Брак

РИМ сегодня - Поездка в Рим

брак

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium — брак, от лат. mater — мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения скорее всего также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. Авторы времён Римской империи считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.

Значение бракаРимский брак:

concubinatus — «сожительство» (от лат. concumbere, дословно: «вместе лежать»)

coniuges — «супружеская чета» (дословно: «идущие в одной упряжке»)

contubernium — «совместное проживание» (дословно: «соседство по палатке»)

conubium — «разрешение на брак»

manus — «рука, власть, сила»

matrimonium iustum — «законный брак»

nuptiae — «свадьба», «обряд бракосочетания» (от лат. nubere — «кутаться в покрывало»)

Если желавшие заключить брак находились во власти главы семьи (арх.-лат. pater familias), им нужно было получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Согласие детей было выражением «расположения к браку» (лат. affectio maritalis), «решения соединить жизнь» и тесно связано с почитанием друг друга как мужа и жены (лат. honor maritalis). Юридический характер браку придавала эта моральная сторона, а не формальная и не физическая. II титул XXIII книги Дигест «De ritu nuptiarum» в собрании трудов римских юристов открывается словами Модестина: «Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права», что, по мнению учёных, подходит лишь к раннеримскому браку.

В свободном браке также присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались «священными». Римские юристы конца республики уделяли большее внимание «человеческому», чем «божественному» праву, а в Институциях Юстиниана римское определение брака выглядит так: «Законный брак заключают между собой римские граждане, которые сходятся, следуя предписаниям законов».

Мотивы для вступления в брак

Родители занимались поисками подходящего жениха уже вскоре после рождения девочки. Сенека писал о том, что отцы семейства выбирали иногда неподходящих супруг, так тщательнее [родители] выбирают скот и рабов, а о всех недостатках будущей жены жених узнаёт лишь на свадьбе.

Одной из важных причин для вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Так, известны многочисленные примеры таких союзов в I веке до н. э., в которых невеста выступала залогом стабильности политических объединений. Для мужчины брак служил сохранению богатства и статуса и их передачи законным наследникам. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирование его карьеры.

Не менее важным было рождение законных наследников, которые тем самым сохраняли положение в обществе из поколения в поколение. Иногда отец жениха посылал к будущей супруге повивальную бабку, чтобы осмотреть её и узнать, способна ли она к деторождению.

Предпосылки для вступления в брак

Возраст. Девочки могли быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens — «в состоянии принимать мужчин»), мальчики в 14 лет (лат. pubes). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девочки до этого возраста отводились в дом жениха, однако обязанности жены наступали строго по закону. По мнению учёных, в действительности девушки выходили замуж в возрасте между 17—23 годами, а мужчины женились в среднем в 27 — 30 лет. Один из современников императора Траяна считал, например, рекомендованный Гесиодом возраст для вступления в брак (18 лет), по «сегодняшним меркам», довольно поздним. Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.

Родственные связи. Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью (позднее ссылкой). Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями. В течение веков условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н. э. был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами. Такой брак, заключенный в 171 году до н. э., описывает Тит Ливий. В III веке н. э. было разрешено вступать в брак также дядям и племянницам. Брак между братьями и сёстрами встречался в Римском Египте также среди простого населения, что для римлян являлось нарушением закона, но местными обычаями разрешалось.

Согласие. Для заключения брака требовалось согласие отца семьи. В ранний период Рима не требовалось согласие детей, однако позднее глава семьи не мог повлиять на решение сына. Для обручения и брака дочери, по словам Ульпиана, формально требовалось её согласие. Девушка могла не согласиться на свадьбу только в том случае, если отец выбрал для неё недостойного (например, по характеру или поведению) или «запятнанного позором» жениха. Более взрослые дети часто сами выбирали себе супругов, а с введением законов Августа дети могли обратиться к магистрату, если отец не давал разрешения на брак.

Статус. Право заключать брак (лат. conubium) имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекуну и подопечным, магистратам провинций во время исполнения должности, солдатам, римским гражданам и иноземцам, рабам.

