Главная - Мифы - Культ мертвых Древний Рим



Культ мертвых Древний Рим

Древний РИМ - Мифы

культ мертвых древний рим

Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Вергилий заканчивает рассказ о погребении Полидора следующими словами: «Мы заключаем душу в могилу». Это же самое выражение встречается и у Овидия, и у Плиния Младшего. Это, конечно, не значит, что оно соответствовало представлениям этих писателей о душе; но дело в том, что оно с незапамятных времен увековечилось в языке, свидетельствуя о древнейших народных верованиях.

Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни. Ей желали счастливой жизни под землей. Трижды говорили ей «будь здорова» и прибавляли «пусть земля будет тебе легка!» Так велика была вера в то, что погребенный продолжает жить под землей и сохраняет способность чувствовать счастье и страдание. На могиле писали, что здесь «покоится» такой-то человек; выражение, которое пережило соответствующие ему верования и, переходя из века в век, дожило до нашего времени. Еще мы употребляем его, хотя никто теперь не думает, будто в могиле покоится бессмертное существо. Но в древности так твердо верили, что там живет человек, что никогда не забывали похоронить вместе с ним и те предметы, которые, по их мнению, были ему нужны: одежду, сосуды, оружие. На могиле разливали вино, чтобы утолить его жажду, ставили пищу, чтобы насытить его. Убивали лошадей и рабов, думая, что эти существа, заключенные вместе с покойником, будут служить ему в могиле так же, как они это делали при его жизни…

Чтобы душа прочно утвердилась в этом подземном жилище, которое приспособлено было для ее второй жизни, нужно было, чтобы тело, с которым она оставалась связанной, было покрыто землей… При этом недостаточно было зарыть труп в землю; необходимо еще соблюсти установленные обычаем обряды и произнести определенные формулы. У Плавта мы находим историю одного выходца с того света: это душа, которая вынуждена блуждать, потому что тело ее положено было в землю без соблюдения обрядов. Историки рассказывают, что когда хоронили тело Калигулы, погребальная церемония осталась неоконченной, и вследствие этого душа его стала блуждать и являться живым до тех пор, пока не решились вынуть труп из земли и снова похоронить его по всем правилам…

Существо, жившее под землей, не настолько было свободно от человеческого естества, чтобы не чувствовать потребности в пище. Ввиду этого в известные дни ежегодно приносилась пища в каждую могилу.

Овидий и Вергилий дают нам описание этой церемонии, сохранившейся в неприкосновенном виде до их времени, хотя верования успели в значительной степени измениться. Они рассказывают, что могила окружалась большими гирляндами из травы и цветов, что на нее ставили пироги, фрукты, соль и лили молоко, вино, а иногда даже кровь жертвы.

Было бы ошибочно думать, что эта печальная трапеза представляла собой просто поминки. Пища, которую приносили родные, действительно предназначалась для покойника, исключительно для него. Это подтверждается тем, что молоко и вино лились на самую могилу, что в ней рыли отверстие, чтобы твердая пища дошла до покойника, что если приносилась жертва, то все мясо сжигалось, чтобы никто из живых не мог съесть его, что при этом произносились известные формулы, приглашающие покойника есть и пить, что, если при этой трапезе присутствовала вся семья, никто из ее членов не прикасался к кушаньям; наконец, уходя, непременно оставляли немного молока и несколько пирогов в сосудах. Считалось страшным грехом, если кто-нибудь из живых прикоснется к этим припасам, предназначенным для удовлетворения потребностей покойника.

Покойники считались священными существами. Древние наделяли их самыми почтительными эпитетами, которые только могли найти: называли их добрыми, счастливыми, блаженными. Они относились к покойникам со всем почтением, какое только может чувствовать человек к божеству, которое он любит или которого боится. По их мнению, всякий покойник был богом. И это обоготворение не было привилегией великих людей: между умершими не делали различия. Цицерон говорит: «Наши предки хотели, чтобы люди, покинувшие эту жизнь, считались в числе богов». Римляне называли покойников: боги маны. «Воздайте должное богам манам, – продолжает Цицерон, – это люди, которые покинули жизнь; считайте их за божественные существа». Могилы были храмами этих божеств, поэтому на них и была священная надпись: Dis Mambus. Здесь обитал погребенный бог. Перед могилами стояли алтари для жертвоприношений, как и перед храмами богов.

