Главная - Мифы - Культ мертвых Древний Рим



Культ мертвых Древний Рим

Древний РИМ - Мифы

культ мертвых древний рим

Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Вергилий заканчивает рассказ о погребении Полидора следующими словами: «Мы заключаем душу в могилу». Это же самое выражение встречается и у Овидия, и у Плиния Младшего. Это, конечно, не значит, что оно соответствовало представлениям этих писателей о душе; но дело в том, что оно с незапамятных времен увековечилось в языке, свидетельствуя о древнейших народных верованиях.

Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни. Ей желали счастливой жизни под землей. Трижды говорили ей «будь здорова» и прибавляли «пусть земля будет тебе легка!» Так велика была вера в то, что погребенный продолжает жить под землей и сохраняет способность чувствовать счастье и страдание. На могиле писали, что здесь «покоится» такой-то человек; выражение, которое пережило соответствующие ему верования и, переходя из века в век, дожило до нашего времени. Еще мы употребляем его, хотя никто теперь не думает, будто в могиле покоится бессмертное существо. Но в древности так твердо верили, что там живет человек, что никогда не забывали похоронить вместе с ним и те предметы, которые, по их мнению, были ему нужны: одежду, сосуды, оружие. На могиле разливали вино, чтобы утолить его жажду, ставили пищу, чтобы насытить его. Убивали лошадей и рабов, думая, что эти существа, заключенные вместе с покойником, будут служить ему в могиле так же, как они это делали при его жизни…

Чтобы душа прочно утвердилась в этом подземном жилище, которое приспособлено было для ее второй жизни, нужно было, чтобы тело, с которым она оставалась связанной, было покрыто землей… При этом недостаточно было зарыть труп в землю; необходимо еще соблюсти установленные обычаем обряды и произнести определенные формулы. У Плавта мы находим историю одного выходца с того света: это душа, которая вынуждена блуждать, потому что тело ее положено было в землю без соблюдения обрядов. Историки рассказывают, что когда хоронили тело Калигулы, погребальная церемония осталась неоконченной, и вследствие этого душа его стала блуждать и являться живым до тех пор, пока не решились вынуть труп из земли и снова похоронить его по всем правилам…

Существо, жившее под землей, не настолько было свободно от человеческого естества, чтобы не чувствовать потребности в пище. Ввиду этого в известные дни ежегодно приносилась пища в каждую могилу.

Овидий и Вергилий дают нам описание этой церемонии, сохранившейся в неприкосновенном виде до их времени, хотя верования успели в значительной степени измениться. Они рассказывают, что могила окружалась большими гирляндами из травы и цветов, что на нее ставили пироги, фрукты, соль и лили молоко, вино, а иногда даже кровь жертвы.

Было бы ошибочно думать, что эта печальная трапеза представляла собой просто поминки. Пища, которую приносили родные, действительно предназначалась для покойника, исключительно для него. Это подтверждается тем, что молоко и вино лились на самую могилу, что в ней рыли отверстие, чтобы твердая пища дошла до покойника, что если приносилась жертва, то все мясо сжигалось, чтобы никто из живых не мог съесть его, что при этом произносились известные формулы, приглашающие покойника есть и пить, что, если при этой трапезе присутствовала вся семья, никто из ее членов не прикасался к кушаньям; наконец, уходя, непременно оставляли немного молока и несколько пирогов в сосудах. Считалось страшным грехом, если кто-нибудь из живых прикоснется к этим припасам, предназначенным для удовлетворения потребностей покойника.

Покойники считались священными существами. Древние наделяли их самыми почтительными эпитетами, которые только могли найти: называли их добрыми, счастливыми, блаженными. Они относились к покойникам со всем почтением, какое только может чувствовать человек к божеству, которое он любит или которого боится. По их мнению, всякий покойник был богом. И это обоготворение не было привилегией великих людей: между умершими не делали различия. Цицерон говорит: «Наши предки хотели, чтобы люди, покинувшие эту жизнь, считались в числе богов». Римляне называли покойников: боги маны. «Воздайте должное богам манам, – продолжает Цицерон, – это люди, которые покинули жизнь; считайте их за божественные существа». Могилы были храмами этих божеств, поэтому на них и была священная надпись: Dis Mambus. Здесь обитал погребенный бог. Перед могилами стояли алтари для жертвоприношений, как и перед храмами богов.

