Главная - Тайны Ватикана - Пьяцца ди Сан Пьетро


Пьяцца ди Сан Пьетро

РИМ сегодня - Тайны Ватикана

пьяцца ди сан пьетро

Не будет преувеличением назвать пьяццу ди Сан Пьетро христианским Колизеем. Но эта окружность, в отличие от той, посвящена не смерти, а вечной жизни. История больше не знает двух таких огромных каменных кругов, и, возможно, Бернини находился под влиянием Колизея, а также портиков Древнего Рима, ибо колоннады собора Святого Петра — единственное сегодня в Риме место, которое можно сравнить с длинными крытыми галереями, столь свойственными Риму времен Империи.

В таких местах можно было укрыться зимой от ветра, а летом — от солнца. Эти колоннады, в свою очередь, произошли от длинных аркад эллинистического мира, столь поразивших Августа во время его кампании против Антония и Клеопатры. Одна из них — улица, названная Прямой, — находится в Дамаске; вторая — улица Каноп — в Александрии; а прекрасная ее копия до сих пор проходит через пустыню в Пальмире.

Статуи ста сорока святых, расположенные впечатляющим амфитеатром, смотрят с вершины колоннады. Их многочисленность наводит на мысль о том, что в мире нигде больше нет столь обширного открытого пространства, свободного от голубей. Есть подозрение, что за отсутствием здесь этих кланяющихся птиц, внезапно и бурно всплескивающих крыльями, кроется какая-то мрачная история, например о разоренных гнездах.

Среди ста сорока святых есть, разумеется, и самые знаменитые, а есть и другие, не столь известные. Среди семидесяти статуй справа — двадцать пять женщин, а из семидесяти с другой стороны — женщин только восемь. Пятая справа, как входишь на площадь, это святая Фекла, столь почитаемая греческой православной церковью. Фекла проследовала за святым Павлом по всей Малой Азии, переодевшись мальчиком. Святая Роза из Лимы — на левой стороне колоннады, и она появилась в церквях незадолго до того, как Бернини поместил ее на колоннаду. Можно найти статую святого Генезия, римского актера, который на сцене смеялся над христианством, пока внезапно не обратился и не отказался играть. Он — святой покровитель комедиантов, и в тех редких случаях, когда его изображали живописцы или скульпторы, на нем неизменная шапочка с бубенцами.

Когда Бернини проектировал колонны, он думал, что барочные экипажи кардиналов и принцев будут ездить между ними, и потому центральный проезд из трех, имеющихся в колоннаде, достаточно широк, чтобы разъехаться двум экипажам, а боковые проходы — для пешеходов.

Хотя этот участок был столько веков вымощен кирпичом, даже сейчас виден естественный уклон Ватиканского холма. Холм выше всего на севере, где находится Ватиканский дворец, а к югу становится ниже.

Интересно, ходил ли когда-нибудь этой дорогой святой Петр в бытность свою в Риме и видел ли он Ватиканское кладбище, на котором ему суждено было быть похороненным, и Ватиканский холм, где впоследствии построили церковь, ему посвященную. Может быть, он и проходил здесь каким-нибудь тихим весенним днем, еще до того как зловещая тень Нероновой ненависти накрыла молодую церковь. Конечно, Ватиканский холм не являлся одним из самых главных римских холмов: он в стороне от городской стены, на восточном берегу Тибра. Это была пустынная местность с карьерами, в которых добывали глину, и виноградниками. Керамика из здешней глины получалась отличная, а вот вино Ватиканских виноградников — говорят, худшее в Риме. «Если хочешь выпить чего-нибудь горького, выпей Ватикана», — советовал Марциал, да и Цицерон упоминал о плохом качестве вина. Без сомнения, святой Петр слышал истории о происхождении слова «Ватикан»: от vates или vaticinador, то есть «сновидящий». В старые времена именно это место выбрал Нума Помпилий, чтобы получать «послания» от своей супруги нимфы Эгерии.

Святому Петру, безусловно, был известен храм Кибелы, Великой матери богов, на Ватиканском холме. Кибела — фригийское божество, и те, кто ему поклонялись, крестились в бычьей крови, что приводило в ужас христиан, которые видели в этих обрядах, так же как и в поклонении Митре, жуткую пародию на свои собственные таинства. Храм Кибелы был знаменит, и даже на территории Франции и Германии обнаруживали надписи, в которых поклонявшиеся Великой матери богов утверждали, что их обряды — такие же, какие отправлялись и в Ватикане.

В древние времена дорога, ведущая от Тибра к Ватикану, называлась Виа Корнелиа, и, как вдоль всех дорог, ведущих из Рима, вдоль нее располагались захоронения. Эта дорога известна еще благодаря соседним садам, которые посадила Агриппина Старшая, мать Калигулы, а часть ее поместья граничила с кладбищем. У молодых императоров, таких, как Калигула и Нерон, была привычка приезжать на ипподром, построенный в садах, и состязаться здесь на колесницах, запряженных четверками лошадей; а кладбище на склоне холма было так близко, что, когда юный безумец император Гелиогабал пожелал удлинить беговой круг, чтобы впрячь в колесницы слонов, некоторые крайние могилы пришлось сровнять с землей. Возвышенная северная часть вся покрыта фамильными склепами. А еще отсюда каждый мог взглянуть вниз и увидеть, что происходит на арене.

