Главная - Расскказы туристов - Все дороги ведут в Рим



Все дороги ведут в Рим

РИМ сегодня - Расскказы туристов

все дороги ведут в рим

16 августа мы снова отправляемся в путь - теперь уже меньше по времени, хотя после вчерашней прогулки тянет в сон. В одиннадцать часов приезжаем в небольшой тосканский городок на дегустацию кьянти, претензия только одна - после вчерашнего наливают мало! Знаменитая долина кьянти - южная Тоскана, у самой границы с Умбрией, южное кьянти считается классическим, как называли это вино готы, “запретное золото”. Если кратко: продегустировали, купили вина и поехали дальше. По дороге Володя веселил нас туристическими байками (после нашей группы ему тоже будет, о чём рассказать) и историями об итальянских путеводителях десятилетней давности, когда их писали не носители русского языка в Италии, а итальянцы, знавшие русский “со словарём”. Например, как вам фразы: “Святой Петр умер в Риме под Нероном, как и многие другие святые” (фраза “во времена Нерона” по-английски и по-итальянски звучит как “под Нероном”) или “Вергилий перед смертью закопал яйца в Неаполе, и их до сих пор ищут”! Имеется в виду, что Вергилий, который был не только поэтом, но и в каком-то смысле чародеем, писал свою “Энеиду” в Неаполе и сочинил легенду о волшебном яйце. Он связывал судьбу Неаполя с волшебным яйцом, которое скрыто под фундаментом замка Кастель-дель-Ово. Предание гласит, что яйцо спрятано в амфору, амфора - в железную клетку, а клетка замурована где-то в замке. И пока яйцо цело - стоит замок и весь город Неаполь. В общем, привет Кащею Бессмертному!

Промежуточная цель нашей поездки - ещё один средневековый город Орвието (Умбрия), основанный этрусками в IX веке до нашей эры на туфовом холме. Здесь проходила дорога франков, по которой едем и мы. В Орвието ещё один, но более ранний, чем даже сиенский, Дуомо, строительство которого начал Николо Пизано в XIII веке (опять романо-пизанский стиль, северо-итальянская готика). Тончайшей работы рельефы на пилястрах собора, потрясающие фрески Фра Анжелико внутри, и фрески Страшного суда в капелле ди Сан-Бризмо работы Луки Синьорелли конца XV - начала XVI века (сказано запомнить, что мы и сделали). Ещё час и мы уезжаем дальше - к Вечному городу.

Первое ощущение от Рима - ты как дома, но другой, параллельной, жизни. Понимаешь сразу, почему не хотел уезжать Гоголь, и где ему ещё было писать и сжигать второй том “Мёртвых душ”, если не в Риме! Понимаешь выражение “все дороги ведут в Рим”. Он вне времён и миров! Он - Вечный Город! На каждом шагу открытие, за каждым поворотом - мечта и её воплощение. А после возвращения пересмотреть “Римские каникулы” и обязательно вернуться. Моё знакомство с Римом началось с парка Боргезе и набережной Тибра, куда я пошла гулять, даже не распаковав чемодан, а потом вечерне-ночная прогулка по Риму. После пешеходной экскурсии соотносишь карту и город, и становится понятно, насколько близко расположены главные ценности Рима - Испанская лестница и фонтан Треви (монеты брошены по всем правилам, правой рукой через левое плечо, повернувшись спиной к фонтану и не оглядываясь назад; один раз, чтобы приехать ещё, второй, чтобы возвращаться, третий раз - чтобы остаться - решили не бросать), пьяцца Венеция и Капитолийский холм, Палатинский холм и Колизей. Колизей!!! Здесь хочется остаться, он прекрасен! Затем мы едем через реку мимо замка Святого Ангела к площади Святого Петра и останавливаемся у границы Италии и Ватикана полюбоваться на собор Святого Петра. Вот здесь, в центре христианского мира, есть только несколько слов, которыми можно выразить свои ощущения (и слова эти нелитературные, мда-а-а-а). Увидеть Рим за два дня просто нереально, надо пожить хотя бы неделю. В следующем году! Уже после возвращения читала не самые лестные отзывы об отеле Regent (via Civinini, 46). Согласиться не могу: мой одноместный номер, завтрак-шведский стол, обслуживание соответствовали заявленным “звёздам”. Другое дело, что фразу “в 10-15 минутах от главных достопримечательностях Рима” нельзя принимать за чистую монету. Вообще такого рода фразы нельзя принимать на 100%. От верхней точки парка Боргезе (если смотреть на карту) пешком минут 20 до отеля, поднимаясь на холм. Вряд ли это те самые “10-15 минут”. Так что расположение не самое близкое для тех, кто мечтал выйти из отеля, легко и неспешно пройтись к Испанской лестнице, скажем. Хотя для меня это вполне нормальный вариант, учитывая, что особенного выбора отелей в этом туре и не было. Для заданных характеристик отель был очень хорошим.