Как только покойникам переставали приносить пищу, они тотчас же выходили из своих могил: и люди слышали в ночной тиши вопли этих блуждающих теней. Они упрекали живущих за небрежность и старались наказать их; они посылали болезни и поражали почву бесплодием. Они не оставляли живых в покое до тех пор, пока те снова не начинали приносить на могилы пищу. Жертвы, принесение пищи и возлияния заставляли тени вернуться в могилу, восстановляли их покой и божественное свойство. Тогда человек был в мире с ними.

С другой стороны, покойник, которому воздавали поклонение, являлся божеством-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему пищу. Чтобы помогать им, он продолжал принимать участие в человеческих делах и часто играл в них заметную роль. Хотя он был и мертв, но умел делаться сильным и деятельным. К нему обращались с мольбами, просили его поддержки и милости.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Рождество в Риме

Рождество в Риме

Самый уютный христианский праздник в Вечном городе Рождество – один из самых любимых многими празд...

Прогулка

Прогулка

В известные часы дня в садах и в особенности под портиками собиралось множество гуляющей публики; ...

В поисках Рима

В поисках Рима

Ему нравились эти беспрерывные внезапности, неожиданности, поражающие в Риме. Н. В. Гоголь

Элементы времени Древнего Рима:

Господство террора

Господство террора

Ни один Папа не запятнал историю Ватикана так, как Александр VI (1492-1503 гг.), в правлении котор...

Найдены развалины дворца последнего царя Древнего Рима

Найдены развалины дворца последнего царя Древнего Рима

В древнем городе Габии в 20 километрах к югу от Рима археологи обнаружили дворец, принадлежавший с...

Терминус

Терминус

В римской религии Терминус был богом, который защищал пограничные сигнальные маяки; его название б...

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистич...

Ромул и Рем. Основание Рима

Ромул и Рем. Основание Рима

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея—Нумитор, который бы...

Римская тактика

Римская тактика

Располагаясь лагерем в известном месте, римляне укрепляли его и окружали рвом и бруствером. Наступ...

Древние Римляне:

Красс, Марк Лициний

Красс, Марк Лициний

КРАСС, МАРК ЛИЦИНИЙ (Marcus Licinius Crassus) (ок.113 – 53 до н.э.), прозванный Dives (Богатый), римский политический ...

Цинцинат, Луций Квинций

Цинцинат, Луций Квинций

ЦИНЦИННАТ, ЛУЦИЙ КВИНКЦИЙ (Lucius Quinctius Cincinnatus) (ок. 519 – ок. 439 до н.э

Нерон

Нерон

НЕРОН (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus) (37–68), пятый и последний римский император из династии Юлиев – Клавди...

Прогулки по Риму:

Римские маршруты

Римские маршруты

Римские маршруты включают в себя наиболее интересные кварталы города, богатые памятниками архитектуры. Каждый маршрут ...

Детский городок в центре Рима

Детский городок в центре Рима

Прежде чем перейти к рассказу об этом необычном музее, мы хотели бы рассказать об отношении к детям в Италии – наверно...

Италия. Возлюби меня, Рим!

Италия. Возлюби меня, Рим!

Рим. Рим..

Roma

Roma

…Некоторые люди говорят, что нельзя понять Италию, не побывав в ее сердце, Риме Рим - столица Республики Италия c 1...

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

Парк «ВИЛЛА БОРГЕЗЕ»

За долгую историю существования Рима вокруг него не раз возводились стены. Уже самые ранние поселения огораживались и ...

Достопримечательности:

Достопримечательности Рима Площадь св. Петра СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА
ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ Катакомбы св. Каллиста Рим. Фонтан Треви
«Золотой дом» Нерона (лат. Domus Aurea) — дворцово-парковый комплекс в Риме Капито лий (Капитоли йский холм) Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis) — река на Апеннинском полуострове