Карло Мадерно
Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения
В XVII веке в Риме творили четыре крупнейших архитектора: Мадерно, Бернини, Борромини, Райнальди.
Карло Мадерно приехал в Рим в 1580-х годах и сначала работал простым каменщиком, участвуя в строительстве водопроводов и фонтанов. Юноша проявил способности, и со временем ему стали поручать более серьезные работы: он создал правый фонтан на площади св. Петра перед строящимся собором, достраивал он также Палаццо Киджи, которое начал Джакомо делла Порта.
Главным творением Карло Мадерно является фасад собора св. Петра. В 1607—1617 годах он руководил строительством собора. Так как папа Павел V (1605—1621) пожелал, чтобы здание было более вместительным, новому архитектору пришлось придать ему базиликальный вид. Неф собора значительно удлинили, и поэтому возникло несоответствие между куполом и фасадом: если вы стоите перед входом в собор, вы не видите купол — он хорошо виден только с очень далекого расстояния.
Собор представляет собой в плане удлиненный латинский крест и может вместить сто тысяч человек, будучи самой большой церковью в мире; по кубатуре он уступает только пирамиде Хеопса; его длина — 211 м, ширина — 148 м, он занимает поверхность в 15000 кв. м, фасад имеет в длину 115 м и в высоту — 45 м, общая высота здания вместе с крестом — 143 м; внутри находятся 44 алтаря, 748 колонн и 391 статуя.
Внутренней отделкой собора руководил Лоренцо Бернини, создавший поистине сказочное великолепие, которое превышает возможности человеческого восприятия. В этой связи достойны упоминания слова Ф. Стендаля: «Если иностранец, придя в собор св. Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль, и вскоре пресыщение и страдание сделают удовольствие невозможным. Отдайтесь только на несколько минут восхищению, которое внушает вам это великое, прекрасное, хорошо содержащееся сооружение, прекраснейший храм прекраснейшей религии на свете. Взгляните на два изумительных фонтана на площади — может ли самое живое воображение представить себе что-нибудь более красивое?..
Выходя из собора, взгляните на архитектуру наружной стены, к западу, позади ризницы. После этого перейдите к чему-нибудь совершенно другому, отправляйтесь в сады Боргезе или на виллу Ланте. Если вы не станете придерживаться этого метода, вы сильно утомитесь и гораздо скорее почувствуете отвращение к восхищению. Это — единственное чувство, которого путешественник здесь может опасаться».
Фасад, законченный К. Мадерно в 1614 году, украшен гигантскими колоннами античного происхождения, между, которыми расположены пять дверей; средние из них сохранились от прежней базилики св. Петра, они отлиты из бронзы в 1445 году Над колоннами идет крупная латинская надпись, где говорится о том, что это здание построил «Павел V Боргезе, римлянин, великий понтифик».
Так как эти слова находятся как раз над центральным входом, то в Риме стали острить по поводу того, что это храм скорее Павла, чем Петра. Собор освящен в 1628 году папой Урбаном VIII (1623—1644).
Другими крупными работами Карло Мадерно являются фасад церкви Санта Сузанна (1605), Палаццо Барберини (начат в 1624 году), купол роскошной церкви Сант Андреа делла Валле (начата в 1591 году Пьетро Паоло Оливьери, фасад закончил Карло Райнальди в 1665 году). Из этих работ наиболее выдающейся является дворец Барберини; впервые в римской архитектуре перед дворцом создан курдонер — парадный двор, образованный боковыми крыльями здания. С 1626 году помощником Мадерно по строительству .этого дворца стал Бернини, которому, возможно, принадлежит центральная часть фасада.
В 1632 году во дворце построили театр на 3000 человек.
Читайте: |
---|