Приданое

О приданом (лат. dos) отцы жениха и невесты обычно договаривались во время помолвки, однако соглашения могли заключаться и после брака. Оно могло состоять из имущества, денег, драгоценных металлов, дорогих тканей, прав, обязательств (например, женщина, выходившая замуж за своего должника, могла оставить ему этот долг как приданое).

Эпиграммы

Зачем я на жене богатой не женюсь?

Я выйти за жену богатую боюсь.

Всегда муж должен быть жене своей главою,

То будут завсегда равны между собою.

Марциал

Отец девушки должен был выплатить приданое в течение 3 лет после свадьбы. Муж мог использовать его во время брака: «Приданое, будучи связано с браком, служит его тяготам и общим детям…» При разводе муж был обязан выплатить всё приданое, если муж прежде умирал, жена также получала приданое обратно, так как, как писал римский юрист Помпоний, «для государства важно, чтобы приданое сохранялось для женщины, ибо крайне необходимо, чтобы женщины были с приданым ради рождения потомства и пополнения гражданства детьми». Муж не имел права распоряжаться личным состоянием женщины. «Исходное приданое», данное отцом дочери, возвращалось отцу в случае смерти дочери «вместо утешения» (лат. solacii loco), «чтобы, потеряв дочь, он не страдал ещё и от денежного убытка», приданое, данное матерью, оставалось у мужа умершей дочери как «пришлое».

Обычай выдавать дочерей и сестёр замуж без приданого большей частью не только не приветствовался, но и осуждался: «Но какой скандал — девицу выдать без приданого». В богатом городском доме власть жены объясняется, по мнению учёных, ролью её приданого: принесённые женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужа, что иногда рассматривалось мужьями как посягательство на их свободу. Так, один из героев комедии Плавта признается, что, «взяв деньги, власть он продал за приданое…»

Помолвка

Свадьбе могла предшествовать церемония помолвки (лат. sponsalia, от лат. spondere — «обещать»), на которой отцы договаривались о предстоящей свадьбе. Этот обычай соблюдался прежде всего в семьях высшего сословия и в юридическом плане являлся лишь праздником. Будущий жених вручал невесте наряду с дарами в знак верности железное кольцо (лат. anulus pronubus) без камня (в более позднее время — золотое кольцо). Кольцо носила только невеста на безымянном пальце левой руки, так как римляне полагали, что оттуда идёт вена к сердцу. Помолвка во времена империи скреплялась ещё и поцелуем. Во времена поздней республики и Римской империи праздник с приглашёнными гостями и подарками был скорее обычным делом и устраивался, чтобы упрочить уважение в обществе. Помолвка могла быть в любое время расторгнута словами: лат. conditione tua non utor — «твоим предложением не воспользуюсь».

Возрастных ограничений для помолвки не существовало. По закону Августа, от наказаний освобождались помолвленные холостяки, вследствие чего многие мужчины стали использовать это правило для уклонения от брака: устраивалась помолвка с совсем маленькими детьми. Август постановил, что помолвка считается недействительной, если свадьба не происходит через 2 года после помолвки.

Брачный договор

Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.

Брачный контракт составлялся на табличках, ни одной из которых не сохранилось. Сохранилось несколько брачных договоров (из Египта, I век н. э.), представляющих собой листы папируса, на которых указаны все украшения и одежды невесты, составлявшие её приданое.

Уклонение от брака и законы Августа

Упадок семейных добродетелей и разорительная роскошь римских дам снижали в мужчинах склонность к семейной жизни. Число холостых и бездетных среди знати и даже в среднем сословии быстро увеличивалось, а вместе с ним снижалось число детей. К концу римской республики положение настолько ухудшилось, что Август (лат. Lex Iulia) и последующие императоры пытались изменить ситуацию путём принятия законов, ограничивавших гражданские права холостых граждан (санкции в случае безбрачия могли повредить cursus honorum и политической карьере) и предоставлявших некоторые привилегии женатым гражданам, преимущественно многодетным.

