Основателей Рима воспитала волчица
Когда смотришь на изображение Капитолийской волчицы, невольно возникают разные чувства – эта необычная скульптура, показывающая, как волчица вскармливает своим молоком двух малышей, заставляет задуматься о том, а было ли это правдой? Что хотел сказать нам скульптор, ваяющий свое творение? И почему эти дети не спят на груди у матери, а нашли свою родительницу в дикой волчице?
Волчица напряжена – кажется, она следит за всеми, кто осмелился посмотреть на ее приемышей. Она, как истинная мать, готова отдать единственное, что у нее есть для человеческого дитя – свое молоко.
Кстати, на разных изображениях волчица выглядит немного по-разному – иногда она смотрит на младенцев, на других же изображениях смотрит вперёд.
Со времен античной эпохи скульптура хранится в Риме. Считается, что ее нашли в земле на северо-западном склоне холма Палатин в Риме и поместили в Латеранский дворец в начале IX века н.э. Современные историки до сих пор расходятся во мнении о ее происхождении: одни считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие — архаической греческой работой, некоторые — средневековой работой.
Изображение выполнено практически в натуральную величину. А вскармливает волчица не просто человеческих детенышей, а двух братьев - Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. Историки считают, что статуя была перенесена в Рим в знак слияния римлян с сабинами и этрусками, тотемным животным которых как раз считался волк.
Первое упоминание о Капитолийской волчице появилось в Естественной истории Плиния. Он говорил,что скульптура находилась на Римском форуме, главной площади в центре Древнего Рима. Это было очень важное место в центре города – если первоначально на площади располагался рынок, позже она превратилась в место народных собраний и заседаний Сената, став таким образом политической ареной Рима и центром всей общественной жизни города. Возле символической фигуры совершалось правосудие.
Великий Цицерон писал, что однажды Капитолийскую волчицу даже поразила молния. Кстати, у знаменитой скульптуры как раз повреждена лапа. Этот момент тоже воздействовал на историков, пытающихся вычислить истинный возраст скульптуры. Если вернуться к создателям волчицы,есть предположения, что автором скульптуры стал этрусский мастер Вулка из Вейи около 470 года до н. э. Кроме этого, документально зафиксировано было авторство скульптур младенцев Ромула и Рема. Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в XV веке. Они были и раньше, очевидно, они просто были выполнены в другой манере. Но совершенно точно, что в конце 15 века скульптура была такой, как мы видим ее сейчас. Ведь Капитолийскую волчицу с мальчиками можно было увидеть и на деревянной гравюре, прилагающейся к изданию популярного в Средние века сборника Чудеса града Римского в 1499 году.
С 9 века скульптура располагалась в Латеранском дворце, а суды и казни у Волчицы упоминаются вплоть до 15 века.
Кто же такие эти близнецы, сосущие мать-волчицу?
История основателей Рима похожа на сказку. По преданию, братья Ромул и Рем были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Их мать была дочерью законного царя Нумитора. Но брат правителя захотел сместить Нумитора, решив искоренить всю семью царя: его сын пропал вовремя охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия.
На четвёртый год служения в священной роще Реи Сильвии явился бог Марс, от которого она и родила двух близнецов. Разгневанный Амулий заключил женщину под стражу, а новорожденных приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Однако будущим правителям судьба уготовила другую участь. Корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма,где их нашла волчица. Животное пожалело человеческих детей и вскормила их. Тен ьдетям давала смоковница (вместе с волчицей она стала потом символом Рима), а дятел и чибис заботились о младенцах. С тех самых давних пор ничто так не взывает к патриотическим чувствам жителей Рима, как образ волчицы и двух братьев.
Когда малыши подросли, их нашел царский пастух. Его жена недавно потеряла ребенка, поэтому она приняла детишек как своих родных. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись домой, убили Амулия и восстановили на трон своего деда Нумитора.
Через четыре года братья отправились к Тибру, чтобы найти место для основания новой колонии. Согласно легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, а Ромул настаивал, что основать город нужно на Палатинском холме. Между братьями разгорелась бурная ссора, и Ромул убил своего брата, вскоре, впрочем, сильно раскаявшись в убийстве. Он основал город, назвав его своим именем (лат. Roma) и стал его царем.
