«Великодушные» бандиты
Древний РИМ - Рим эпохи Возрождения
В XVII веке Рим жил относительно спокойно, и папам не приходилось спасаться в замке Святого Ангела ни от вражеских нашествий, ни от восставших римлян. Социальные контрасты усилились, богатство верхов и бедность низов стали более ощутимы; широкого размаха достиг бандитизм, и появились «великодушные» бандиты, которые грабили только богатых и не трогали бедных (а что с них можно было взять?!). Однако низы, в том числе и бандиты, были слишком слабы, чтобы представлять серьезную опасность для верхов.
Замечательную характеристику духа барокко как особой эпохи дал Муратов:
«Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь. Они не менее живописны, чем его архитектура. Важность прелатов того времени была достойна важности дворцов... Пышность их этикета не уступала декоративному убранству церквей в духе Бернини. XVII век был веком громоздкой и цветистой учености, и что-то из этой учености есть в сооружениях Карло Мадерно и Доменико Фонтана. И он был в то же время веком странных затей и причуд, и недаром Борромини был сыном этого века. Религиозный пафос и страсть к обилию украшений сочетались как в искусстве, так и в жизни барокко. Повсюду наплыв преувеличенных эмоций, опрокидывающих всякое спокойствие и нарушающих всякое равновесие. Повсюду слишком пышное воображение, одинаково волнующее архитектурные линии и человеческие биографии. Свет и тени прихотливо дробятся на кривых поверхностях церковных фасадов и в разнообразии судеб и характеров. Диссонансы искусства повторяются в жизни. XVII век создал церковную музыку и итальянскую комедию. Хохот комедии смешался в нем с песнопениями Палестрины. Ирония выступила сквозь его велеречивое благочестие и торжественную обрядность.
Читайте: |
---|