Проходит ещё день и начинается наше путешествие по Риму. По Риму можно гулять бесконечно. И если устанешь, то легко присаживаешься хоть на стуле ближайшего кафе отведать мороженого (тогда пусть это будет у фонтана Треви или на пьяцца Навона - самое вкусное мороженое здесь) или пиццу (на одной из улочек у Пантеона), хоть на ступеньках Кордонаты Микеланджело или Испанской лестницы, или прямо у памятника Джордано Бруно на пьяцца делль Фьори. Увидеть Рим за два дня невозможно, можно лишь влюбиться с первого взгляда. И на всю жизнь. И обязательно вернуться, чтобы бродить по его улицам и площадям, по набережной Тибра, который практически не видно из-за огромных деревьев, опускающих кроны к воде. Все любимые реки непохожи - Нева, Днепр, Влтава, Тибр, Адидже - все разные и все по-разному красивы и любимы. Понять за два дня, какие сокровища скрыты за каждым поворотом, тоже не получается. Переходишь с улицы на улицу и не знаешь, что тебя встретит: романская церковь XIII века или небольшая скульптура Бернини, базилика Микеланджело или руины двухтысячной давности, мост, построенный при римских императорах, или барочное здание, табличка с именем знаменитого писателя, скульптора, художника или фонтанелла, построенная по приказу римского сената. В этом весь Рим, его историческая реальность, где ничто ничему не мешает, где всё сосуществует одновременно и постоянно. Задача первого раза в Риме предельно проста - если не можешь (нереально!) увидеть всё, посмотри на самые “культовые” места города.

Наше путешествие начинается с Ватикана. Восемь часов утра, от огромной стены падает тень на длинный хвост очереди, движущейся очень быстро. Пятнадцать минут и без проблем под рассказ нашего римского гида Паоло попадаешь в другое государство - самое маленькое из всех на нашей планете. О Ватикане рассказывать бесполезно, всех эмоций и впечатлений не передать, это надо увидеть самому! Ватикан запомнился многим, и прежде всего, конечно, гением Микеланджело, после увиденного не сомневаешься - гений! Во-первых, Сикстинская капелла. Здесь роспись потолка и алтарной стены, “Сотворение Адама” и “Страшный суд” (вот тут-то и вспоминаешь Капеллу ди Сан-Бризмо и фрески Луки Синьорелли). Святой Варфоломей на “Страшном суде” держит в руке содранную с него кожу, лицо - автопортрет Микеланджело. Здесь, в капелле, очень ярко представляешь, что происходило два года назад, после смерти папы Иоанна Павла II, когда конклав кардиналов среди фресок Перуджино, Боттичелли, Микеланджело выбирал Бенедикта XVI. И вот оно - то самое окно, из которого выходил дым от сожжённых бумаг с именами кандидатов. Во-вторых, собор Святого Петра, и прежде всего “Пьета” Микеланджело (Оплакивание), созданная скульптором в возрасте 23 лет - статуя Девы Марии со снятым с креста Христом на руках. Потом купол собора (опять-таки Микеланджело, я уже говорила, что он - гений?) - совершенство линий и изгибов, колоссальные размеры и воздушность. Под куполом можно стоять очень долго, рассматривая, удивляясь и восхищаясь. Скульптуры Бернини, росписи и мозаики, усыпальницы пап и три христианские святыни - всего не перечислить и не описать. На выходе папские гвардейцы в спроектированной Микеланджело форме охотно фотографируются со всеми желающими и совершенно бесплатно. Теперь хочется уйти к египетскому обелиску, чтобы ещё раз посмотреть на купол собора и крышу Сикстинской капеллы, на папский дворец (сейчас папы нет, и у пап бывает отпуск), второе справа окно последнего этажа, где находится его кабинет. Сфотографироваться у фонтана на площади, очень напоминающие Римские фонтаны в Петергофе (правильнее наоборот), быстро выйти к границе Ватикана (вот уж никогда бы не подумала, что эти каменные небольшие тумбы с цепями между ними - граница Ватикана) и посмотреть на гениальную колоннаду, спроектированную Бернини.

Следующий пункт маршрута - замок и мост Святого Ангела. Не берусь утверждать, что мост похож на Карлов в Праге, как говорят, хотя что-то общее есть. Опять-таки римские соответствия - замок времён императора Адриана поразительно гармонирует со скульптурами великого Бернини на мосту.