Поначалу сенат не соглашался принять закон, поэтому Август зачитал речь цензора Квинта Метелла Македонского, который около века до того также пытался повысить рождаемость и говорил о женщинах как о «неизбежном зле», без которого не может существовать государство. В сенате разразились споры о женской распущенности как одной из причин нежелания вступать брак и моральном поведении самих сенаторов. Всё же закон, направленный на укрепление брака и семьи в сословиях всадников и сенаторов, был принят. Тем самым, впервые в римской истории император лишил главу семьи традиционной власти и поставил брак под защиту государства.

Законы императора Августа о браке предусматривали, что мужчина был обязан жениться между 25—60 годами, а женщины — между 20—50 годами. В случае нарушения закона они не имели права наследовать, отлучались от общественных игр и празднеств (последний пункт отменил сам Август в 12 году до н. э.).

Гражданам также вменялось иметь детей. По закону о безбрачии и бездетности не имевшие детей женщины, которым исполнилось 20 лет, наказывались штрафом, мужчины платили штраф за бездетность по достижению 25 лет. После рождения третьего ребёнка женщина больше не платила налогов с личного имущества в соответствии с законом трёх детей (лат. ius trium liberorum) и освобождалась от власти мужа.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Город Рим

Город Рим

История Рима охватывает более двенадцати веков жизни Европы - с середины VIII в. до н. э. (по пред...

Императорский бассейн

Императорский бассейн

Приехав в Рим, вы, конечно, первым делом отправитесь осматривать достопримечательности, сохранивши...

Собрания

Собрания

Цицерон говорит, что в момент составления первого триумвирата площадь народного собрания безмолвст...

Путешествие в Рим:

Сапожок на вырост или Италия летом

 Сапожок  на вырост или Италия летом

Италия одна из немногих стран, для знакомства с которой надо все-таки созреть - иначе легко запута...

Город: Рим

Город: Рим

Описание города Как известно, все дороги на свете ведут в Рим. А значит, здесь лежит центр мира...

Рим – просто город

Рим – просто город

Он был один; был просто город. А. Твардовский Его так и звали просто городом , и когда прои...

Рим - неистребима красота твоя

Рим - неистребима красота твоя

О город на семи холмах! Вовеки неистребима красота твоя! Иоганнес Роберт Бехер «Пока стоит К...

Памятник Гоголю в Риме

Памятник Гоголю в Риме

Открытием памятника в Риме в декабре 2002 г. завершился отмечавшийся в России и в Италии год 150-л...

Клубничное безумие

Клубничное безумие

Неми. От Калигулы до современности Пожалуй, в Риме праздников не меньше, чем памятников. А мож...

Древние Римляне:

Овидий, Публий Овидий Назон

Овидий, Публий Овидий Назон

ОВИДИЙ, ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. – 17 или 18 н.э

Октавия

Октавия

ОКТАВИЯ (Octavia) (64–11 до н.э.) сестра Октавиана (будущего императора Августа), вторая жена Марка Антония. После тог...

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ (Lucius Septimius Severus) (146–211), римский император, родился в Большом Лептисе (Африка) в се...

Прогулки по Риму:

Город: Рим

Город: Рим

Описание города Как известно, все дороги на свете ведут в Рим. А значит, здесь лежит центр мира и центр жизни, цент...

Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека

Музей Пиноккио, или Как из полена превратиться в человека

Луизы, Долли… В Риме мне непременно захотелось посмотреть музей Пиноккио (the Pinoccio Museum). Дело в том, что я к...

Путеводитель по Риму

Путеводитель по Риму

Обычно число туристов в Риме не превышает пяти миллионов человек в год. Однако в двухтысячном, юбилейном для всех хрис...

Дороги Рима - что вы должны о них знать

Дороги Рима - что вы должны о них знать

Все дороги ведут в Рим , - эта известная фраза, дошедшая до нас из глубины веков, сегодня имеет образное значение, но...

Советы туристам

Советы туристам

Национальные особенности Италии: Итальянцы шумны, экспрессивны и запальчивы. Совершенно незначительные мелочи могут...

Достопримечательности:

Замок Сант-Анджело Италия - Лацио – Рим Ватиканские дворцы
УСТА ИСТИНЫ Вилла Ада — крупнейший парк в Риме Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae)
Прогулки по Вечному городу Рим – это город звуков Древний город Рим – его никогда не удаётся исследовать до конца