Женщины и Ватикан
Библия пронизана недоверием к женским уловкам,
поэтому удивительно, что в историю Ватикана
вписаны имена нескольких женщин.
Когда в 2004 г. Ватикан опубликовал «Послание епископам Католической церкви о сотрудничестве мужчин и женщин в церкви и в мире», он отправил на небо коллективное свидетельство о движении за права женщин. В документе подчеркивалось, что материнство – это «ключевой момент женского естества». Подвергались критике «летальные последствия» феминизма, подрывающего традиционную семью с двумя родителями и «поистине уравнивающего гомосексуальность и гетеросексуальность».
Вопрос: кто автор столь противоречивых высказываний? Не кто иной, как кардинал Йозеф Ратцингер, в 2005 г. ставший преемником Иоанна Павла II как Папа Бенедикт XVI.
Учитывая почти маргинальное место женщин в Церкви, не стоит удивляться, что о немногих из них, оставивших свой след в истории Ватикана, сложены легенды. Часто дурная их слава порождена тем самым «женским коварством», которого так боится Церковь. Например, множество любовниц и проституток, ублажавших Папу Александра VI; или донна Олимпия Майдальчини-Памфили, которая использовала свое влияние как свояченица Папы Иннокентия X в личных интересах (ее сын стал кардиналом), а потом в 1655 г. покинула престарелого Папу на смертном одре и отказалась оплатить его похороны.
Дочери Христа
Не все женские имена, внесенные в книги Ватикана, напоминают об агрессии. На самом деле многие славятся проявлением особой духовности и благочестия, превосходя в этом даже иных пап. Примером тому графиня Матильда Тосканская. Поддержав в XI в. Папу Григория VII, решительно порвавшего с главой Священной Римской империи, она стала первой женщиной, которую похоронили в Ватикане. Или Екатерина Сиенская, которая в 1377 г. совершила то, на что не был способен ни один образованный государственный деятель, — заставила Григория XI вернуть папство из Авиньона в Рим. До конца своих дней она пребывала при дворе Папы Урбана VI.
А королева Кристина Шведская в 1654 г. отреклась от престола, чтобы открыто исповедовать католицизм. Она взяла новое имя (Мария Кристина Александра) и переехала в Рим. Здесь она стала центром общества благодаря своему богатству и славе (но ее отказ принимать многие не столь публичные аспекты религии гневил Папу Александра VII). После ее смерти принадлежавшая ей богатая библиотека досталась папству, а она получила редкую привилегию упокоиться в крипте собора Св. Петра.
И все же, пожалуй, только одна женщина стала легендой благодаря и своему благочестию, и своей сексуальности, и на самом деле она вовсе не женщина. В скульптуре «Экстаз св. Терезы» (1652), хранящейся в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме, Бернини запечатлел эйфорию оргазма. Сюжет заимствован из жития монахини, описавшей свою встречу с дивным ангелом с длинным огненным копьем, который «являлся мне и не раз вонзал копье в сердце мое и пронзил мое лоно». Никогда прежде святость и греховность не уживались столь мирно.
Они не смеют назвать ее имя
Не многие исторические личности так сотрясли оковы Церкви, как легендарная Папесса Иоанна — женщина-понтифик, ныне всеми признанный персонаж фольклора. Тем не менее, дух ее по сей день является папству.
Существует множество версий этой истории. Самая популярная описана в XIII в. капелланом Ватикана Мартином Троппау. Он утверждает, что на самом деле Иоанна была английской леди, которая переоделась в мужское платье и назвалась Иоанном из Майнца. Она посетила Афины, где все ученые дивились ее беспримерным академическим знаниям. Потом Иоанна отправилась в Рим, где преподавала естественные науки. Она привлекла такое внимание, что, наконец, в 855 г. была избрана Папой, но впоследствии оказалась беременна от одного из своих служителей. Тайна раскрылась, когда у нее неожиданно начались роды во время торжественного шествия по городу. Иоанна почти сразу умерла, хотя неясно, была ли то смерть вследствие родов или от побивания камнями. Источник легенды тоже неясен: одни говорят, что ее породило циничное мнение о женственном поведении Папы Иоанна VIII, щадившего вторгшихся в IX в. сарацин, другие — что памятник безымянной женщине на улочке близ Колизея.
Во всяком случае, верующие по сей день приходят к памятнику. Папские шествия обходят это место — просто потому, по мнению многих, что там не пройти. Согласно другому слуху, избиравшихся после этого пап сажали на мраморное сиденье с отверстием, в которое снизу заглядывал самый молодой из собравшихся кардиналов и делал заключение: «Testiculos habet et bene pendentes» («Яички имеет, они прекрасно свисают»). Впрочем, всем известно, что это сущая выдумка.
«Мать» Паскуалина
Ни одна женщина духовного звания не породила у Ватикана такую враждебность, как неразлучная с Папой немецкая экономка Пия XII. Дочь баварского фермера, сестра Паскуалина (титул «мать» так и не был ей официально присвоен) познакомилась с тогда еще монсеньором Эудженио Пачелли, когда он восстанавливался после тяжелой болезни в женском монастыре в Швейцарии. Она произвела такое впечатление, что Пачелли сразу потребовал ее перевода в Мюнхен. Там она начала работать у него экономкой — очень странно, учитывая, что Паскуалина славилась красотой, а Пачелли был старше ее на 18 лет. Стали расползаться слухи, но быстро смолкли благодаря формальному расследованию, начатому по приказу самого Пачелли. Затем парочка переехала в Берлин, где Пачелли служил папским дипломатом в Германском рейхе, а оттуда — в Рим.
Паскуалина вошла в Сикстинскую капеллу как помощница Пачелли в конклаве, благодаря чему его избрали Папой. Вслед за этим она смогла постоянно присутствовать в Ватикане в качестве экономки Папы, владея собственным небольшим дворцом и возымев такое влияние на Пия XII, что полагали, она способна даже назначать кардиналов. Паскуалина получала груды писем от людей, нуждавшихся в деньгах или желавших получить работу в Ватикане; перед ней заискивали чиновники, отчаявшиеся добиться аудиенции Папы. Но, несмотря на это, почти все осведомители Ватикана презирали ее — особенно под конец жизни Пия XII, зная о том, что она провоцирует святые видения и визитации, что многие рассматривали кок проявление старости.
После кончины Пия XII, когда обнаружили, что по повелению покойного Папы она сожгла два портфеля документов, ей было приказано держаться подальше от Ватикана. Последнего факта Паскуалина не отрицала, оправдывая это тем, что «повеления Папы следует исполнять». По сей день никому не известно, что это были за документы.