Posted: 27 Ноября, 2014
Город вне времени
Рим. У него нет начала и нет конца. Не потому ли так часто здесь стоят уличные часы? Вечный город, Священный город, Город на семи холмах, Врата апостолов, Столица мира и просто Город с большой буквы – все эти громкие названия принадлежат ему. Перед ним и тысячелетний Париж – сравнительно молодой город. На протяжении своего 3000-летнего существования он не только накопил бесценные культурные сокровища и богатую историю, но и создал независимое государство на своей территории – Ватикан. Рим привлекает туристов уже много столетий и до сих пор остается одним из самых прекрасных и романтичных городов мира.
Попав в Рим впервые, кажется, что уже давно знаком с этим городом – частично по фотографиям, по репродукциям произведений великих художников и скульпторов Ренессанса, частично благодаря не менее великим режиссерам. Не секрет, что улицы Рима нередко превращаются в съемочную площадку, и самый знаменитый фильм – «La Dolce Vita» Феллини – был создан на пике итальянского экономического чуда в 1959 году. Двери уютных маленьких кафе, в которых снимались сцены фильма, до сих пор открыты для посетителей. Купание шведской красавицы Аниты Экберг в паре с великолепным Марчелло Мастроянни в фонтане Треви сделало последний главным местом притяжения туристов со всего мира. Со съемкой этой сцены связан забавный случай: действие происходило в марте, когда ночи в Риме довольно холодны. Анита без проблем несколько часов простояла в ледяной воде фонтана, а вот ловеласу Марчелло удалось закончить сцену, только прибегнув к горячительным напиткам. Но привлекает не этот курьезный факт, а великолепие и величие фонтана и конечно же романтика. Стоит вспомнить и знаменитую картину «Римские каникулы» с Одри Хепберн и Грегори Пеком. Специально для туристов городскими властями организована экскурсия по тем местам, на фоне которых развивалась «лав стори» героев. Подобрали даже девушку-гида – вылитую Одри Хепберн, с наивной челочкой на лбу и задорным «конским хвостом» на затылке, в платьице по моде пятидесятых годов, с узкой талией и длинной пышной юбкой, в туфлях на шпильках.
Рим может быть разным. Элегантным, ослепительно современным или даже смешным – как на площади перед знаменитым фонтаном, гигантским, несколько даже нелепым в своей странной, почти китчевой чрезмерности, хотя и в нем таится странная – забавная, языческая, балаганная и вместе грозно-утонченная – красота.
Одним из самых интересных явлений сознания древних римлян можно назвать так называемый «Римcкий миф». Это не просто рассказ из жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию Римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами было предназначено стать первым городом мира и править народами. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественную избранность своего государства. Современный же римлянин обладает особенным характером: добродушный и слегка циничный, он любит повеселиться и немного прихвастнуть, нарочитая вульгарность сочетается с благородством, а беззаботность с вежливостью, особенно перед прекрасным полом. В этом городе только стоит на секунду задуматься, и ты растворяешься в неторопливой толпе, текущей по улицам центра. Она многолика и многоцветна, и временами возникает иллюзия, что это какой-то вечный праздник, потому что все как-то особенно воодушевлены. Знаменитые города мира тем, прежде всего, и знамениты, что у любого человека, независимо от того, бывал он там или нет, есть свой собственный образ Города, складывающийся, как мозаичный узор, из запомнившихся отрывков, кусочков, пусть случайных и поверхностных, но зато для каждого по-своему ярких и незабываемых. Чтобы оживить эту мозаику в памяти, достаточно бывает всего лишь произнести мысленно название города. Произносишь, например, слово «Рим» – и... ну конечно, Колизей, Ватикан, фонтан Треви и прочие достопримечательности Вечного города стоят перед глазами.
И действительно, Рим настолько плотно «напичкан» древностями, что их не нужно искать – они встречаются буквально на каждом шагу. Причем местные жители относятся к этому как к чему-то само собой разумеющемуся, что можно легко понять: проезжая каждый день мимо Колизея, перестаешь его воспринимать как что-то особенное, и останки строений могущественной империи становятся обычными городскими ориентирами. На самом деле, только незначительная часть древних дворцов и храмов была раскопана, а отреставрирована и вовсе малая толика античных сокровищ. Современный Рим в прямом смысле слова стоит на нескольких слоях древнего города. Это одна из причин, по которой в итальянской столице так слабо развита система метрополитена. Линий всего две, а значительная часть путей проходит над землей. Одна из самых впечатляющих смотровых площадок в Риме – Капитолий. Именно здесь на высокой колонне стоит та самая Капитолийская волчица, выкормившая легендарных основателей Рима – Ромула и Рема. Здесь же, на площади, построили грандиозный собор Святого Петра, который является самым большим христианским храмом в мире. Над его внутренним убранством работали величайшие мастера Возрождения, а с его купола открывается захватывающее зрелище – вид на Соборную площадь. Нельзя пропустить и Ватикан. На его маленькой площади сосредоточилось такое количество ценностей, что полученных впечатлений хватит надолго. Музей Ватикана представляет собой целый комплекс, с множеством залов и комнат, переходящих друг в друга. Здесь можно увидеть творения античных скульпторов, гениев Возрождения и современных художников. Найти музей довольно просто, достаточно следовать указателям «Сикстинская капелла». И конечно же – Колизей, без которого Рим невозможно даже представить. Его открытие было ознаменовано играми, продолжавшимися сто дней и стоившими жизни многим сотням гладиаторов и пяти тысячам диких зверей. Очень долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ.
Выражение «Доверяй, но проверяй» для Рима как никогда актуально. Здесь ежедневно сотни правдолюбцев прикладывают свои ладошки к так называемым «Устам правды» — древнегреческой мраморной маске, которая украшает одну из стен древней базилики. Легенда гласит, что тот, кто в те уста положит свою ладонь, врать не должен, а то уста ее откусят. Рассказывают, один римлянин приладил ее здесь еще в незапамятные времена, потому как имелись у него серьезные сомнения относительно верности своей жены. Но супруга, однако, испытание с честью выдержала и руки не лишилась. В этом городе легко заблудиться, особенно если полностью положиться на свою интуицию. Плутая по маленьким, не тронутым туристической суетой улочкам, можно наткнуться на очень живописные уголки и наблюдать сцены повседневной жизни города. Чаще всего на языке жестов, а им итальянцы владеют в совершенстве. На улицах Рима приходишь к мысли, что hands free для мобильного телефона придумал итальянец. Движение на дорогах Рима тоже заслуживает особого внимания. Национальный темперамент ярко отражается на стиле вождения автомобилей и общественного транспорта – беспрерывные клаксоны, бурная жестикуляция и сочные выражения являются непременными спутниками на дорогах.
Рим – это история всей европейской цивилизации, оживающая на глазах. Это страна, в которой время легко меняет свое направление и где далекое прошлое и настоящее движутся рядом, сливаясь воедино.
Рим – это самый романтичный город. Многие пары специально приезжают сюда, чтобы связать себя вечными узами брака. А его аура влечет обратно каждого, кто хоть раз побывал в Вечном городе.
Рим – это трудноуловимое очарование, которое принадлежит только ему одному. Испытавшие силу его чар понимают друг друга с полуслова. Для других это загадка. Но это так.