Как только покойникам переставали приносить пищу, они тотчас же выходили из своих могил: и люди слышали в ночной тиши вопли этих блуждающих теней. Они упрекали живущих за небрежность и старались наказать их; они посылали болезни и поражали почву бесплодием. Они не оставляли живых в покое до тех пор, пока те снова не начинали приносить на могилы пищу. Жертвы, принесение пищи и возлияния заставляли тени вернуться в могилу, восстановляли их покой и божественное свойство. Тогда человек был в мире с ними.

С другой стороны, покойник, которому воздавали поклонение, являлся божеством-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему пищу. Чтобы помогать им, он продолжал принимать участие в человеческих делах и часто играл в них заметную роль. Хотя он был и мертв, но умел делаться сильным и деятельным. К нему обращались с мольбами, просили его поддержки и милости.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Определение времени и римский календарь

Определение времени и римский календарь

Ввиду доступности наблюдения фаз луны древнейшим месяцем был лунный, который равнялся 28-29 дням. ...

Откуда взялись гладиаторские бои?

Откуда взялись гладиаторские бои?

Гладиаторские бои представляли собой захватывающее зрелище древнего Рима. Известны бои, в которые ...

Что объединяет деньги без запаха и хлеб, неотделимый от зрелищ?

Что объединяет деньги без запаха и хлеб, неотделимый от зрелищ?

Две тысячи лет ровесник нашей эры Колизей греется под жарким римским солнцем. По легенде самому Ри...

Элементы времени Древнего Рима:

КАТАЛОГ РИМСКИХ ЛЕГИОНОВ

КАТАЛОГ РИМСКИХ ЛЕГИОНОВ

В времена римской республики легион набирался полководцем, по специальному указанию сената, для вы...

Минерва - Богиня Мудрости

Минерва - Богиня Мудрости

Название Minerva может, прибыло от индоевропейского корня 'человек', из которого интелект и у...

Диана - Богиня Луны и Охоты

Диана - Богиня Луны и Охоты

Диана была эквивалентом в римской мифологии греческой Артемиды (Artemis) (римскую/греческую эквива...

Пьяцца ди Сан Пьетро

Пьяцца ди Сан Пьетро

Не будет преувеличением назвать пьяццу ди Сан Пьетро христианским Колизеем. Но эта окружность, в о...

Убийство в Ватикане. Часть I. Папы

Убийство в Ватикане. Часть I. Папы

Смерть Папы Александра VI от яда в 1503 г. была весьма неприятной, но едва ли необычной. На протяж...

Гней Помпей 106-48 ГГ. ДО Н.Э

Гней Помпей 106-48 ГГ. ДО Н.Э

Гней Помпеи происходил из знатного рода. Юность будущего полководца совпала с грозной эпохой гражд...

Древние Римляне:

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ

АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ(Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. – после 170 н

Катон, Марк Порций

Катон, Марк Порций

КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Ст...

Октавия

Октавия

ОКТАВИЯ (Octavia) (64–11 до н.э.) сестра Октавиана (будущего императора Августа), вторая жена Марка Антония. После тог...

Прогулки по Риму:

Хлеба и зрелищ!

Хлеба и зрелищ!

Бесчисленные «Макдональдсы» и «Старбаксы», разбросанные по всему миру, вызывают праведный гнев антиглобалистов: стоит ...

Монахи, к черту все сутаны, ныряйте в римские фонтаны!

Монахи, к черту все сутаны, ныряйте в римские фонтаны!

Писатель Илья Эренбург, автор знаменитой фразы: «Увидеть Париж и умереть», по всей видимости, никогда не сталкивался с...

Вокзал Термини (Stazione Termini)

Вокзал Термини (Stazione Termini)

Главный железнодорожный вокзал Рима — вокзал Термини (Stazione Termini). Кроме него в городе имеются еще восемь железн...

В поисках Рима

В поисках Рима

Ему нравились эти беспрерывные внезапности, неожиданности, поражающие в Риме. Н. В. Гоголь

Парковое безумие

Парковое безумие

Сад, уютно расположившийся возле городка Бомарцо по пути в Рим, действительно не похож на обычные парки. У него не был...

Достопримечательности:

Древний город Рим – его никогда не удаётся исследовать до конца Рим. Замок Святого Ангела Площадь св. Петра
Прогулки по Вечному городу Пирамида Цестия Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis) — река на Апеннинском полуострове
Ватиканские дворцы Базилика Санта Мария Маджоре Капитолий