РИМСКИЕ КОЛОКОЛА
РИМ сегодня - Прогулки по Риму
Рим удивительно красиво выглядит с высоты птичьего полета: разноцветными заплатками приклеились друг к другу крыши домов, зелеными оазисами выделяются дворики, цветы на окнах и балконах, шатрами раскинулись купола, которые парят в безоблачном небе над умиротворенной и сладко дремлющей итальянской столицей, чутко охраняя ее сон. Вечный город спокоен и безмятежен вот уже много веков и его не будят тревожные набаты римских колоколов.
Колокол во все времена ассоциировался с двумя половинками одного целого – со Временем и с Бесконечностью. Небо над Римом не поет малиновым переливами, монотонный перезвон колоколов может показаться русскому уху даже несколько резким. Однако они всегда исправно выполняли свои функции: созывали на утреню и на вечерню, сообщали время, били тревогу…
Пытаться вычислить, сколько в Риме церквей – занятие бесполезное. Это все равно, что пытаться сосчитать звезды на небе, все время будешь сбиваться. Идешь по улочке, вдруг слышишь: бон-бон-бон. Откуда звон? От неприметной колоколенки маленькой церквушки в соседнем переулке. Их так много, что порой они заглушают друг друга, будто соревнуются в красноречии, спорят или рассказывают последние городские сплетни, а иногда сливают свои колокольные голоса в нежной любовной песне.
Именно в такой маленькой и неприметной церквушке в районе Трастевере, которой нет ни в одном путеводителе, ни на одной туристической карте, находится самый старый колокол Рима. Заглянув на уютную площадь ин Пишинула, в глубине вы увидите затертую меж домов Сан Бенедетто с миниатюрной, словно игрушечной колоколенкой. Именно здесь хранится колокол, отлитый в 1069 году. Старейший из всех, сохранившихся в городе. Остальные же были частично перелиты на пушки для обороны города. Те же, что уцелели, были вывезены из города во время нашествия норманнов под предводительством Робера Гвискара , покорившего в 1046-1071 годах всю центральную и южную Италию.
Колокольни – отдельная достопримечательность, они взмывают ввысь, к лазурному небу и легким облакам, изящно и горделиво высятся над низкими римскими постройками. Кажется, что чья-то неутомимая фантазия трудилась над тем, чтобы все они были разными, не похожими друг на друга. Одни – строги и величавы, другие – воздушны и кокетливы, третьи – причудливы и необычны.
Самая же экстравагантная, без сомнения, – колокольня университетской церкви Сант'Иво алла Сапиенца, спроектированная Борромини по заказу папы Урбана VIII, которая будто взмывает в небо, буравя его белокаменной спиралью своей колокольни. Здание церкви в плане напоминает пчелу: дань семейству Барберини, к которому принадлежал понтифик, на чьем гербе как раз изображены три пчелы.
А самая высокая колокольня Рима – красавица-звонница церкви Санта Мария ин Космедин, легкая и воздушная, в романском стиле, пристроенная в XIII веке к старинной, VI века, греческого храма. Раньше в этой зоне селились приезжие, и у подножия Авентинского холма, напротив Тиберинского острова, обитала большая греческая община. В портике храма находится еще одна достопримечательность Рима, так называемые «Уста Истины», огромная круглая плита с изображением какого-то языческого божества. По преданию, если лжец положит руку в ее страшную пасть, то мраморное чудовище немедленно ее откусит.
Читайте: |
---|