Мосты Рима
РИМ сегодня - Достопримечательности
Мост Честио, также мост Святого Бартоломея (итал. Ponte Cestio, Ponte San Bartolomeo, лат. Pons Cestius) — древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима.
Описание
Мост соединяет Тиберину, остров на Тибре, с городским районом Трастевере. Сооружение было возведено около 60 — 40 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием, братом Гая Цестия (см. пирамида Цестия).
В 370 году при Валентиниане I отреставрирован, позднее в 1193 году. Мост был полностью обновлён в 1888—1892 годах в связи с проведением канализации. С XV века мост называется в честь церкви святого Бартоломея на острове Тиберина — Ponte San Bartolomeo.
Мост Фабричо (итал. Ponte Fabricio, лат. Pons Fabricius), сегодня — Кваттро Капи (итал. Ponte dei Quattro Capi) — самый древний мост Рима.
Каменный мост, построенный в 62 году до н. э. куратором дорог (лат. curator viarum) Луцием Фабрицием, соединяет Тиберину с левым берегом Тибра. Мост длиной 62 метра, ширина арок — до 24.5 метров.
В Средние века мост также назывался pons Iudaeorum, так как находился рядом с гетто. Нынешнее название — Ponte dei Quattro Capi — мост получил по двум античным стелам у начала моста, с изображением четырёх голов Геркулеса или Януса.
Мост Святого Ангела (итал. Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост через Тибр в Риме, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана (ныне замок Святого Ангела), римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». Облицован мраморными плитами.
В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло. В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра (работы Лоренцетто, 1530) и Павла (работы Паоло Романо, 1463), к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов.
Две статуи ангелов (оригиналы) хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.
Происхождение названия
Считается, что название реки «Тибр» имеет этрусские или италийские корни, скорее всего родственные кельтскому корню dubr, «вода».
По преданию, легендарный король Тиберин Сильвий, девятый в списке королей Альба-Лонги, утонул в реке Альбула, и она сразу же была переименована в его честь. В мифе упоминается первоначальное название реки, которое, вероятно, происходит от общего индо-европейского слова alba, «белый». Юпитер сделал Тиберина Сильвия богом и покровителем-духом реки, также называемым Волтурном (лат. Volturnus — «Бушующие воды»). К данной легенде восходит традиция изображения великой реки в виде сильного полулежащего бога-мужчины Тиберина со струящейся из его волос и бороды водой.
История
По преданию, Рим был основан в 753 г. до н. э. на берегу Тибра в 25 км от Остии на морском побережье, куда впадает река. В воды Тибра были сброшены в корзине младенцы Ромул и Рем (легендарные основатели города)
Тибрский остров посередине реки в центре Рима, долгое время был важным местом для брода, а позже был соединен с берегами мостом. Долгое время Тибр обозначал границу между землями этрусков на западе, сабинян на востоке и римлян на юге.
Бенито Муссолини, происходящий из области Романья, откуда берет свое начало Тибр, отметил его исток античной мраморной колонной, на которой высечена надпись QUI NASCE IL TEVERE SACRO AI DESTINI DI ROMA («Здесь рождается Тибр, освященный судьбой Рима»).
Тибр имел очень важное значение для торговли в Древнем Риме. Он являлся главным судоходным путем, позволяющий подниматься галерам с зерном по течению реки примерно на 100 км вверх уже в V веке до н. э. Также по реке перевозились камень, лес и продукты питания. Во время Пунических войн в III веке до н. э., порт города Остия, рядом с которым находится русло Тибра, стал стратегически важной военно морской базой Римской республики.
Позже он приобрел не менее значимое торговое значение: сюда стекались товары со всех римских колоний Средиземноморья. В это время начали строить причалы и на самом Тибре, объединяющие берега в районе Марсового поля. Также римляне включили Тибр в городскую канализационную систему (Клоака Максима), что позволило перенаправлять воду в центральную часть города.
В результате обмельчания и засорения реки ее коммуникационное значение уменьшилось, что усугубилось возведением нового порта в Фьюмичино в I веке н. э. Во времена правления императоров Клавдия и Траяна была построена дорога Виа Портуенсис (Via Portuensis), соединяющая Рим и Фьюмичино.
В VII—VIII веках некоторые римские папы пытались улучшить навигационные возможности Тибра. В XIX веке были проведены масштабные работы по очистке Тибра от скопившегося на дне мусора. После этого на какое-то время торговые пути были восстановлены, но XX веке были снова забыты, поскольку перестали играть такую важную роль как в древности.
Тибр известен своими наводнениями. Область Марсового поля, которая находится в низине, регулярно затоплялась водами великой реки. В 1876 году были построены высокие набережные, предотвращавшие разлитие реки. Улицы вдоль набережной сегодня называются lungoteveri («вдоль Тибра»).
Читайте: |
---|