Главная - Прогулки по Риму - Между Римом и небом



Между Римом и небом

РИМ сегодня - Прогулки по Риму

между римом и небом

Отправляйтесь из Рима по виа Тускулана. Миновав Фраскати, держитесь направления... вверх. То есть к небу. Когда старый парк расступится и на фоне неба кроме дворца не останется ничего, считайте, приехали: вершина Тускуланского холма достигнута. Паркуйтесь. Входите во дворец. Идите быстро вперед, насквозь, не отвлекаясь ни на замечательные архитектурные подробности, ни на роскошные художественные детали. А на балконе поймете почему. Рим! Он внизу. Где блещет купол Святою Петра. И нет над вами другой реальности, кроме небесной. Над вами и над Римом.

Распахнутые небеса

Вопль восторга. Сколько их, включая свой собственный, уже выслушал господин Рампф? Он знает: вопль восторга, как вариант крика души, не нуждается в переводе. Он знает: в данном случае душа кричит оттого, что беспредельно изумлена, и ей хорошо, и такого хорошо она не ожидала. Господин Рампф знает, сколько нужно выждать, чтобы восторг утих настолько, чтобы можно было рассказать. А рассказать есть о чем. Итак, Villa Grazioli* охраняется государством. Это памятник культуры. Четыре века культуры. Но это не музей, а отель, вернее, отель-музей, где, кстати, можно поселиться. А господин Рампф - директор. Так все-таки директор музея или отеля? Он директор музея, в стенах которого можно пожить с комфортом класса люкс. Он и директор отеля, где музейные сокровища живут бок о бок с гостями. Где повседневные бытовые ритуалы освящаются категориями пространства и времени. Где осязаема бесконечность. Где...

В Риме - а мы всего в пятнадцати минутах от Рима - и в его окрестностях нет отелей, подобных вилле Грациоли, - ни по возрасту, ни по культурной ценности , — изысканно констатирует господин Рампф. И вслед за этим показывает, как распахиваются небеса.

Не пугайтесь. Они действительно распахиваются в Stanza del Pergolato, гостиной с выходом на балкон. И запрокинувшему голову действительно открываются необъятные небеса. А фреска на потолке позволяет заглянуть за небесные пределы. Поверьте, разглядывать там есть что. Там мечутся ласточки. Там пухлые ангелы резвятся в облаках. Там снуют потрясающие радужнокры-лые существа.

И если заскучаете во время концерта классической музыки - а их устраивают именно в этой гостиной, под сенью распахнутых небес, — чем заняться найдется: вверху небесная толща, открытая до седьмого неба. Внизу - перспектива бескрайнего Рима. И купол собора Святого Петра.

ВЕК XVI: небесный покой

Наш любимый сын Антонио Карафа, кардинал-диакон, построил виллу на Тускуланском холме, дабы восстанавливать силы, постоянно расходуемые во благо Церкви. Не в поисках праздных утех, но ради обретения небесного покоя воздвиг он эту часовню Иоанна Крестителя . Подписано: Папа Григорий XIII . Датировано 1580 годом. Кардинал Карафа, закладывая часовню, не догадывался, что грядущие века ее разрушат. Но высеченные в алтаре слова папского посвящения переживут века и будут благословлять и настраивать на возвышенный лад путешественников аж XXI века. Высеченное в мраморе послание из XVI века можно прочитать у стойки reception отеля. Получив ключ, расписавшись, набрав кипу проспектов о тавернах Фраскати и окрестных гольф-полях, о маршрутах такси и множестве способов добраться до Рима, прихватив буклет с комментариями к меню легендарного гостиничного ресторана, листаю один из них и натыкаюсь вновь на перевод с латинского: ради обретения небесного покоя . Именно так Именно небесного покоя не хватает современному гражданину мира. Наконец обрести поистине небесный покой в вечном городе, в Риме, в никогда не спящей столице мира.

Гость уже прошелся по парку (пусть по короткому пути — от парковки к парадному крыльцу). Уже надышался свежестью пиний. Уже очаровался цветами и пальмами. Уже пленился куполом Святого Петра. Гость потрясен. Гость настроился на возвышенный лад.

Ну, и где же алтарь? Ах, в нише, справа от конторки портье...

Век XXI. Возвышенное и земное. Два в одном. Очень современно. А вот двери и ставни просьба руками не трогать. Они, пусть облупленные, но подлинные и драгоценные - XVI век!