Несколько минут на автобусе (потом по Риму я буду только ходить, то ускоряясь, то замедляя шаг и останавливаясь) и мы на овальной (потому что бывший стадион Домициана) пьяцца Навона - два фонтана Джакомо делла Порта и знаменитый (а как же иначе) фонтан Четырёх рек, спроектированный Бернини. Пьяцца Навона с местными художниками и псевдо-римскими легионерами, фотографирующимися за пару евро со всеми желающими, хранит множество легенд, в том числе о мастерах XVII века Бернини и Борромини, которые постоянно враждовали друг с другом. Выиграв конкурс на постройку церкви Святой Агнессы, Борромини строит барочный собор Сант-Аньезе-ин-Агоне. Через какое-то время Бернини получает заказ на строительство фонтана вокруг египетского обелиска перед собором. Увы, сейчас он закрыт на реконструкцию, но все скульптуры можно увидеть через стеклянные окна. Бернини отыгрался за проигрыш в конкурсе, изображённый Дунай так изогнул руку в сторону собора, как будто опасается, что стоящая напротив Сант-Аньезе в любой момент может рухнуть.

Дальше нас ждал Пантеон с гробницей Рафаэля, а недалеко от Пантеона церковь Санта-Мария-де-Минерва, перед которой небольшой слоник с обелиском работы Бернини, а внутри - работы Микеланджело, Фра Анжелико, Перуджино и… отрекался Галилео Галилей. В десяти минутах пьяцца делль Фьори, где сожгли Джордано Бруно. Как тут не вспомнить “Того самого Мюнхгаузена”: “Ведь Галилей, в конце концов, тоже отрекался” - “Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно” (с).

Колизей, по которому карабкаются туристы - велик, и тут других мнений не будет! В десяти минутах Термы Каракаллы - грандиозные масштабы настоящего древнеримского культурно-развлекательного комплекса! Потом мы возвращаемся опять к Колизею (удивительно гармоничны размеры Колизея и Терм) и дальше - к римским форумам. Несмотря на то, что от них остались группы колонн и остатки стен, узнаёшь практически всё - по иллюстрациям учебников, как Колизей, Пантеон или триумфальную арку Константина, или Марка Аврелия, или колонну Траяна, случайно увиденную, но сразу узнанную на одной из римских площадей. С чем же можно перепутать колонну Траяна!

Ходить по форумам можно долго, рассматривая, вспоминая, представляя - свидетельство тому окончательно ярко-красные руки и вырез футболки при южных +34. Поднимаясь на Капитолийскую площадь, практически невидимую из-за огромного Алтаря Отечества с возвышающимся Виктором Эммануилом II (45 тонн) на пьяцца Венеция (редкая безвкусица, тут я соглашаюсь с римлянами), случайно подняв голову, видишь ту самую капитолийскую волчицу, опять-таки знакомую по всем учебникам, вскормившую Ромула и Рэма (копия, оригинал в Капитолийском музее, стоящем в лесах). Вот интересно, как в разных городах воспринимается эта скульптура. Во всех, как вскормившая прежде всего Ромула, а в Сиене - Рэма! По преданию, спасшиеся дети Рэма, убитого братом, основали Сиену. И поэтому там о Ромуле предпочитают не говорить. А вот и площадь Микеланджело (не название, она называется Капитолийской, а создатель). Здесь всё спроектировано Микеланджело - здания в центре и по сторонам, узор мостовой цветным камнем, расположенная в центре статуя Марка Аврелия (христиане думали, что это статуя Константина, при котором прекратились гонения на христианскую церковь, поэтому она сохранилась), знаменитая Кордоната - лестница, ведущая к городу с Капитолийского холма. Всё лаконично и гармонично, в отличие от Алтаря Отечества. Таки “первый мастер мира”. Набрав свежей воды из фонтанеллы (специальные фонтанчики с питьевой водой по всему Риму, построенные ещё две тысячи лет назад), двигаюсь к знаменитым Устам истины (помните “Римские каникулы” и быстро отдёрнувшую руку Одри Хэпберн). По пути справа театр Марцелла (на полвека старше Колизея). Уста истины мимо не пройдёшь - десятки туристов, желающие пощекотать нервы, протянув руку в Уста. И знаешь ведь, что с другой стороны нет человека с каким-нибудь топориком, а всё равно опасаешься (кто безгрешен, бросьте камень). А дальше величаво несёт свои воды Тибр - старые и относительно новые мосты и деревья, которые гораздо старше тех, под которыми сидишь в Летнем саду.

