема) п их брачные обычаи (жених во время брачной церемонии приподнимал косу невесты копьем). Римский автор Фест, сообщая об этом обычае, напоминает, что копье, символизировавшее соединение оружия и власти, символизирует переход жены под полную власть мужа. Копье было также символом римской собственности при ее продаже, сопровождающейся формулой «продать под копьем». Копье определяло также размеры римского государства «без границ»: куда долетало копье, там и была временная его граница, которая легко передвигалась следующим броском копья. Да и формула римской власти senatus populusque Romanus, (сенат и римский народ) также не включала территории, распространяясь на все места, заселенные римскими колонистами.
Латинский термин vir, употреблявшийся для обозначения мужчины, этимологически включает понятие военной силы. Отсюда virtus _ этимологически не доблесть и не мужество, а воинственность. Та же основа в древнерусском «вира» (штраф за убийство мужчины).
Почетное обозначение римских граждан quirites (квириты) древними толкователями возводилось к сабинскому quiris — копье.
Даже слово «защитник» (vindex: от vim dicere - утверждать силу) означало человека, не защищающего речью, а силой снимающего руку кредитора с плеча должника, силой доказывая его правоту.
Законы в обществах, которые можно назвать цивилизованными, заменили обычаи самосуда, включая и кровную месть. Децемвиры придали ряду кровавых обычаев римской старины силу законов: они отдали должника на расправу заимодавцу, разрешив раскромсать его на части, если он был должен нескольким кредиторам; застигнутый ночью на чужом поле вор мог быть убит хозяином поля. Самосуд господствовал и в семейном праве. Отец бесконтрольно распоряжался жизнью сына; пойманного нарушителя супружеской верности в V в. по закону можно было лишить жизни, а в I в., когда законодательство была уже смягчено, — подвергнуть бичеванию. Такая участь постигла историка Саллюстия, и это самоуправство не было наказано.
В правовом отношении римская община воспринималась как остров во враждебном мире. Это нашло выражение в слове hostis, соответствующее славянскому «гость», но для римлян hostis — это и гость, и принимающий его хозяин, и чужестранец, чужак, а следовательно, враг. Соответственно hospitium — не столько гостеприимство в современном смысле слова, сколько обеспечение чужаку крыши над головой и оказание ему правовой защиты. Один из законов XII таблиц предусматривает в качестве наказания высылку за пределы римского государства, которыми в те времена было правобережье Тибра; также и в последующие годы отлучение от общинного очага (лишение земли и воды) считалось для гражданина одной из суровейших мер наказания.
Читайте: |
---|