В первые годы своего правления Ромул хотел увеличить население нового города. Поэтому он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми жителями Рима. Из-за этого в город стали стремиться беглые рабы, изгнанники, искатели приключений и прочий сброд. В городе катастрофически не хватало женщин, потому что соседние народы считали постыдным связываться с этой толпой бродяг, населявшей Рим. Тогда Ромул придумал уловку. Он организовал веселый праздник с песнями, плясками, играми и борьбой. На торжество съехались соседи римлян и сабиняне. В момент, когда зрители наиболее были погружены в ход игры, по условному знаку толпа римлян с мечами и копьями набросилась на людей и начала дерзко похищать женщин – кто сколько мог. После этого поступка против Рима восстали его соседи, но воины Ромула отразили нападение и выдержали натиск.
Военная слава правителя Рима вскоре привлекла в город новых поселенцев — этрусков. Они заняли Эсквилинский холм. Сабиняне тем временем под руководством своего правителя Тация пошли походом на Рим и почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя вышли сабинянки. Женщины держали на руках малышей, они умоляли с одной стороны, своих отцов и братьев, ас другой — мужей прекратить битву. Только тогда сабиняне и римляне заключили мир и стали жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийскийи соседний с ним Квиринальский холм. Шесть лет Таций и Ромул правили вместе. После смерти Тация Ромул стал царём объединённых народов.
Смерть правителя Рима Ромула в римской мифологии описывается как нечто сверхъестественное. На самом деле, вероятней всего, он был просто убит.
Кстати, судьба братьев Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Тема близнецов часто встречается в мифологии средиземноморья. О том, что звери воспитывали человеческих детей, мы тоже слышали не раз. Такие случаи описываются и в мифологии, и в религии и литературе. Например, персидский царь Кир Старший тоже был воспитан волчицей.История же братьев-основателей Рима можно классифицировать как близнечный миф ,который был распространен среди народов практически всех стран.
Казалось, о легендарном памятнике Капитолийской волчицы известно уже всё, а нашему поколению остается только любоваться ею в Капитолийском музее Рима. Однако ученые нашего времени навели смуту вокруг знаменитой скульптуры. В 2006 году специалист по металлургии, Анна Мария Карруба, занимающаяся реставрацией Капитолийской волчицы, сделала свои выводы по поводу возраста скульптуры.
Она посчитала, что скульптуру не могли сделать раньше 8-10 веков. Ее аргумент звучал убедительно: в античности еще не умели отливать большие статуи целиком. Древние римляне, как и этруски, такой техники не знали,она появилась гораздо позже, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, таких как колокола.
Анализ,проведенный современными учеными, показал – скульптура не древнее XIII века. Впрочем, вряд ли каким-то образом это открытие скажется на оценке художественной ценности волчицы, и тем более ее значения для Рима. Сегодня скульптура Капитолийской волчицы является одним из артефактов этрусской культуры. Например, критика взглядов на историю этрусков и искусства этой народности приведена в 15 главе труда Империя . Там авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу,не могло появиться ранее XV века: Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них .
По поводу ее изображения тоже часто возникают вопросы. Например, в самой скульптурной группе близнецы сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны тела волчицы. На эмблеме же XVII Олимпийских игр в Риме они изображены уже по-другому - у первого и четвёртого сосца.
Кстати, большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини. После провозглашения себя отцом Нового Рима , он рассылал ее копии во многие страны. Ее копии установлены в США, Испании, Бразилии, Македонии, Румынии, Таджикистане, Швеции и других странах.
Капитолийская волчица является символом футбольного клуба Рома . Также ее изображение в Италии использовалось при создании символики Римской Олимпиады 1960 года.
Сегодня Капитолийская волчица ассоциируется у многих не только с Римом. Ее знают и любят во всем мире. Изображение волчицы,вскормившей двух братьев, до сих пор вызывает самые теплые и патриотические чувства не только у жителей Рима, города, который, по легенде, и основали братья,но и всех итальянцев.
Читайте: |
---|