Золотой век римской литературы: Овидий
Древний РИМ - Рассвет и закат Рима
Овидий. Публий Овидий Назон родился в 43 году до Р. Хр. и происходил из всаднического сословия. Уже с детских лет проявлял он страсть к занятиям поэзией. В юности же эта страсть была так велика, что, как бы он ни старался писать прозой, у него невольно из под пера, выходили стихи. Достигши зрелого возраста, Овидий, по желанию отца, вступил в государственную службу, в которой и прошел несколько низших должностей. Но государственная служба не соответствовала его наклонностям, и он вскоре бросил ее для литературных занятий. После этого он всецело предался поэзии. Овидий был, действительно, поэтом по природе, по призванию, по страсти. По его словам, он был исполнен такого благоговения к представителям тогдашней поэтической литературы, что каждого из них почитал божеством.
Произведения, в которых Овидий, прежде всего, нашел свое призвание и которые, по его словам, приобрели ему в целом Риме громкую известность — были любовные элегии, известные под именем «Amores». Предметом этих элегий служили по преимуществу любовные похождения самого поэта — действительные или мнимые. В своих любовных элегиях Овидий обнаружил большой стихотворный талант. При всем том, легкомысленные по своему содержанию элегии Овидия много уступают его поэтическим произведениям более зрелого периода — «Метаморфозам» и «Фастам». В «Метаморфозах» или «Превращениях» Овидий рассказывал о происхождении мира, об образовании земли и живущих на ней тварях, о всемирном потопе, истребившем нечестивый род людской, о новом племени людей, произведенном Девкалионом и Пиррой. Далее Овидий воспроизвел целый ряд поэтических сказаний о богах и людях, подвергшихся превращениям. Все эти сказания связаны между собой хронологическою нитью и оканчиваются смертью Юлия Цезаря, превратившегося, по сказанию, в звезду. «Метаморфозы» Овидия, кроме заимствования содержания мифов, представляют совершенно самобытное произведение его поэтического таланта и отличаются особым изяществом и легкостью изложения. В одно время с «Метаморфозами» Овидий стал заниматься исследованием происхождения, равно как и описанием римских праздников и религиозных обрядов, что составляете изложенное в поэтической форме содержание «Фастов»
Среди этих серьезных занятий, в жизни Овидия случился переворот, изменивший совершенно его судьбу и прервавший правильный ход развития его поэтического таланта. Это было изгнание Овидия в ссылку вследствие неожиданного распоряжения Августа. Местом этой ссылки был город Томи, лежавший на северо-западном берегу Черного моря, недалеко от Дуная. Причина этого внезапного изгнания Овидия до сих пор неизвестна и составляет предмет различных более или менее остроумных догадок. Овидий заключаете собою ряд первостепенных поэтов Августова века. Кроме этих первоклассных поэтов, век Августа изобиловал также множеством второстепенных писателей, которые имели свою долю в литературном движении своего времени.
Читайте: |
---|