BEК XVII: Чампелли, Карраччи и другие

Карраччи или не Карраччи? Чампелли или все еще не Чампелли? Бродят по гостинице дамы и господа с запрокинутыми головами. Они постигают. Они смотрят во все глаза. На то самое изобразительное искусство XVII века, которое в XVIII веке сопроводил похвалой путешествующий маркиз де Сад: Эта вилла мне показалась самой элегантной во Фраскати. Здесь можно любоваться фресками и различными арабесками. Благодаря игре света и теней они выглядят так правдоподобно, что хочется их потрогать . Потрогать хочется всем. Но как? Гости ведут тихие и благопристойные беседы и сами себе нравятся.

Чампелли! В Stanza della Virtu - салоне Добродетели. Именно на его потолке художник Агостино Чампелли (1565—1630) воспел в присущем времени аллегорическом жанре неисчислимые достоинства заказчика - кардинала Аквавивы. Тут и Пегас — символ общественного признания. И две импозантные дамы, восседающие на одном троне . Одна — с рогом изобилия — прославляет хозяйское великодушие. Другая — благородную сдержанность. Аллегорий хозяйских достоинств столько, что голова закружится разглядывать.

А вот это точно Карраччи! Так хочется всем. Но сам ли это Аннибале Карраччи (1560—1609) или его ученик - вот в чем вопрос. Пусть ученые к единому мнению так еще и не пришли, но по потолку Stanza di Eliseo несется, как живой, Илья Пророк в колеснице с горящими колесами. Так пусть будет Карраччи!

ВЕК XVIII: галерея Паннини

Синьора Европа - аристократка — держит в руках корону, в подтверждение своего благородного происхождения, и в одеждах ее прячутся кисти и книги, ибо эта благородная дама качала колыбель наук и искусств. Синьора Азия несет нам чашу с курящимися благовониями, и за нею бредет верблюд. Синьора Африка - темнокожая красавица с лицом королевы Сабы. Америка! Одна из первых аллегорий континента, открытого всего два века назад. Не успели открыть, как в искусство пришел диксиленд: красотка изображена в индейском оперении из бело-красно-синих, то есть патриотических, перьев. А где же Австралия? Ее нет. Джованни Паоло Паннини (1691—1765), яркий представитель римской школы архитектурного пейзажа, как сын своего времени, о существовании Австралии ничего не знал, ведь ее еще не открыли , — объясняет господин Рампф. Но, поверьте, и без Австралии здесь есть на что посмотреть. Лоджия длиной всего 18,8 м выглядит огромным пространством - за счет оптических живописных эффектов (например, нарисованных ниш), удлиняющих, расширяющих, множащих пространство. А может, из-за множества живописных перспектив и сюжетов, богатых подробностями? Их можно разглядывать бесконечно: и четыре времени года (розовый купидон со снежком в руке - абсолютная редкость!) И аллегории времени: ночь (спящий ребенок), день, месяц, год. И аллегории космоса: Солнце, Луна, звезды. И четыре элемента Вселенной (огонь, вода, земля, воздух). Не считая ваз с цветами, корзин с фруктами, птичек, раковин, летучих мышей, сфинксов, детей и купидонов, рогов изобилия и курящихся курильниц с благовониями. Мало этого - в прилегающих к лоджии миниатюрных залах (Stanze della Creazione) Паннини сотворяет уже все сотворенное в Великие Дни творения: и Землю, и Солнце, и звезды, и зверей. И человека - обнародованным еще в Сикстинской капелле способом.

ВЕК XX: варварство и надежда

О XIX веке надо упомянуть только потому, что это палаццо в 1870 году перешло во владение семейства Грациоли. И становится известным как вилла Грациоли. Отсюда и название самого отеля. Хотя в XX веке хозяин сменился.

В 1944 году фельдмаршал Кессельринг приговорил виллу Грациоли к высшей мере, превратив в свой штаб. Авиация союзников, не бомбившая Рим, открытый город, отводила душу на его предместьях. Почему уцелела вилла Грациоли? Это было чудо. Или же приравненная к чуду ошибка.

Синьор Рампф ведет в Stanza del Pergolato — помните, ту самую гостиную с балконом на Рим, — откуда и начинаются всеобщие восторги. Этот смежный с балконной зал маэстро Чампелли посвятил ночи. Она действительно черна как ночь. Как аспид. Как черный квадрат. Но аллегории ночи, принадлежащей кисти Чампелли нет. Она смыта. И это тоже аллегория.

Во время войны здесь проживали те, кого бомбежка лишила крова. Здесь они готовили еду, стирали и сушили белье, драгоценным наборным паркетом топили буржуйки... Разоренное здание долго стояло заброшенным. Крыша провалилась. И дожди смыли фрески , — господин Рампф — бесстрастный комментатор. Кромешная ночь на месте фресок Чампелли говорит сама за себя.