Все, кто оказался на кладбище в одну из ночей 65 года н. э., когда Нерон положил начало преследованиям первых христиан, вероятно, наблюдали отвратительное зрелище, описанное Тацитом. Христиан, одетых в шкуры диких животных, разорвали на куски разъяренные охотничьи собаки; другие христиане, обмазанные смолой, были сожжены на костре; третьи — распяты; и пока разыгрывались это ужасное представление, Нерон, одетый воином, мчался в колеснице по беговому кругу, освещаемому горящими мучениками.

Если не принимать во внимание предположение о том, что святой Петр никогда не был в Риме, то классической считается версия о том, что он был распят на том же месте в 67 г. н.э. По традиции, в Риме говорят, что он принял смерть между двух столбов посередине скакового круга (версия о распятии вниз головой на перевернутом кресте — не более чем миф). Верили, что он умер у подножия обелиска, который теперь стоит в центре площади, куда его перенесли в 1586 году. Первоначально обелиск находился южнее церкви, в маленьком дворике в нескольких ярдах от Кампо Санто. Место на мостовой отмечено камнем. Таким образом, тем, кто потребовал выдачи тела святого Петра, чтобы похоронить его, недалеко пришлось его нести — вверх по склону, за круглую площадку. Считается, что памятник был воздвигнут над могилой почти сразу и так и пребывал там, и всякий христианин в Риме об этом знал. Константин Великий, возводя первый собор Святого Петра, хотел заключить в него этот памятник, и храм был выстроен в таком трудном и неудобном месте склона только для того, чтобы гробница занимала почетное место в хорде апсиды.

Можно было бы подумать, что у Рима больше нет нераскрытых тайн, но это не так. В последнюю войну археологи Ватикана исследовали гробницу святого Петра и обнаружили то, чего никто не видел со времен Константина — целые улицы языческих захоронений под церковью.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Древнем Риме:

Развлечения в термах

Развлечения в термах

Об открытии бань извещали колоколом, звон которого слышен был издалека. Час открытия изменялся в з...

Национальный парк под названием Рим

Национальный парк под названием Рим

Семь холмов, руины Колизея, храмы эпохи Возрождения, романтические фонтаны, уличные кафе, сто видо...

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

до н. э.Годы ИСТОРИЯ после 1000 Начало колонизации Италии этрусками 753 Традиционная дата...

Элементы времени Древнего Рима:

Правонарушения и преступления в Ватикане

Правонарушения и преступления в Ватикане

Ватикан вполне правомерно можно назвать наиболее криминальным государством во всём мире. На каждог...

Марк Фурий Камилл около 447-365 гг. до н.э

Марк Фурий Камилл около 447-365 гг. до  н.э

Римляне часто воевали со своими соседями. Они покорили значительную часть Средней Италии. В этих н...

Марк Туллий Цицерон 106-43 гг. до н.э

Марк Туллий Цицерон 106-43 гг. до н.э

Великий оратор, писатель и политический деятель Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. ...

МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА

МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифоло...

Ромул и Рем. Можно просто Ромул

Ромул и Рем. Можно просто Ромул

Все мы, конечно, знаем, что на месте Рима застолбили участок и разбили первое поселение Ромул и Ре...

Вакх - римский бог Вина

Вакх - римский бог Вина

Дионис (Dionysus или Dionysos) (Древний греческий язык: также известный как Вакх и в греческой и в...

Древние Римляне:

Лукулл, Луций Лициний

Лукулл, Луций Лициний

ЛУКУЛЛ, ЛУЦИЙ ЛИЦИНИЙ (Lucius Licinius Lucullus) (ок. 117–56 до н.э.), римский полководец и государственный деятель

Невий Гней

Невий Гней

Невий Гней (Gnacus Naevius) (около 270 - 201 до н. э.), римский поэт. Участник 1-й Пунической войны

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА

(Gaius Iulius Caesar Germanicus) (12–41 н.э.), третий после Августа и Тиберия римский император (с 37 по 41). Полное е...

Прогулки по Риму:

Римский календарь

Римский календарь

ВЕСНА Март - во Дворце Канцелярии проходит единственный в мире Международный фестиваль клавесинной музыки. 9 мар...

КУРЬЕЗЫ И ПРИЧУДЫ КАТОЛИКОВ

КУРЬЕЗЫ И ПРИЧУДЫ КАТОЛИКОВ

В римских церквях нередко можно встретить нечто такое, о возможности существования чего в контексте религии, в католич...

Пешком по вечному городу. Экскурсия по историческому центру Рима

Пешком по вечному городу. Экскурсия по историческому центру Рима

Рим – это величественный город, который всегда был, есть и будет вечным. Взору путешественников здесь открывается вся ...

Путеводитель по Риму

Путеводитель по Риму

Обычно число туристов в Риме не превышает пяти миллионов человек в год. Однако в двухтысячном, юбилейном для всех хрис...

Эксклюзивный отдых за рулём Феррари

Эксклюзивный отдых за рулём  Феррари

Представьте: вы говорите друзьям, что улетаете в Рим, а привозите из отпуска совершенно нереальные фотографии, где вы ...

Достопримечательности:

Капито лий (Капитоли йский холм) Если дороги привели в Рим Рим (Roma)
ПАНТЕОН Прогулки по Вечному городу Капитолий
Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae) ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА Музеи Ватикана