Эпона
В галло - римской религии Eпона была защитником лошадей, ослов, и мулов. Она была особенно богиней изобилия, как показано ее признаками патерой, рогом изобилия, и присутствием жеребят на некоторых скульптурах. И H. Хьюберт предположил, что богиня и ее лошади были проводниками души в поездке в загробную жизнь. Необычно для кельтского божества, большинство которых было связано с определенными окрестностями, Эпона - единственное кельтское божество, которому, в конечном счете, поклонялось в Риме непосредственно , было широко распространено в Римской империи между первыми и третьими столетиями нашей эры.
Хотя только известно из римских текстов, название Эпона происходит с галло - кельтского языка; это имя получено из выведенного прото-кельтского *epos (лошадь). Бено (Benoit) нашел самые ранние аттестации культа Эпоны в Дунайских областях и утверждал, что она была представлена в рампе всадников с востока. Это предположение не было вообще принято.
Ее праздник в римском календаре был 18 декабря как показано календарем от Гидиццоло (Guidizzolo), Италия (Vaillant, 1951), хотя это, возможно, было только местным празднованием. Она была привлечена в Имперский культ, будучи призванной, от имени Императора, как Эпона Августа или Эпона Реджина.
Восприятие кельтских богинь по рождению изменилось под римской гегемонией: только названия оставались теми же. Поскольку Галлия Романизировалась под ранней Империей, была развита главенствующая роль Эпоны, которая стала защитником конницы. Культ Эпоны был распространен по большой части Римской империи конницей, особенно Имперская Конная охрана или equites singulares augustii приняли ее культ.
Причудливый миф, повествующий о рождении Эпоны, который не отражает кельтские верования, может быть найден в жизнеописании Плутарха Солона: попурри из сомнительных текстов, в контексте непристойного совокупления животного и человека, Плутарх сообщает, что Фулвиус Стелла (Fulvius Stella), ненавидящий женщин, соединил себя с кобылой, которая произвела ему на свет очень красивую деву-ребенка, и она была названа Эпоной...
Скульптуры Эпоны падаются в пяти типах: стоя или сидя перед лошадью, между двумя лошадями, и рядом символической кобылой и жеребенком. В Конном типе, обычном в Галлии, она изображена, сидя в дамском седле на лошади; в Имперском типе (более общая внешняя Галлия) она сидит на троне между двумя или больше лошадями или жеребятами. В отдаленной Дакии она представлена на стеле (Музей Szepmuvezeti, Будапешт) в формате Кибелы.
Маленькие изображения Эпоны были найдены в римских участках конюшен и сараях по широкой территории.
Читайте: |
---|