А вот победители ночи: синьор и синьора Черибелли. Карло Черибелли, владелец строительного бизнеса и финансист, вложил в дело спасения виллы 15 миллионов марок (это примерно 8 миллионов евро). И недавно старая вилла превратилась в отель - самый юный в семействе Relais - Chateaux. Думаю, у этих владельцев дойдут руки и до фресок Когда-нибудь ночь перестанет быть кромешной тьмой.

ВЕК XXI: свадьба

Андреа Бочелли. Всемирно известный слепой певец. Небесный голос. Он пел здесь. Всем казалось: он видит! Видит то, что не видим мы, особым внутренним зрением посвященного, соединяющим века.

Сюда приезжают на праздничный ужин. Хозяева виллы Грациоли всегда славились хлебосольством - и кардинал Аквавива, и семейство Монтальто, и кардинал Карафа, и семейство Одескальчи. Маурицио Морбиделли, шеф ресторана Villa Grazioli, угощает от имени каждого из былых владельцев и по поручению каждого из них. От кардинала Аквавива - нежнейшие цветы цуккини, жареные и хрустящие, и рыбные равиоли (со спиголой) под помидорной шубой. Семейство Монтальто угощает ягнятиной, запеченной с артишоками и мятой. Семейство Одескальчи преподносит лазанью с белым грибами под соусом из пармезана. А кардинал Карафа потчует настолько простым ризотто со спаржей и трюфелями, что оно становится незабываемым. Вино на столах - дар Фраскати. А вот женьшеневое мороженое - это уже изобретение нынешнего повара.

Пока мы сидим в ресторане, хозяйка, синьора Черибелли, срезает цветы. Вносит в гостиную и складывает их охапками под фресками. А потом охапки превращает в изысканные букеты. Ведь завтра свадьба!

Свадьбу будут праздновать на вилле Грациоли. Над собором Святого Петра. Между Римом и небом. Чтобы брак свершился на небесах.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Путешествия

Путешествия

Небольшие путешествия на суше совершали пешком или на носилках, крытых балдахином, которые несли р...

Калигула - палач или жертва?

Калигула - палач или жертва?

Об экстравагантности, эксцентричности, жестоком деспотизме третьего римского императора ходят леге...

Кабаки

Кабаки

Лавочки, в которых продают вареную пищу, назывались popinae. Здесь готовили пищу для простонародья...

Путешествие в Рим:

Римский след в нашей жизни

Римский след в нашей жизни

Современная жизнь сложна и многообразна. Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поко...

ПУТЕШЕСТВИЕ ТИРИДАТА В РИМ

ПУТЕШЕСТВИЕ ТИРИДАТА В РИМ

Армения была богатой и многолюдной страной. Обильные урожаи давали её поля и виноградники, на торн...

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

Когда холодно, тоскливо и одиноко, спасение от грусти – под куполом Собора Святого Петра. Величест...

Визитная карточка Рима

Визитная карточка Рима

Рим — столица Республики Италия c 1871 года, административный центр области Лацио и Римской провин...

Центр нового города

Центр нового города

В центре нового города довольно много разбросанных по его территории разного рода объектов туристи...

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

Ничто не ушло, не оставив глубокого следа, морщинки на челе мудрого Рима. Античные колонны прогляд...

Древние Римляне:

Лукреций, Тит Лукреций Кар

Лукреций, Тит Лукреций Кар

ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 99 – ок. 55 до н.э

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ(Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. – после 170 н

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ (Lucius Septimius Severus) (146–211), римский император, родился в Большом Лептисе (Африка) в се...

Прогулки по Риму:

Потеряли или потерялись в Риме?

Потеряли или потерялись в Риме?

Красотой любуйся, но голову не теряй! Рим - прекрасный город с живописными озёрами, замками, милыми церквушками и о...

Рим - неистребима красота твоя

Рим - неистребима красота твоя

О город на семи холмах! Вовеки неистребима красота твоя! Иоганнес Роберт Бехер «Пока стоит Колизей - стоит Рим, ...

Рим. Достопримечательности Рима

Рим. Достопримечательности Рима

Рим — столица итальянского государства и области Лацио. Этот город, один из самых больших в Италии, постоянно посещ...

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

За долгую историю существования Рима вокруг него не раз возводились стены. Уже самые ранние поселения огораживались и ...

Парковое безумие

Парковое безумие

Сад, уютно расположившийся возле городка Бомарцо по пути в Рим, действительно не похож на обычные парки. У него не был...

Достопримечательности:

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА Колизей Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae)
Военная тайна Папы Римского Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города? Вилла Боргезе (итал. Villa Borghese)
РимаЭсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus) СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА Рим - о курорте