Истинное варварство
Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения
Античные здания оставались в пренебрежении также и в XVIII веке. В 1714 году папа Климент XI (1700—1721) организовал в Колизее мастерскую по производству селитры, для которого в огромном количестве требовались навоз и всевозможные отбросы.
Конец варварскому обращению с Колизеем положил папа Бенедикт XIV (1740—1758): по его повелению амфитеатр Флавиев объявили памятником мученичества первых христиан и на его арене водрузили черный крест.
В 1735 году построили новый фасад Латеранской базилики по проекту Алессандро Галилеи, чрезмерно тяжелый и помпезный.
В 1743—1750 годах украсилась новым затейливым барочным фасадом древняя базилика Санта Мария Маджоре по проекту Фердинандо Фуга.
Ярким художественным явлением эпохи угасающего папского Рима стало творчество Джованни Баттисты Пиранези (1720—1778). Уроженец Венеции, он навсегда обосновался в Вечном городе, где получил архитектурное образование. Однако за всю жизнь ему удалось построить только одно здание — церковь Санта Мария Авентина.
Размах строительства в Риме сократился столь резко, что Пиранези, так же как и многим другим, ничего не оставалось делать, как выражать свои архитектурные идеи в рисунке, и он стал замечательным мастером офорта. Ни одному художнику в мире никогда не удавалось так передать волшебное величие античности, строгую парадность Ренессанса и торжественное очарование барокко, как это сделал Пиранези. Так художественный гений Вечного города, не будучи в силах воплощаться в камне, высоко взметнулся в искусстве гравюры.
В конце XVIII века Церковное государство переживало полный упадок: из 2 300 000 его жителей насчитывалось 400 000 неимущих, существовавших за счет благотворительности.
Читайте: |
---|