Золотой век римской литературы: Гораций
Древний РИМ - Рассвет и закат Рима
Гораций. Несравненно, более самобытный характер имеют произведения другого поэта века Августа — Горация, замечательнейшего римского лирика и сатирика. Биография этого писателя имеет тем более значения, что ею в значительной степени объясняется характер литературной деятельности его.
Гораций родился всего пятью годами позже Вергиния (65 г. до Р. Хр.), в незначительном городке Италии (Венузии). Сын вольноотпущенника, занимавшего в обществе невысокое положение (сборщика податей), Гораций, благодаря своим дарованиям и заботам отца, получил отличное образование в римских школах; он познакомился с греческой и римской литературами, с грамматикой, риторикой и отчасти философией. Не довольствуясь этим, Гораций в юношеских летах отправился для довершения образования в Афины. Знакомый с греческим языком еще на родине, Гораций предался в Афинах серьезному изучению греческой литературы, особенно поэтической, внушившей ему, то благоговение, перед высокими созданиями греческого искусства, которое он сохранил на всю жизнь и не раз высказывал в своих произведениях. Политические смуты, которые переживал Рим в тяжелые времена переходного состояния Рима от республики к империи, оторвали Горация на время от литературных занятий. Во время борьбы триумвиров с Брутом и Кассием, защитниками республиканской свободы, Гораций, увлеченный патриотическим чувством, вместе со многими другими юношами стал в ряды республиканцев, собравшихся вокруг Брута, и служил под знаменами его в звании военного трибуна. Но после совершенного поражения республиканцев при Филиппах, вопрос о существовании республики был окончательно решен в отрицательном смысле. Брут и Кассий сами лишили себя жизни, а уцелевшие защитники республиканской свободы или передались на сторону победителя, ИЛИ же искали спасения в бегстве. К числу последних принадлежал и Гораций. В это время Гораций был еще 22-х-летним юношей. Бурные события, при которых протекла вся его юность, и в которых он принимал уже деятельное участие, не могли пройти без влияния на впечатлительную душу Горация и на его политические убеждения. Этим влиянием объясняется переход Горация без всякой почти борьбы с самим собою из республиканского лагеря в монархический. Это был со стороны Горация вполне честный переход от бесконечной анархии доживающей республики на сторону государственного порядка, утвердившегося в начале империи и созданного Октавианом Августом. Не имея перед собой никакой политической карьеры, Гораций посвятил себя всецело литературе, в которой и нашел свое истинное призвание. Знакомство с лучшим обществом того времени и особенно с литературным кружком, собравшимся вокруг Мецената, наконец, дружба с самим Меценатом — все это окончательно вывело Горация на литературное поприще. Но, вращаясь в обществе Мецената, а потом и Августа, Гораций, благодаря необыкновенному такту и чувству самоуважения, сумел сохранить свою нравственную независимость. С Августом Гораций никогда не был в особенно близких отношениях, не смотря на все расположение к нему Августа и на желание его приблизить Горация к себе. Гораций даже всячески избегал большого сближения с ним. Когда же с единовластием Августа водворилось в Риме спокойствие и внутреннее благосостоянии (в которых, по убеждению Горация, всего более нуждалось тогда государство), то он совершенно искренно считал себя вправе воспевать подвиги Августа и молить Юпитера о долговечном сохранении его для чести и славы Рима.
Первые произведения Горация были сатиры и эподы, потом уже следовали чисто лирические произведения и послания. В своих сатирах Гораций свободно и с психологическою верностью рисует картины нравов своего времени в юмористическом духе, не преследуя пороков отдельных лиц, а отмечая в шутливом тоне смешные стороны общественной жизни, ибо, по мнению Горация, шутка в большей части случаев разит сильнее и лучше, чем резкое слово. Действительно, в своих сатирах Гораций большей частью беседует с читателем остроумным, приятно-шутливым тоном, о разных уродливых явлениях общественной жизни, только мимоходом задевая своих врагов. То он передает свой разговор с чудаком, нашедшим высшую мудрость в гастрономии, то представляет юмористическую картину изучения ходячей в то время науки приобретения наследств от богатых стариков, или просто рассуждает о предметах, не имеющих в себе ничего сатирического. Как, например, о приятности уединения в своем новом сабинском поместье, подаренном ему Меценатом, в противоположность шумной жизни Рима. Самую большую и вместе с тем главную часть произведений Горация составляют оды (carmina), на которых преимущественно основана слава его. Некоторые оды Горация составляют лишь прямое подражание Сафо. Анакреону и другим греческим лирикам.
Письмами или посланиями (epistolae) заключилась литературная деятельность Горация. Письма эти двоякого рода: одна часть их представляла послания к друзьям и знакомым по частным случаям, другая же категория писем принадлежала к дидактическим произведениям и содержала в себе поучительные рассуждения о различных вопросах житейской мудрости, или же рассуждения об истории и теории литературы. Таково, например, послание к Августу, представляющее в кратком очерке историю латинской поэзии. Венец же посланий Горация составляет его послание к Пизонам, известное более под названием de arte poetica. Здесь Гораций излагает настоящую теорию поэтического искусства.
Вообще римская лирика достигла в произведениях Горация своего апогея так же, как в произведениях
Читайте: |
---|