Ещё одно запоминающее и магическое место - фонтан Треви, к проектированию которого приложил руку Бернини. Такое впечатление, что туристов здесь одинаково много и ночью, и днём - и те же мальчишки, протягивающие розы, и те же застывшие “живые” скульптуры напротив фонтана. Слишком мало места, чтобы вместить всех желающих посмотреть и сфотографировать, попасть под брызги фонтана или коснуться прозрачной воды (каждую ночь, в три-четыре часа, приезжает машина, которая откачивает воду из фонтана, специальная служба собирает деньги, брошенные туристами, они идут на поддержание фонтана, и вновь запускают воду).

Вечером - знаменитая Via Veneto с фешенебельными отелями и хард-рок кафе, бутиками и кафе Paris, где любил сидеть Федерико Феллини. Прямо по этой улице в виде латинской S поднимаешься к вилле Боргезе, с которой начиналось знакомство с Римом. Это самый большой городской парк, недалеко наш отель, и весь вечер можно бродить по парку, наблюдая за многочисленными парами и группами. Дойдя до аллеи знаменитых людей, где наряду с памятниками Гейне и Байрона двое наших - Пушкин и Гоголь (последний работы Церетели). Ещё одна бутылка вина и пицца в парке Боргезе, и можно идти в отель. Огромное количество впечатлений, которых в рассказ не поместить.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Правда в обмен на руку

Правда в обмен на руку

Нет, ну врать мы, конечно, все горазды, только кто-то признаётся в этом с большей, а кто-то с мень...

Прогулка

Прогулка

В известные часы дня в садах и в особенности под портиками собиралось множество гуляющей публики; ...

Воспитание

Воспитание

После рождения ребенка отец принимал его на руки в знак того, что желает его воспитывать (закон по...

Путешествие в Рим:

Рим. Замок Святого Ангела

Рим. Замок Святого Ангела

Парадная ул. Консилиационе соединяет площадь св. Петра с Largo Giovanni XXIII возле Замка Св. Анг...

Как мы колесили по Италии

Как мы колесили по Италии

Путешествие мы готовили сами, без помощи турбюро. Мы – это семья из 3-х человек из Киева, которой ...

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

Ничто не ушло, не оставив глубокого следа, морщинки на челе мудрого Рима. Античные колонны прогляд...

Поездка в Рим

Поездка в Рим

Всем привет, хочу рассказать вам о моей поездке в Рим. Это моя вторая поездка в Италию, в Риме ...

Исторические раскопки в центре Рима

Исторические раскопки в центре Рима

В центре Рима неподалеку от форумов на расстоянии пешего хода есть еще целый ряд древних раскопок ...

Про Рим

Про Рим

Не знаю кого как, а меня неделя свободного времени после нового года как-то напрягает, чувствую се...

Древние Римляне:

Овидий, Публий Овидий Назон

Овидий, Публий Овидий Назон

ОВИДИЙ, ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. – 17 или 18 н.э

Цинна, Луций Корнелий

Цинна, Луций Корнелий

ЦИННА, ЛУЦИЙ КОРНЕЛИЙ (Lucius Cornelius Cinna) (ок. 128–84 до н.э.), римский государственный деятель, который управлял...

Фабий Максим Кунктатор, Квинт

Фабий Максим Кунктатор, Квинт

Фабий Максим Кунктатор, Квинт (Quintus Fabius Maximus Cunctator) (275-203 до н. э.), древнеримский полководец и госуда...

Прогулки по Риму:

Университет как способ наладить межкультурные контакты

Университет как способ наладить межкультурные контакты

Учиться в Риме или нет? Это тоже один из вечных вопросов, которые будут волновать умы подрастающего поколения и их род...

Колизей, или Амфитеатр Флавиев

Колизей, или Амфитеатр Флавиев

Одна из вершин римской архитектуры и одно из самых прославленных и известных во всем мире сооружений. Стремясь завоева...

Италия. Возлюби меня, Рим!

Италия. Возлюби меня, Рим!

Рим. Рим..

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

НАРОДНАЯ БОРЬБА и востания в древнем Риме

В древнем Риме, как и у других народов, имущественное и социальное расслоение населения идет вместе с распадом родопле...

Факты о Римском Колизее

Факты о Римском Колизее

Образ великого Колизея ассоциируется с городом Рим. Хотя сегодня от Колизея остались лишь руины, они представляют собо...

Достопримечательности:

РимаЭсквилин, Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus) Затерянный мир Рима - какие тайны хранят древние подземелья Вечного города? Что сгубило Римскую империю
Капитолий ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ Апостолический дворец
Пирамида Цестия Рим - о курорте Военная тайна Папы Римского