Убийство Цезаря
РИМ сегодня - Рим история города
Когда однажды друзья посоветовали Цезарю
остерегаться врагов и окружить себя охраной,
диктатор ответил: «Лучше один раз умереть,
чем постоянно ожидать смерти».
Задумавшись над кровавой историей цезарей, неизбежно вспоминаешь первого из них, Юлия Цезаря, который считается величайшим человеком античности.
Доверчивость Цезаря, вполне рассчитанная, бывшая одним из пунктов его политической программы, отдала его, безоружного и ничего не подозревавшего, на убой заговорщикам. Он погиб от рук банды республиканцев-идеалистов, а недовольные сенаторы поверили, что он хотел установить наследственную монархию.
15 марта 44 г. до н. э. Цезарь был убит по дороге на заседание Сената. Так как каждый из заговорщиков по отдельности не хотел брать грех на душу, они договорились, что каждый нанесёт хотя бы один удар стилусом (деревянной палочкой для письма), так как в Сенат вход с оружием был воспрещён. Первые удары не смогли убить Цезаря. Он пытался сопротивляться — в частности, после первого удара он проткнул своим стилусом руку одного из нападавших. Когда настала очередь Брута нанести свой удар, Цезарь с удивлением крикнул, ставшую знаменитой фразу «И ты, Брут?»
Впрочем, версии о реакции Цезаря на присутствие Брута разнятся. Согласно римскому историку Светонию, последними словами Гая Юлия была фраза на греческом «καi σύ, τέκνον», что в переводе на русский означает «И ты, дитя моё?». Согласно Плутарху, Цезарь ничего не сказал, увидев среди убийц Брута. Он скончался от 23-х колотых ранений. Существует две различные версии его смерти: что он умер от смертельного удара (это более распространенная версия; как пишет Светоний, таковым был второй удар, в грудь) и что смерть наступила в результате кровопотери.
Версии о подробностях многочисленны и, по существу, безразличны; важно только то, что заговор никем из участников не был выдан и что все-таки он мог быть предупреждён, если бы этому не помешал целый ряд случайностей и полный фатализм Ю. Цезаря.
Интересно проследить передвижения Цезаря в последний день его жизни. Вот как описано это событие в книге Генри В. Мортона «Рим. Прогулки по Вечному городу»:
«…В то время он жил со своей женой Кальпурнией в официальной резиденции Понтифика Максимуса на Форуме, в здании, соседнем с Домом весталок. Цезарь был последним верховным жрецом, который жил там (Август жил уже на Палатине, он объединил старый Domus Publica с Домом весталок). Именно в этот дом, в тишину ночного Форума вернулся Цезарь 14 марта 44 года до н. э.
Днем он обедал со своим другом Лепидом, а после обеда просматривал государственные бумаги, краем уха слушая разговоры вокруг. Кто-то завел спор о том, какой смертью лучше всего умереть. Цезарь оторвался от бумаг и кратко сказал: «Внезапной», после чего продолжил читать.
Придя домой, он долго не мог заснуть, и Кальпурния тоже. Она во сне видела его мертвым и была так расстроена, что теперь уговаривала его отложить свое появление в Сенате.
Женщинам часто присуще шестое чувство, которому мудрые мужчины склонны доверять. И Цезарь поначалу собирался послушаться ее совета. По крайней мере, шестьдесят человек были вовлечены в заговор против него, и, без сомнения, Кальпурния чувствовала атмосферу сгущавшейся опасности. Цезарь в свои пятьдесят восемь, несмотря на все любовные похождения, служившие предметом армейских шуток и анекдотов, был все еще любим своей женой; и на стремление Кальпурнии уберечь мужа не повлиял тот факт, что ее знаменитая соперница Клеопатра находилась в тот момент на вилле Цезаря, на западном берегу Тибра. Однако когда пришло время действовать, Цезарь презрел все страхи Кальпурнии и отправился на встречу.
Невозможно теперь узнать, какой дорогой он шел, но возможно, что, покидая Форум, он бросил взгляд на строительство нового Сената, и, может быть, работы в то время были приостановлены, поскольку мартовские иды — это праздник. Картина народного веселья — это последнее, что Цезарь увидел в жизни.
Театр Помпея на Марсовом поле был самым великолепным из подобных зданий в Риме, говорят, он напоминал греческий театр в Митилене. Огромный полукруг мраморных кресел на открытом воздухе вмещал семнадцать тысяч, а за сценой были крытые колоннады и сады, где публика могла прогуливаться в антрактах. К этим садам примыкало здание Курии Помпея, где полукруглые ряды кресел поднимались ярусами, обращенные к апсиде, в которой стояла знаменитая статуя Помпея. Это был тот самый зал, в котором собирался Сенат.
Цезарь упал у ног статуи Помпея, сраженный двадцатью тремя ударами, и, говорят, последним его движением была попытка сохранить приличия — то есть сделать так, чтобы тога прикрывала его наготу…»
Цезарь был убит не на Капитолии, как говорит Шекспир, не на Форуме, а в полумиле от него, в великолепном новом театре (Teatrum Pompei), который Помпей построил на Марсовом поле. Сенат собирался так далеко от своего исторического дома на Форуме, так как здание Сената перестраивалось, и там нельзя было заседать.
Марсово поле: А - театр Помпея, В - сады и коллонады, С - курия Помпея, D - храмовый комплекс (в наше время - площадь Торре Арджентина)
Справка: Гней Помпей Великий приказал заложить театр в 61 году до н. э., здание было освящено в 55 году до н. э. Театр вмещал в себя 40 тысяч зрителей и был первым каменным театром в Риме. Зрительские места и интерьер театра были украшены мрамором. К театру примыкал портик Помпея, вблизи также располагалась Курия Помпея, где иногда проходили заседания Сената.
Место, где стояло великолепное здание, находится несколько ниже заполненных народом улиц, недалеко от площади Торре Арджентина.
Справка: Площадь Торре Арджентина (Largo di Torre Argentina) названа по Torre Argentina (Страсбургская башня), башне, возведённой в 1503 году. Современная площадь возникла в 1909 году, при этом были снесены жилые здания и церковь San Nicola dei Cesarini. На площади с западной стороны расположен театр Арджентино. В 1926-28 гг. начались раскопки храмового комплекса времён Римской республики. В ходе раскопок были обнаружены остатки четырех храмов, расположенные ниже уровня дороги. Так как невозможно было определить, кому посвящены храмы, они называются A, B, C, D. Храмы были с I века до н. э. были окружены общественными зданиями. С севера — Hecatostylum (Зал ста колонн) и термы Агриппы, с запада — портик и театр Помпея, с юга — Цирк Фламиния и театр Бальбы, с востока — Porticus Minucia Frumentaria.
Над землей не сохранилось ни следа здания; но если обследовать живописные улочки позади театра Арджентино, можн найти маленькую заброшенную площадь, где многоквартирные дома, мастерские и офисы четко следуют изгибу зрительного зала; и это место называется Пьяцца Гроттапинта.
Если Пьяцца Гроттапинта воспроизводит кривизну театра Помпея, то колоннада должна была находиться где-то под Виа ди Кьявари, а Курия — простираться к Ларго Арджентина. Так что если задаться целью найти в Риме место, ближайшее к месту гибели Цезаря, мы бы, как это ни странно, пришли на ступени театра Арджентино.
Если же Цезарь был убит на подходе к зданию театра Помпея, то место убийства в современном Риме находится во дворах за площадью…
Источники:
Генри В. Мортон «Рим. Прогулки по Вечному городу»
Читайте: |
---|